ПРОЕКТ Программа организации внеурочной деятельности учащихся
5-х классов МБОУ СОШ №13 на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа внеурочной деятельности предоставляет возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 расположена на компактной территории рабочего поселка Черемухово. Поселок окружен уникальным природным комплексом, жемчужинами которого являются озеро Светлое и заповедник «Денежкин камень».
С городским центром поселок связывает движение общественного транспорта. С областным центром и другими городами области – железная дорога и автобусное движение. Культурное пространство поселка представлено учреждениями, которые сотрудничают со школой в общем деле воспитания подрастающего поколения:
поселковая библиотека, имеющая взрослый и детский абонементы – центр, объединяющий людей (взрослых и детей), ведущий просветительскую и культурно-массовую работу;
детская Школа Искусств, работает в поселке не первое десятилетие, имеет художественное, музыкальное отделения. В общей сложности охватывает детей в возрасте от 6 до 16 лет;
филиал Детской Спортивной Школы, работает в поселке в 1986 года. Лыжное отделение школы посещают дети в возрасте от 7-17 лет;
стадион «Меридиан» объединяет мальчишек, поклонников хоккея, футбола
начальная школа №6, реализует программу начальной ступени обучения;
детский сад №35, реализует программу «Детский сад – дом радости»;
детский сад №5 реализует программу «Здоровье»;
дворовый клуб «Искра» на своей территории объединяет подростков проведением полезного досуга. Традиционно его посещают более взрослые подростки, т.к. программа клуба больше рассчитана на 12-18-летних: игра на гитаре, участие в КВН, современные танцы и другое;
Дом культуры «Малахит» реализует программы хореографического, театрального, вокального детских объединений
В процессе становления личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет важную роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная концепция школы №13 требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Программа внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ №13 будет нацелена на достижение результатов трех уровней:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
I. Цель и задачи программы внеурочной деятельности учащихся
МБОУ СОШ №13 на 2013-2014 учебный год Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, обладающей гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с учреждениями культуры и спорта, общественными организациями, семьями учащихся;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; навыков позитивного, делового общения
гуманизация школьного уклада жизни, совершенствование инфраструктуры школьного пространства;
присвоение обучающимися базовых ценностей (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни;
реализация целевых программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время;
повышение профессиональной компетентности педагогов школы в области технологий и содержания программ внеурочной деятельности
совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе;
сохранение и развитие традиций ученического самоуправления школы №13
Принципы, реализации программы внеурочной деятельности МБОУ СОШ №13:
включение учащихся в активную деятельность
доступность и наглядность
связь теории с практикой
учёт возрастных особенностей
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
На содержание программы внеурочной деятельности учащихся оказали влияние следующие факторы:
традиции школы;
особенности возраста, класса, индивидуальности детей;
особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки;
месторасположение школы по отношению к лесу, реке, заповеднику «Денежкин камень», к близлежащим поселкам и селу Всеволодо-Благодатское, городскому и областному центрам;
деятельность учреждений культуры, спорта на территории поселка Черемухово
Виды и направления внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ №13
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Взаимосвязь результатов внеурочной деятельности
с формами организации внеурочной деятельности
Уровни
воспитательных
результатов Виды внеурочной
деятельности
| Приобретение школьником новых социальных знаний
| Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям
| Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия
| 1. Познавательная
| - познавательные занятия кружка, факультатива и т.п., направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.).
- познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), организуемые педагогом для детей.
- детские исследовательские проекты.
|
|
| - познавательные занятия кружка, факультатива и т.п. духовно-нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.).
- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД.
- интеллектуальные и познавательные клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и т.п.).
- детские исследовательские проекты социальной направленности.
|
| - познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума.
- детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования.
| 2. Игровая
| - развлекательные игры, организуемые педагогом;
- интеллектуальные игры, организуемые педагогом;
- ролевые игры, организуемые педагогом.
|
|
| - деловые игры, организуемые педагогом;
- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД
|
| - социально моделирующие игры, организуемые педагогом;
- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума.
| 3. Трудовая (производственная) деятельность
| - кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве, ремесле и т.п.
|
|
| - трудовые акции, трудовые десанты, организуемые педагогом;
- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД;
- сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика», «Детская железная дорога» и т.п.);
- детская производственная бригада под руководством взрослого.
|
| - трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме;
- детско-взрослое образовательное производство.
| 4. Досугово-развлекательная деятельность
| - культпоходы в кино, театры, концертные залы, выставки и т.п.;
- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), организуемые педагогом.
|
|
| - досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.
|
| - досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.
| 5. Спортивно-оздоровительная деятельность
| - беседы о ЗОЖ;
- оздоровительные процедуры;
- физкультурные и спортивные занятия;
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.). организуемые педагогом.
|
|
| - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.
|
| - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.
| 6. Туристско-краеведческая деятельность
| - кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;
- краеведческие экскурсии;
- туристические поездки.
|
|
| - походы выходного дня;
- туристские многодневные походы;
- спортивные туристские походы.
|
| - туристско-краеведческие экспедиции;
- поисково-краеведческие экспедиции;
- природоохранные и природовосстановительные экспедиции.
| 7. Художественное творчество
| - кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;
- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом.
|
|
| - художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.
|
| - художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.
| 8. Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
| - социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми).
|
|
| - социально-ориентированные коллективные творческие дела – КТД.
|
| - социальные проекты;
- волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом).
| 9. Проблемно-ценностное общение
| - индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п.;
- тренинги формирования социальных навыков.
|
|
| - тренинги личностного роста;
- дебаты по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей;
- свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии).
|
| - проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов;
- беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.
|
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям
1. Спортивно-оздоровительное:
Работа спортивных секций по легкой атлетике, теннису, лыжам, спортивной подготовке.
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», Дней Гражданской обороны, Дня защиты детей. подвижных игр на 30-минутных переменах, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
Участие в поселковых и городских спортивных соревнованиях: Кросс наций, Лыжня Лукьяновых, Гонка Майгурова, Лыжня России
Проведение пятиминутной утренней зарядки на первом уроке
2. Художественно-эстетическое:
Организация экскурсий, Дней театра и музея, (в том числе с выездом в другие города) выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
Работа кружков «Оч.умелые ручки», «Домоводство», «Дизайн школьного пространства», «Школьная сцена»; «Школьный мюзикл»
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области;
Концерты, посвященные Дню матери, Дню пожилого человека, Дню учителя, Международному женскому дню
3. Научно-познавательное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Недели защиты проектов
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
4. Гражданско-патриотическое:
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, «Уроки мужества»;
Выставки рисунков.
Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
Встречи с участниками «горячих точек»;
Тематические классные часы;
Подготовка к участию в смотре строя и песни
Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда;
Уход и благоустройство за постаментом на школьном дворе, памятными досками на улицах Ватутина, Матросова
Конкурсы творческих работ
Фестивали патриотической песни.
5. Общественно-полезное:
Проведение субботников;
Работа на пришкольном участке
Летняя трудовая практика
Разведение комнатных растений
Акция «Спаси дерево».
Акция «Тёплый дом».
6. Проектная деятельность:
Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
Разработка проектов к урокам.
Содержание внеурочной деятельности
№ п/п
| Виды деятельности
| программа
|
| 1.
2.
| Игровая
| «Веселая перемена»
| Киприянова Р.Н.
| "Почемучка" (настольные и дидактические игры)
|
| "Фабрика игры"
|
| "Угадай мелодию" (музыкальные игры)
|
| Художественно эстетическая
| "Вся наша жизнь игра!"
| Суседько С.Н.
| "Народные умельцы"
"Юный дизайнер"
| Гордовская А.В.
| "Деревянное кружево"
| Тараканов А.А.
| "Чудо своими руками"
| Огурцова Н.П.
| "Культура домашнего праздника"
| "Черемушки" вокальная группа
| Маринчук Я.О.
| "Галерея искусств"
| "Роза ветров"
| Хозяинова Н.Б.
| 3.
| Спортивно-оздоровительная
| "Большие танцы"
|
| "Туристическая тропинка"
| Шакаев В.А.
Дегтярева С.А.
| "Коньки моей надежды"
|
| Школа выходного дня
|
| "Авиамодельный"
| Тараканов А.А.
| "Уральский родник"
|
| 4.
| научно-познавательное
| ИКТ для продвинутых
|
| Я - исследователь
| Дегтярева С.А.
| Школа информационной культуры
| Букша Е.Е.
| Обработка цифровой фотографии
| Трунова Н.В.
| "Школьный Оскар" (видеостудия)
|
| "Соображайка"
|
| "Зеленая планета" (экология)
|
| "Книжная полка"
|
| "Звездное небо"
| Назарова Н.Н.
| "Законы физики в нашей жизни"
| "Виртуальный клуб путешественников по Старой Англии"
| Островская В.В.
| 5.
| военно-патриотическая
| Юные инспектора дорожного движения
|
| Юные спасатели
|
| 6.
| общественно полезная и проектная деятельность
| "Я – оратор"
|
| "Мой род в истории России"
| Ильиных Н.А.
| "Книга обо мне"
| Чернюк .В.
| "Урал – опорный край державы"
| Манохина И.Г.
| "Города и окраины Седого Урала" (экскурсионные маршруты)
| Маринчук Я.О
| "Юный журналист"
|
| "Волонтер"
|
| "Деньги в жизни человека" (экономика)
|
| "Свое мнение" (социология, журналистика)
|
| Распределение времени по каждому направлению:
Условия реализации программы внеурочной деятельности
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
конкретное планирование деятельности,
кадровое обеспечение программы,
методическое обеспечение программы,
педагогические условия,
материально-техническое обеспечение.
Кадровые условия:
В реализации программы участвуют:
педагоги школы, реализующие программу;
библиотекарь;
психолог;
школьный фельдшер
инженер по технике безопасности;
работники учреждений культуры и спорта поселка;
|