Скачать 110.91 Kb.
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение Новопокровская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа Элективного курса по географии «География отраслей мирового хозяйства» 10 класса 2013-2014 уч.год Элективный курс «География отраслей мирового хозяйства» разработан для учащихся 10 классов с использованием материала школьной программы и дополнен материалом книги «Географическая картина мира» Максаковского В.П.. Он позволяет расширить и углубить знания по экономической географии, систематизировать полученные знания. В этом курсе особая роль отводится практическим работам. На уроках учащиеся будут учиться анализировать статистические материалы, добывать их самостоятельно и применять в практических работах; делать выводы из полученных данных. Ожидаемые результаты: В ходе изучения элективного курса «География отраслей мирового хозяйства» учащиеся Должны знать:
Понимать:
Уметь:
Пояснительная записка. Данный курс составлен на основе раздела «География отраслей мирового хозяйства» изучаемого в 10 классе. Поскольку на этот раздел отводится всего 8 уроков, то очень сложно дать характеристику и анализ основных отраслей хозяйства мира. Этот курс составлен для более глубокого изучения промышленности, сельского хозяйства и транспорта мира. Дана характеристика международных экономических отношений и мировой торговли. Это нужно для создания более полной картины развития хозяйства мира у учащихся. Материал курса дополняет материалы уроков, при этом не повторяется и делает акцент на практическую часть. В этом курсе дана характеристика основных отраслей мирового хозяйства, развитие транспорта в условиях НТР, его изменения. Несколько уроков отведено на непроизводственную сферу, где рассматриваются новые понятия для учащихся. Материал курса позволяет более полно рассмотреть отрасли промышленности, заострить внимание учащихся на биотехнологиях, используемых в сельском хозяйстве, «зеленой революции». Цели и задачи курса:
Актуальность курса: Курс актуален применяемыми организационными формами и упором на практическое закрепление материала. Продолжительность курса: 34 часа. Категории обучаемых: учащиеся 10 классов; как повторение можно провести и для учащихся 11 классов. Вид курса: практические работы, лекции, семинары. Критерии уместности:
Формы подведения итогов тесты, семинары, практические работы. Учебно-методический план образовательной программы.
Содержание изучаемого курса. Введение. Предполагает общую характеристику структуры мирового хозяйства, основных факторов размещения, международного географического разделения труда.Дать понятие о развитии мирового хозяйства, его изменениях в эпоху НТР. Вспомнить и закрепить показатели ВВП и ВНП, определить страны-лидеры по размерам ВВП.. Отрасли промышленности. Изучение основных отраслей промышленности мира. Альтернативные источники энергии и их будущее. Определить структуру добычи минерального сырья; основные страны-поставщики минерального сырья на мировой рынок. Объяснить изменение роли горнодобывающей промышленности в эпоху НТР. Охарактеризовать проблемы горнодобывающей промышленности. Роль обрабатывающей промышленности в мировом хозяйстве. Основные страны-лидеры в обрабатывающей промышленности. Роль НИС и ключевых стран в промышленности мира. Изменение географии черной металлургии в мировой промышленности. Роль машиностроения в эпоху НТР, география автомобилестроения, основные страны в мировом машиностроении. Определение основных отраслей химической промышленности мира, основных стран мира. Развитие химической промышленности в эпоху НТР. Изменение географии легкой промышленности. Практические работы:
Сельское хозяйство мира. Агробизнес. Зеленая революция. Биотехнологическая революция. Аквакультура. Марикультура. Севооборот. Характеристика центров происхождения культурных растений. Анализ структуры растениеводства; география мирового растениеводства. Мировое производство продовольственных культур. Страны-лидеры по размерам валового сбора пшеницы и риса. Структура и география технических и непродовольственных культур. Структура и главные районы животноводства. Изменение мирового поголовья скота. География производства и потребления животноводческой продукции. Развитие и география мирового рыболовства. Уровень развития сельского хозяйства и его влияние на окружающую среду. Практические работы:
Транспорт мира. Динамика развития мировой транспортной сети; влияние НТР; уровень развития. География мировых грузопотоков. Структура мирового морского флота (нефтеналивные танкеры, сухогрузы, танкеры-метановозы, пассажирские суда). Морские порты мира – универсальные, специализированные. Динамика мировых пассажирских авиаперевозок. Крупнейшие аэропорты мира. Контейнеризация. «Транспортные мосты». Влияние транспорта на окружающую среду. Практическая работа.
Международные экономические отношения. Формы международных экономических отношений. Основные модели экономической стратегии: экспортноориентированная, импортозамещающая. Свободные экономические зоны. Офшорные зоны. Внешняя торговля. Международная финансовая деятельность. Мировые финансовые центры. ТНК. Фондовые биржи. Транснациональные банки. Международные валютно-финансовые отношения. Практическая работа.
Итоговые уроки. Может проводиться в виде тестирования, в виде защиты докладов или в виде зачета. . Темы для докладов:
Обязательная литература:
Дополнительная литература:
Интернет-ресурсы:
|