Этапы
| Планируемая деятельность учителя
| Предметная деятельность учащихся
| Методический комментарий
|
1
| – Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Как вы думаете, что нужно сделать?
| Ответы учащихся: – поздороваться, – поприветствовать.
| Дети участвуют в определении мотивационных действий в начале урока. (На основе стимулирующих действий учителя).
|
Давайте улыбнёмся нашим гостям и друг другу, ведь улыбка– это залог хорошего настроения.
| Дети улыбаются и садятся на свои места.
|
|
2
| Внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы дождик лился с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Не случилось чтоб беды Жить нельзя нам без …
| Учащиеся отгадывают загадку. (Вода).
|
|
Ребята, все согласны с отгадкой?
Как вы думаете, почему я сегодня выбрала именно эту загадку?
Молодцы, вы верно определили тему нашего урока:
| Ответы учащихся:
– Да
Ответы учащихся:
– Будем изучать воду,
– Так как сегодня будем говорить о воде.
| Учащиеся выделяют тему урока.
|
Тема нашего урока: “Вода. Знакомая – незнакомка”.
|
|
|
Как вы понимаете такое название темы?
| Ответы учащихся:
– знакомая потому, что мы что-то знаем о воде,
– незнакомая, так как мы ещё не всё знаем про воду.
| Учитель выбирает вместо слова “объясните” слово “ понимаете”, т.к. для учителя важно личностное отношение к тому, что говорит.
|
Согласны. Давайте выделим, что же мы знаем о воде.
| Ответы учащихся:
– водная оболочка земли называется гидросферой,
– вода занимает три четверти поверхности земли,
– в природе ею заполнены океаны, моря, реки, озёра, болота,
– на карте вода обозначены голубым цветом.
| У учителя заготовка со словом “гидросфера”.
В случае, если дети затрудняются ответить.
Учитель мотивирует появление карты, для доказательства детей.
|
Молодцы! Это действительно так вода – краса всей природе. Покажите и назовите океаны. Вы сказали, что вода занимает большую площадь на земле, а как это можно доказать?
Докажите.
| Ответы детей: показать на карте.
Дети показывают на карте (Индийский, Атлантический, Тихий, Южный, Северно-Ледовитый океаны).
|
|
А разве вода собирается в океаны?
Докажите.
| Ответы детей: нет
|
|
Покажите и назовите известные вам моря.
| Дети показывают на карте (Чёрное, Азовское море, Баренцево море, море Лаптевых и т.д.)
|
|
А реки есть?
Какие реки вы можете назвать? Кто сможет их показать? Покажите реки нашей области.
| Дети показывают на карте реки (Волга, Дон, Упа, Красивая Меча и т.д.)
| Закладывается база на изучение материала в средних и старших классах.
|
Оказывается, вода есть во всех станах. А какая страна наиболее богата водой?
| Ответы детей: Россия.
| В коллективной деятельности возникает проблемная ситуация.
|
А что мы не знаем о воде? Чтобы хотели узнать?
| Ответы учащихся:
– какими свойствами обладает вода,
– какие опыты с ней можно проводить.
|
|
3
| Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы. Так какая у нас задача?
| Ответы детей: узнать неизвестное.
|
|
А где учёные проводят опыты?
| Ответы учащихся:
– в лабораторию.
|
|
Все согласны?.
Изучать свойства воды мы будем в наших лабораториях.
|
|
|
В каждой лаборатории своё задание. Но прежде, чем приступить к работе, о чём необходимо помнить? Давайте вспомним.
| Учащиеся повторяют инструкцию: Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием. Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. После проведенного исследования подготовьте вывод.
| Учитель подводит к осознанию важности техники безопасности.
|
4
| Как вы думаете, вы готовы к работе?
| Ответы детей:
Да.
Нет.
| Учитель подводит учащихся к осознанию проведения физминутки.
|
Но мы же уже с вами много работали, нам нужно прийти в боевую форму?
Физминутка.
Очень всем нужна вода Делай раз и делай два Звери из ручья попили Влево вправо поклонились вместе на носочки встали Тучку лапками достали Дождик вдруг полил с утра За работу нам пора.
| Дети выполняют упражнения.
|
|
Почему именно эту физминутку мы провели?
| Ответы учащихся:
Так как тема нашего урока: “Вода”.
|
|
5
| Скажите, вы знаете как доказать данное свойство. А что же нам поможет?
| Ответы учащихся:
– нет,
– учебник.
| Учащиеся определяют способ доказательства опыта и доказывают данное свойство.
|
В помощь вам будет материал в учебнике на с. 4.
Выберите каждая группа своё свойство воды и проведите опыт, доказывающий данное свойство.
| Дети открывают учебник и выбирают, что необходимо для проведения опытов.
|
|
Имеет ли вода цвет и запах (гр 1).
| Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод.
|
|
Имеет ли вода вкус и прозрачна ли она? (гр 2).
| Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод, опускают ложку в стакан с водой, другую– в стакан с молоком. Делают вывод.
|
|
Имеет ли вода форму? (гр 3).
| Наливают воду из стакана в блюдце. Сравнивают форму воды в стакане и в блюдце. Делают вывод.
|
|
Что означает свойство Текучесть? (гр 4).
| Капают воду на любую поверхность. Добавляют ещё 3-4 капли. Делают вывод.
|
|
6
| Все опыты провели. Сейчас каждая группа будет зачитывать свои результаты и мы будем фиксировать в таблице “да” – вода обладает данным свойством, “нет”– вода не обладает данным свойством.
Откройте тетради на печатной основе страница 23, зад. 51.
Все ответы будем фиксировать в таблице.
В вертикальной графе указаны состояния воды.
В каком состоянии у нас вода? Выбираем жидкое.
|
| Учащиеся самостоятельно делают выводы.
(На доске каждая группа указывает, результат опыта и учащиеся его фиксируют в таблицу).
|
Отвечает лаборатория 1. Ваши выводы.
| Из проведённого нами опыта следует, что вода не имеет цвет и запах.
|
|
Отвечает лаборатория 2. Ваши выводы.
| Из проведённого нами опыта следует, что вода не имеет вкуса и она прозрачна.
|
|
Отвечает лаборатория 3. Ваши выводы.
| Из проведённого нами опыта следует, что вода не имеет формы.
|
|
Отвечает лаборатория 4. Ваши выводы. (Слайд 4, презентация 1).
| Из проведённого нами опыта следует, что вода растекается. Это свойство воды называется текучестью.
|
|
7
| Молодцы! Мы хорошо с вами поработали и подошло нам время поиграть! Скажите, не желаете ли вы поиграть с нашими гостями?
Правила игры: если вода обладает данным свойством, поднимаем руку, если – нет, то не5 поднимаем.
Вода имеет запах? У воды нет вкуса? Вода голубого цвета? Вода обладает способностью течь? Вода имеет форму? Вода сладкая? Сквозь воду ничего не видно?
| Ответы учащихся: желаем.
|
|
8
| В заключении хочу напомнить.
Человек, запомни навсегда Символ жизни на земле Вода! Экономь её и береги Мы ведь на планете Не одни!.
Спасибо за помощь на уроке
|
| Учитель подводит к осознанию бережного отношения к природе.
|