Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 194.39 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.04.2014
Размер194.39 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема. Вода. Свойства воды .

Предмет: окружающий мир

УМК «Школа России»

Класс: 3

Оборудование:

1. Полоски цветной бумаги- у учителя и у учащихся.

2. Глобус.

3. Мел, песок, кристаллы медного купороса и марганцовки.

4. Лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр, штатив.

3. Презентация «Вода. Свойства воды.»

5. Компьютер, проектор, экран.

6. Бейджики для детей с указанием должности.

7. Таблицы, листочки с описанием опыта.

8. Глобусы.

Цель урока:

Ознакомить учащихся со свойствами воды.

Задачи урока:

- обучающие: ознакомить со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу;

-развивающие: развивать познавательную активность учащихся; развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы, развивать внимание, память;

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; формировать отношения сотрудничества, взаимопомощи, адекватную самооценку.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

 Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 частях. Ч. 1/А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.

Используемая методическая литература: 

 1. Дмитриев О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – М.:ВАКО, 2008.

2. Муковникова О. Г. Природоведение. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»: 3 класс. – Волгоград, 2002.

Краткое описание: 

 Урок окружающего мира по теме "Вода. Свойства воды" проводится в третьем классе в первом полугодии. Этот урок

является четвертым при изучении темы "Эта удивительная природа".
Технологическая карта изучения темы

Тема:

Вода. Свойства воды.

Тип урока по целеполаганию:

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока:

Формировать и дополнять знания о свойствах воды, фрпмировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.


Задачи урока:

1) образовательные: формирование и углубление знаний учащихся о свойствах воды;

2) развивающие: развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся;

3) воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру; повышение познавательной активности, учебной мотивации, научить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях, учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Основные термины и понятия темы:

Свойства воды, растворитель, фильтр, фильтрование.


Личностные УУД:

-Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:

- знать свойства воды;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию о свойствах воды;

- приводить примеры использования свойств воды человеком;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;
Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Организация пространства


Межпредметные связи

Формы работы

Русский язык (развитие речи )

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.


Ход урока:

  1. Этап №1 Актуализация знаний учащихся. Постановка темы урока.

Формируемые УУД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; построение рассуждений на основе известных понятий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент.

Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

  • Задают вопросы

  • Ищут ответы на эти вопросы

  • Наблюдают, проводят опыты

  • Проверяют свои догадки


В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:

  • Старший научный сотрудник

  • Помощник

  • Эксперты


II Сообщение темы и целей.

Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:

Я очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (вода)
Верно. Это вода. (Слайд 2)
Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.
«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»
Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».

Какие свойства воды указаны в отрывке? Без вкуса, без цвета, без запаха.
Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: свойства воды. От себя добавлю «уникальные». Мы сегодня это докажем в течение урока.




Ученики высказывают свои мнения.
Учащиеся делятся на группы.

Учащиеся слушают загадку и разгадывают.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Этап №2 Изучение новой темы.

Формируемые УУД

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий; моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

а) Ассоциативный ряд.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? (Слайд 3) Что вам представляется?

Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней…

Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда.

Струя водопада и брызги фонтана

И все это – только вода.

б) Актуализация ранее изученного.

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3\4 площади Земли. (Слайд 4). И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.

Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.

А где человек использует воду?

Готовит пищу, утоляет жажду, моется…

А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь». (Слайд 5.)

Определим правила, по которым работают учёные в группах.

  • Старший научный сотрудник проводит опыт

  • Помощник читает задание

  • Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.


Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.


  • Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

  • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

  • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

  • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.





Свойства воды.


Есть

(да)


Нет



вкус







запах







цвет







прозрачность







текучесть







имеет ли форму







является ли растворителем









Опыт №1.

Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?

Зачитаем план опыта.

  • Определение запаха воды.

  • Определение вкуса воды.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.


О каких свойствах воды идет речь? Без вкуса и без запаха. ( Слайд 6.)
Опыт №2.

Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Сравнить цвет воды с цветом полосок.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.


О каких свойствах воды идет речь?

Прозрачна, бесцветна. (Слайд 7)
IV Физминутка.

Но перед этим проведём физминутку.
-Рыбки в озере плескались

В чистой свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке. (Слайд 8)


V Продолжение работы по теме.

Опыт №3.

Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.

  • Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

  • Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд.

  • Что происходит с формой воды.

  • Сделайте вывод.


О каких свойствах воды идет речь? (Слайд 9) Текуча, не имеет формы.
Где мы используем данные свойства? Можем транспортировать воду.
Опыт № 4.

Вопрос: что происходит с водой при нагревании и при охлаждении?

(Данный опыт проводит сам учитель.)

- Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы видим, что вода в трубке поднимается. Как вы думаете, почему?

- Потому что вода при нагревании расширяется.

- Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как вы думаете, почему?

- Потому что вода при охлаждении сжимается.

Слайд(10)
Опыт № 5

Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок, масло, марганец).

  • Перемешаем палочкой.

  • Пронаблюдаем за полученной смесью.

  • О результатах наблюдения расскажем.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.


Изменились ли свойства воды? Почему? Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись.

Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей.
Подтвердилось ли наше предположение?

Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде?

Сахар, марганец.

Вывод: Вода – уникальный растворитель. (Слайд 11)
Какие вещества оказались нерастворенными?

Песок, масло.
Где человек применяет это свойство? Моем посуду, стираем одежду, готовим пищу, моемся.
Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. А сейчас я предлагаю более подробно рассмотреть последнее из выявленных нами свойств.

Вода – растворитель. Как вы думаете, всегда ли полезно это свойство?

Вам никогда не пришло бы в голову пить воду с песком (показ), с плавающим маслом (показ)?

А воду с солевым раствором? Почему? Мы знаем, что туда положили соль.

Какую воду считают пригодной для питья?

Нам повезло, мы можем пить воду прямо из-под крана, т. к. это чистая родниковая вода. Но не везде это так. Поэтому, прежде чем пить, нужно определить качество воды.

Проблема: Можем ли мы определить качество воды?

Предположения: можем, не можем.

Я вам предлагаю это проверить.

К нам в лабораторию поступили 3 бутылки с водой. Одна из магазина, другая из-под крана, третья – неизвестного происхождения.

Перед уроком мы разлили её по стаканчикам с номерами, но где и какая вода – неизвестно.

Давайте составим план проверки. Какие свойства воды мы можем проверить?

Сравним их, сделаем вывод.

Есть одна проблема – пробовать воду на вкус нельзя.


Свойства воды.


№1


№2


№3

вкус (можем предположить)










запах










цвет










прозрачность










Если да «+», если нет -.
Объявляется результат. Кто определил правильно?

Вывод: Мы не можем определить качество воды.

Давайте обратимся за помощью к ученым.

Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно просто попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде. Особенно, если это болезнетворные микробы. О качестве воды можно узнать только в специальной лаборатории.

Как же дома сделать воду пригодной для питья, если ты не уверен в её качестве?

Есть несколько способов:

  • Фильтрование

  • Кипячение

  • Отстаивание.


Кипячение – это нагревание воды до температуры кипения.

Отстаивание – медленное расслоение жидкости и примесей. (Слайд 12)

Опыт № 5.

Сейчас мы попробуем отфильтровать воду.

План опыта.

  • Из специальной бумаги сделать фильтр (прибор для очистки воды).

  • Пропустить через фильтр воду с песком

  • Сделать вывод о наблюдаемом явлении.

  • (Слайд 13)


У вас на столах есть специальная бумага для фильтрации. Сложите её пополам, затем ещё пополам. Сколько частей получилось? 4 части. Отогните 1 часть в другую сторону. С одной стороны останется 3 части, а с другой – 1. Вставьте фильтр в воронку. Залейте туда воду с песком. Понаблюдайте качество воды при выходе.

Наш фильтр самый простой. С его помощью мы показали, как загрязненная вода изменяет свои свойства. Но фильтры для очистки воды до состояния её пригодности для питья гораздо сложнее. Поэтому я не советую вам сейчас пробовать эту воду на вкус.

Для чего нужно очищать воду?
VI Экология.

Сейчас много рек, речушек, озёр и прудов отравили хозяйственно-бытовыми и промышленными сбросами. Поэтому необходимо сточные воды перед их сбросом в водоёмы предварительно очищать и заботиться об охране водных ресурсов. (Слайд 14)

Для этого необходимо строить очистные сооружения, экономить воду, контролировать уровень загрязнения воды, сажать деревья по берегам водоёмов.

Кто знает, может кто-нибудь из вас, когда вырастет, будет заниматься именно работой по сохранению наших природных богатств.





Учащиеся составляют ассоциативный ряд.

Учащиеся сидят в группах и рассматривают глобус.


Учащиеся отвечают на вопрос.
Каждая группа получает листок с напечатанными правилами работы и с таблицей для заполнения итогов работы.


Учащиеся внимательно слушают и повторяют правила техники безопасности.

Учащиеся работают в группах.
Рассматривают слайд.
Работают в группах.

Рассматривают слайд.

Проговаривают слова и повторяют за учителем движения.

Работают в группах.

Делают вывод, рассматривают слайд.

Отвечают на вопрос.

Учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся наблюдают за действиями учителя.
Высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения.
Рассматривают слайд.

Выполняют опыт.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают слайд.

Отвечают на вопросы.

Снова рассматривают слайды и повторяют свойства воды.
Высказывают свои предположения.


Высказывают свои предположения.


Работают с таблицей. Вместе с учителем заполняют ее.

Рассматривают слайд.

Работают в группах.

Отвечают на вопрос.


Рассматривают слайд.


Этап №3 Первичное закрепление

Формируемые УУД

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение делать выводы, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, готовность слушать собеседника.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Сделаем вывод по проведенной нам работе. Какие свойства имеет вода?

Как нам помогают те или иные свойства воды?

Как мы можем позаботиться о водных ресурсах?

Наш мудрый русский народ давно заметил эти необычные свойства и сложил много пословиц о воде. С некоторыми я хочу вас познакомить.

Прочитайте пословицы, подобранные мной. (Слайд 15)

Была бы водица, а зелень народится.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.
Как бы вы объяснили пословицы?
Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она ещё и «кормит». По морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А ещё вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода!

Но все это стало доступно человеку после того, как он изучил свойства воды. Вот потому мы сегодня и занимались таким важным делом.





.Делают выводы.

Читают пословицы.

Объясняют пословицы.


Этап №4 Обобщение и закрепление. (Контроль)

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.

Заполнить таблицу, используя знания о свойствах воды и воздуха (сравнить)

Свойства

воздух

вода

  1. без цвета;

  2. не имеет запаха;

  3. расширяется при нагревании;

  4. сжимается при охлаждении;

  5. растворитель;

  6. плохо проходит тепло;

  7. прозрачность;

  8. текучесть.










Этап №4 Рефлексия.

Формируемые УУД

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Почему воду называют «сама жизнь»?

Все ребята сегодня хорошо работали.
Возьмите каждый капельку воды из бумаги и подчеркните ручкой ваше мнение о сегодняшней работе.

В заключении я хочу напомнить:

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

Спасибо за помощь на уроке.




Высказывают свои мнения.


Подчеркивают свое мнение об уроке.


Используемые ЭОР:

  1. Презентация «Вода. Свойства воды.» (Слайды 1 – 16)

Условия использования: компьютер – проектор.

Как повышается образовательного процесса от использования ЭОР на данном этапе.

-Наглядность изучаемого материала.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск