Скачать 396.54 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 имени Р.А. Наумова городского округа город Буй Костромской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «География» 10 - 11 классы (базовый уровень) 2013 – 2014 учебный год Учитель географии: Смирнова Лариса Владимировна, I квалификационная категория г. Буй, 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 - 11 классов составлена на основе следующих документов:
Цели и задачи курса Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира. Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности в общем, глобальном масштабе. Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения. Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности: - умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами; - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов; - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах; - обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов; - владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности. Рабочая программа осуществляет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: обществознание, история, экономика, биология. Для развития школьников в процессе обучения географии, накопления географических знаний учащимися уроки строятся в соответствии с современными образовательными технологиями. При выборе образовательных технологий учитывается специфика предмета и возрастные особенности детей. Выбранная педагогическая технология сопоставляется с идеями здоровьесберегающей педагогики: любая новая технология должна быть «безопасной для здоровья». Предполагается использовать следующие образовательные технологии: - традиционная технология с компьютерной поддержкой, - технология игрового обучения, - технология перспективно-опережающего обучения, - технология дифференцированного и индивидуализированного обучения; - проектная и исследовательская технология; - технология КСО (коллективные способы обучения); - технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) и др. Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок. Отличительные особенности по сравнению с примерной программой Уменьшено количество часов на изучение темы «Современные методы географических исследований, источники географической информации». Добавлен 1 час на изучение программной темы «Население мира». Часы добавлены за счёт сокращения программной темы 11 класса «Россия в современном мире» ввиду изучения курса географии «Население и хозяйство» в 9 классе. Учебно-тематический план Структура курса 10 класса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из введения и раздела «Общая характеристика мира». Раздел Общая характеристика мира» представлен 5 темами: «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов», «География населения мира», «Научно-техническая революция и мировое хозяйство», «География отраслей мирового хозяйства». Курс географии 11 класса состоит из 5 тем: «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия. Австралия», «Африка», «Северная Америка», «Латинская Америка» Учебно-тематический план 10 класс (34 часа)
Учебно-тематический план 11 класс (34 часа)
Содержание программы 10 класс Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения. Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной экономической и социальной географии зарубежных стран. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы. Практическая работа: Анализ карт различной тематики. Раздел I «Общая характеристика мира» Тема № 1 «Современная политическая карта мира» Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период. Многообразие стран современного мира. Основные критерии выделения различных типов стран. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития. Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административно-территориальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО. Страны - члены НАТО. Движение Неприсоединения. Неприсоединившиеся и нейтральные страны. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира. Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. Основные части света. Сущность понятий «Новый Свет», «Старый Свет». Практические работы: Характеристика ПГП страны (по выбору уч-ся) |