Учебно-тематическое планирование уроков по курсу «Экономическая и социальная география мира».
10 класс. 35 часа /год , 1 час /нед.
№
п/п
| Раздел, тема.
| Р.К.
Тема урока.
| Дата.
| Тип урока.
| Практические работы.
| Учебно-ме-тодическое
обеспечение.
| Требования к уровню
подготовки
учащихся.
| Домашнее
задание.
| Географическая
номенклатура.
| Примеча-ние.
| 1.
| Введение.
| Введение.
|
| Вводный.
|
| Политическая карта мира.
Учебники.
Атласы.
| Учащиеся
должны называть и показывать
основные средства и методы получения географической информации.
| Стр. 5-7,
Обзор периодической
печати.
|
|
| 2.
| Р.1. «Общая характеристика мира» Т.1. Современная
политическая
карта мира.
| 1.Много-образие стран современного мира
|
| Лекция.
|
| Политическая
карта мира.
Атласы.
Таблица: «Многообразие стран».
| Учащиеся должны уметь
прогнозировать и оценивать
изменения политической карты мира под влиянием международных отношений.
Объяснять причины изменений политической карты мира, существенные признаки понятия «политико-географическое положение», различия в уровнях экономического развития стран и регионов, географические особенности
стран «новой
индустриализации», называть и показывать крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы.
| Стр. 9- 13, зад. 1, 2 стр.20.
| Примеры
различных групп стран.
| Статьи
из журнала «География в школе» № 5-1989г., 4-98,
7-97,2-97,5-01 ,
7-01.
| 3.
|
| 2.Государственный строй стран мира.
|
| Комбинированный урок.
| П.р. (тренировочная). «Составление
систематизирующей таблицы: «Государственный строй стран мира».
|
| Смотри урок №2.
| Стр. 16- 18,зад. 4,стр.21.
| Примеры
унитарных и федеративных
государств.
| *Геономенклатура.
| 4.
|
| 3.Влияние международных отношений на политическую карту мира, поли-тическая
география и геополитика.
|
| Урок-диалог.
| П.р. №1 (оц.)
«Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени».
| Политическая карта мира. Материалы СМИ.
| Смотри урок №2.
| Стр. 13-16, 18-19.
*зад.6, стр.21
Блок самоконтроля и взаимного контроля,
С.21-22.
|
|
| 5.
|
| 4. Зачёт по теме: «Современная
политическая
карта мира».
|
| Урок-зачёт
|
| Политическая карта мира, атласы.
| Закрепить основные требования к уровню подготовки учащихся по данной теме.
| Повторить геономенклатуру.
|
|
| 6.
| Т.2.География мировых
природных ресурсов.
| 1.Взаимодействие общества и природы.
|
| Комбинированный.
| П.р. № 2 (оц.) «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира».
| Политическая карта
мира. Карта «Природные ресурсы мира».
Материалы экологических исследо-ваний.
| Учащиеся должны прогнозировать и оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов мира
различными видами ресурсов суши, роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы.
Результаты борьбы с опустыниванием, обезлесением, последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды;
объяснять закономерности размещения основных видов природных ресурсов, существенные признаки понятий: «географическая среда», «ресурсообеспеченность». Определять принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов, рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов, условия возникновения и развития наиболее крупных зон и рекреаций. Называть и показывать основные виды природных ресурсов, мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых;
промышленные, сельскохозяйственные; транспортные; научно-информационные; финансовые ; торговые; рекреационные; меры по охране вод Мирового Океана и суши.
| С.23-26, * зад.1,2, с 46.
|
| Статьи из журнала « Геогра-фия в школе»
№3-93,
5-98. 4-01.
| 7.
|
| Р.К. 2.Загрязнение и охрана окружающей среды. Экологические проблемы Ставрополья.
|
| Деловая игра.
Урок-суд.
|
| Смотри урок №6.
| Смотри урок №6.
| С. 38-45, *зад.8, 9, с.47.
|
| 3-93 ,
5-98,
4-01.
| 8.
|
| 3.Минеральные, земельные,
ресурсы. Ресурсообеспеченность.
|
| Урок-практикум.
| П.р. (тренировочная) «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний».
| Политическая карта
мира. Карта «Природные ресурсы мира», атласы.
| Смотри урок №6.
| С.28 – 32, зад. 3,4 с.46.
| Угольные бассейны: Аппалачский, Рурский, Верхнесилезский, Фушуньский, Донецкий, Кузнецкий.
Нефтяные бассейны:
Западно-Сибирский, Техасский,
Мексиканский залив, Северное море, Пер-сидский залив.
Железорудные бассейны:
Криворожский, КМА, Итабира, Каражас, Аньшанский, Лабрадорский, р-он оз Верхнее.
Меднорудные месторождения: Чикикамата, Аризона, Западно-Канадское, Медный пояс, Кобриса, Хобарт, Калифорнийское, Окип. Бокситогорские про-винции: Средиземноморская, Гвинейский залив, Карибская, Австралийская. Месторождения фосфоритов: Егорьевское, Камско-Вятское, Бьют, Юсуфия, Амман, Сехира, Каратаусское, Эр-Русейфа.
Месторождения калийных солей: Соликамское, Саарско-Лотарингское, Карлсбад, Солигорское, Саскачеванское.
Золотодобывающие страны: США, Канада, Россия, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан, Алмазодобывающие страны: Россия, ЮАР, Заир.
|
| 9.
|
| 4.Водные, биологические
ресурсы
|
| Комбинированный урок
|
| Политическая карта
мира. Карта «Природные ресурсы мира», атласы.
| Смотри урок №6.
| С32-35; *зад. 5,6 с 46
|
|
| 10.
|
| Р.К. 5.Ресурсы Мирового Океана, кли-матические, космические,
рекреационные ресурсы.
Ресурсы КМВ.
|
| Урок- конференция.
| П.р. (творческая). «Обсуждение проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология» и путей её решения.
| Политическая карта
мира. Карта «Природные ресурсы мира».
Материалы экологических исследо-ваний.
| Смотри урок №6.
| С 35-37, блок самоконтроля с.48-49.
|
|
| 11.
|
| 6.Зачёт по теме: «Мировые природные ресурсы»
|
| Урок-зачет.
|
| Политическая карта
мира. Карта «Природные ресурсы мира».
Материалы экологических исследо-ваний.
| Закрепить основные требования к уровню подготовки учащихся по данной теме.
| Повторить геономенклатуру.
|
|
| 12.
| Т.3.География населения мира.
| 1.Числен-ность и вос-производство населения мира.
|
| Лекция.
|
| Политическая карта мира. Статистические материа-лы.
| Учащиеся должны уметь прогнозировать и оценивать темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира, тенденции изменения возрастного состава населения, темпы урбанизации и её влияние на окружающую среду;
объяснять различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий,
существенные признаки понятия: «воспроизводство населения», крупнейшие агломерации, мегаполисы, различия в степени заселённости,
обусловленные
экономическими, историческими и природными причинами; миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов, причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди, причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира и роста народонаселения; распространение мировых религий Земле; определять функции крупнейших городов мира; называть и показывать основные регионы повышенной плотности населения Земли, крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареал их распространения, культурно-исторические центры.
| С. 51-60, *индивидуальные задания 1-4 с.
76-77.
|
| Статьи из журнала «География в школе»
| 13.
|
| 2.Состав населения.
|
| Комбинированный урок.
|
| Политическая карта мира. Карта «Народы мира», атласы.
| Смотри урок №12.
| С.60-64, зад. 5-7, с.77.
|
| 6-97 ,2-98 ,2-99, 2-00, 5-00,
| 14.
|
| 3.Размещение и миграция населения.
|
| Комбинированный урок.
|
| Политическая карта мира. Карты «Плотность населения мира». «Народы мира», статистические материалы.
| Смотри урок №12.
| С 64-67, подготовиться к семинару по теме «Урбанизация».
|
| 2-02,8-02,2-03.
| 15.
|
| 4.Урбанизация.
|
| Урок-семинар.
| П.р. (тренировочная)
«Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору».
| Политическая карта мира. Материалы СМИ. Карта «Плотность населения мира».
| Смотри урок №12.
| С. 67-73.
| Агломерации: Токио, Нью –Йорк, Мехико, Сан-Паулу, Шанхай, Бомбей, Лос-Анджелес, Пекин, Калькутта, Буэнос –Айрес, Сеул, Осака, Рио-де-Жанейро, Париж, Тяньцзинь, Джакарта, Москва, Каир, Дели, Манила.
|
|
16.
|
| 5.Урок-практикум по теме: «Население мира».
|
| Урок-практикум.
| П.р. №3 (оц.). «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».
П.р. (творческая).
«Объяснение региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах матери-ального и нема-териального производства».
| Политическая карта мира. Материалы СМИ. Карта «Плотность населения мира».
| Смотри урок №12.
| зад 14 с. 78-79.
|
|
| 17.
|
| 6. Урок-практикум по теме: «Население мира»
|
|
| П.р. (творческая) «Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства».
П.р. (творческая) «Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору)».
| Политическая карта мира. Материалы СМИ. Карта «Плотность населения мира».
| Смотри урок №12.
| Блок самоконтроля и взаимного контроля с.79-81.
|
|
| 18.
|
| Р. К. 7..Зачёт по теме: «Население мира».
|
| Урок-зачёт.
|
| Политическая карта мира. Карты «Плотность населения мира», «Народы мира», атласы.
| Закрепить основные требования к уровню подготовки учащихся по данной теме.
| С 73-76. Повторить геономенклатуру.
|
|
| 19.
| Т.4.Научно-техничес-кая революция и Мировое хозяйство.
| 1.Характеристика НТР.
|
| Лекция.
|
| Политическая карта мира, таблицы.
| Учащиеся должны уметь прогнозировать и оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве, изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран. Объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства;
существенные признаки понятий : «НТР», «мировое хозяйство», «МГРТ», различия в уровнях экономического развития стран и регионов; изменения пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности в структуре хозяйства; причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе МГРТ; основную специализацию районов старого и нового освоения; географические особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа», «нефтедоллара». Называть и показывать примеры крупнейших старопромышленных районов мира, тенденции изменения структуры мирового хозяйства, основные формы МЭО.
| С 83-88, составить систематизирующую таблицу. *Инди видуальные зада-ния : подготовить сообщения об ЕС, АСЕАН , НАФТА , АТЭС ,ЛААИ.
|
| Стаьтьи из журнала «География в школе» 7-97,
2-98,
2-00,
7-99.
| 20.
|
| 2.Современное Мировое хозяйство и МГРТ.
|
| Комбинированный.
| П.р. № 4 (оц.) «Составление характеристики центров современного мирового хозяйства».
| Политическая карта мира, таблицы.
| Смотри урок №19.
| С. 88-92,
* зад. 2 ,3 , с. 106.
|
|
| 21.
|
| 3.Отраслевая и территориальная структура хозяйства.
|
| Комбинированный урок.
|
| Политическая карта мира, таблицы.
| Смотри урок №19.
| С 92 – 99,
*зад. 5, 6, 7, с 106.
|
|
| 22.
|
| 4.Основные факторы размещения производительных сил.
|
| Комбинированный урок.
|
| Политическая карта мира, таблицы.
| Смотри урок №19.
| С. 99-103. Блок самоконтроля и взаимного конт-роля.
|
|
| 23.
|
| 5.Урок-практикум по теме: «Научно-техническая революция и Мировое хозяйство».
|
| Урок-практикум
| П.р. (тренировочная)
«Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны».
П.р. № 5 (оц.) «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил».
| Политическая карта мира, таблицы.
| Смотри урок №19.
| Блок самоконтроля и взаимного контроля. С107-109.
|
|
| 24.
|
| 6.Зачёт по теме:
«НТР и Мировое хозяйство».
|
| Урок-зачёт.
|
| Политическая карта мира, атласы.
| Закрепить основные требования к уровню подготовки учащихся по данной теме.
| С103-105.
|
|
| 25.
| Т.5.География отраслей мирового хозяйства.
| 1.География промышленности.
|
| Лекция.
|
| Политическая карта мира. Таблицы. Схемы.
| Объяснять особенности размещения основных отраслей хозяйства, специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава структуры их хозяйства, участие в ГРТ, существенные признаки понятия: «зеленая революция»; описывать одну из отраслей мирового хозяйства, один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного типа; определять крупнейших экспортёров и импортёров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; называть и показывать крупнейшие индустриальные страны мира, примеры районов нового освоения, примеры свободных экономических зон мира.
| С. 111-112, 126.
|
| *Геономенклатура.
| 26.
|
| Р.К.
2.Топливно-энергетический комплекс.
|
| Комбинированный урок.
|
| Политическая карта мира, карты: «Топливно-энергетический комплекс мира», «Электроэнергетика мира», «Полезные ископаемые мира».
| Смотри урок №25.
| С 112- 117, знание геономенклатуры
| Ведущие нефтедобывающие страны: Саудовская Аравия, США, Россия, Иран, Китай, Норвегия, Венесуэла, Мексика, Великобритания, ОАЭ.
Ведущие газодобывающие страны: Россия, США, Канада, Нидерланды, Великобритания, Индонезия, Алжир, Узбекистан, Саудовская Аравия, Иран.
| Статьи из журнала «География
в школе»: 7-97, 2-98 , 5-98 ,2-99, 8-00, 4-03.
| 27.
|
| Р.К. 3.Электроэнергетика мира.
|
| Комбинированный урок.
|
| Карты:
Электроэнергетика мира, Политическая карта мира, атласы.
| Смотри урок №25.
| С117-119; *зад 1-5 с. 153.
| Ведущие страны по выработке электроэнергии: США, Япония, Китай, Россия, Канада, ФРГ, Франция, Индия, Великобритания, Бразилия.
Крупнейшие ГЭС мира: Итайпу-Бразилия , Гранд-Кули- США , ГУРИ- Венесуэла , Тукурун – Бразилия, Саяно –Шушенская –Россия, Корпус –Посадос-Аргентина, Красноярская-Россия, Ла-Гранд-Канада, Черчила-Форз- Канада, Коиндо –Бразилия.
|
| 28.
|
| Р.К.
4.География горнодобывающей промышленности, металлургии, машиностроения.
|
| Урок-практикум.
| П.р. №6 (оц.) «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира ».
| Политическая карта мира. Карта «Машиностроение мира».
| Смотри урок №25.
| С. 119-124.
*зад. 6-9 с.153-154 индивидуально.
| «Великие горнодобывающие державы»: США, Канада, Австралия, ЮАР, Бразилия, Индия, Китай, Россия.
Страны-лидеры по выплавке стали: Китай, Япония, США, Россия, ФРГ, Республика Корея, Италия, Украина, Бразилия, Индня.
Страны-лидеры по производству алюминия: США, Россия, Канада, Китай, Австралия, Бразилия, Норвегия, ФРГ, Венесуэла, Индия.
Страны – лидеры по производству легковых автомобилей: Япония, США, ФРГ, Франция, Республика Корея, Испания, Бразилия, Великобритания, Италия, Канада.
|
| 29.
|
| Р.К.
5.Химическая, лесная, лёгкая промышленность.
|
| Комбинированный урок.
| П.р. (тренировочная)
«Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира».
| Тематические карты по географии химической, лесной, лёгкой промышленности. Политическая карта мира.
| Смотри урок №25.
| С. 124-126, зад. 10-11, с154.
|
|
| 30.
|
| Р.К.
6.География сельского хозяйства и рыболовства.
|
| Комбинированный урок.
|
| Политическая карта мира.
| Смотри урок №25.
| С.126-136 , знание геономенклатуры.
| Страны-лидеры по производству пшеницы: Китай, Индия, США, Франция, Россия, Канада, Австралия, ФРГ, Пакистан, Великобритания.
Страны- лидеры по производству риса: Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Япония, Филиппины, Бразилия.
Страны-лидеры по производству кукурузы: США, Китай, Бразилия, Мексика, Франция, ЮАР, Индия, Аргентина, Румыния, Италия.
Страны – лидеры по поголовью КРС: Индия, Бразилия, Китай, США, Аргентина, Россия, Эфиопия, Мексика, Австралия, Колумбия.
Страны- лидеры по улову рыбы: Китай, Перу, Чили, Япония, США, Индия, Россия, Индонезия, Таиланд, Норвегия.
|
| 31.
|
| Р.К.
7.География транспорта мира.
|
| Комбинированный урок.
| П.р. (творческая) «Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития; составление проекта развития транспортных систем одного из регионов».
| Карта «Транспорт мира», атласы.
| Смотри урок №25.
| С. 136-143.
| Страны- лидеры по длине железных дорог: США, Россия, Канада, Индия, Китай, ФРГ, Австралия, Франция, Аргентина, Бразилия.
Страны-лидеры по густоте ж.д.: Швейцария, ФРГ, Чехия, Куба, Бельгия, Венгрия, Польша, Словакия, Нидерланды, Япония.
Страны – лидеры по размерам автопарка: США, Япония, ФРГ, Италия, Франция, Великобритания, Россия, Канада, Испания, Бразилия.
Страны – лидеры по тоннажу торгового флота: Панама, Либерия, Греция, Кипр, Багамы, Сингапур, Япония, Норвегия, Мальта, Китай.
|
| 32.
|
| 8.Основные формы всемирных экономических отношений.
|
| Урок-семинар.
| П.р. (творческая). «Составление картосхемы районов международного туризма Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма».
| Политическая карта мира. Выставка книг.
| Смотри урок №25
| С.143-149, блок самоконтроля и взаимного контроля , с.156-157.
| Страны-лидеры в международном туризме: Франция, Испания, США, Италия, Великобритания, Китай, Мексика, Польша, Канада, Австрия.
|
| 33.
|
| 9. Зачёт по теме: «География отраслей мирового хозяйства».
|
| Урок-зачёт.
|
| Политическая карта мира. Тематические карты.
| Закрепить основные требования к уровню подготовки учащихся по данной теме.
| Повторить геономенклатуру.
|
|
| 34.
|
| Повторение по теме: «Современная политическая карта мира».
|
| Урок-диалог
|
| Политическая карта мира.
| Закрепить основные требования к уровню подготовки учащихся по данной теме.
| Повторить с.9-18.
|
|
| 35.
|
| Заключительный урок.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: 10 класс.- М.: Просвещение, 2005 г.-400 с.
Программа: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. (68 ч., 2 ч. в неделю). Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-10 классы.-М. : Просвещение, 2000.
|