Скачать 53.87 Kb.
|
Урок русского языка в 9 классе. «Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении» Общая тема: «Сложные бессоюзные предложения» Тема урока: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Тип урока: урок-практикум с использованием цифровых образовательных ресурсов. Электронные ресурсы:
Цель урока: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и на этой основе правильно выбирать знаки препинания, развитие речи, развитие умений и навыков в решении проблемных задач на основе поисковой и проектной деятельности. Задачи урока:
Формы работы: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная и групповая. Условия проведения урока (оборудование): проектор и экран или интерактивная доска; компьютерный класс на этапе тренировки и контроля. I. Определение темы урока, цели и задач, форм работы, условий проведения урока.
II. Организация ресурсов
- Какие предложения называются сложными? - Назовите группы сложных предложений. В чем их отличие? - Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях? - От чего зависит выбор того или иного знака препинания?
Рис. 1 3. Работа с электронным заданием (средства связи в СП) Рис.2 4. Работа с интерактивной таблицей. Учитель демонстрирует классу интерактивную мультимедийную таблицу «Сложные бессоюзные предложения». (рис.3а) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3e2e556-556a-4604-aae0-0cd654ddcffd/%5BRUS9_216%5D_%5BIA_076%5D.swf
Формулировка вывода. Во время коллективной работы с таблицей классом делается вывод о зависимости постановки знака препинания от смысловых отношений между частями сложного предложения и формулируется правило. Последующая демонстрация интерактивной таблицы «Сложные бессоюзные предложения» формирует у учащихся навык проверки смысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав сложного бессоюзного, путем подбора проверочного союза (рис.3б) 5. Практикум по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». 1) Следующий этап урока предусматривает отработку навыка определения смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения. Для этого предусмотрена работа с интерактивным текстом с заданием «Объясните знаки препинания между частями бессоюзного предложения» (Вариант 1,2) (рис. 4) Рис. 4 2) С целью дальнейшего обсуждения и закрепления темы выполняется ряд электронных заданий «Сложное бессоюзное целое» (3 варианта). На этом этапе целесообразно использовать интерактивную доску. Каждый вариант выполняется отдельным учеником, а результаты коллективно обсуждаются. Только после этого желательно проверить правильность выполнения. (рис. 4) Рис. 4 3) Работа по группам. 1 группа. Тест «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (рис.5). Задание выполняется на индивидуальных компьютерах. Рис.5 2 группа. Графический диктант. Послушайте предложения, нарисуйте схемы. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. С крыши падала вода, унылый звук ее падения сливался со стуком часов. Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. Джельсомино запел – в окрестных домах повылетали стекла. Все те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам Царское Село. 4. Выполнение заданий формата ЕГЭ. 1.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении ? Илья в самом деле не слышал её слов: с ним происходило что-то странное. 1.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того , о чём говорится во второй части. 2.Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. 3.Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части. 4.Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет ,раскрывает содержание того, о Чём говорится в первой части. 2.Как объяснить постановку тире в данном предложении ? Хвастун и правду скажет – ему никто не поверит. 1.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того , о чём говорится во второй части. 2.Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. 3.Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части. 4.Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет ,раскрывает содержание того, о Чём говорится в первой части. 3. Какой знак нужно поставить в данном предложении на месте скобок? Вставать ему не хотелось ( ) в избушке было очень холодно и сыро.
6. Домашнее задание. Составить примеры по теме урока, пользуясь учебным словарем «Бессоюзные сложные предложения». . Учебный словарь "Сложные бессоюзные предложения" |