Скачать 76.45 Kb.
|
Информация МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43» об экологическом воспитании обучающихся МОУ города Кургана В современном, многообразном и динамичном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают всех и каждого на планете. И во многом предопределяют возможности выживания человечества. Экологическая ситуация приобретает такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, по сохранению разнообразия живых существ. Это требует не только компетентных кадров, большого финансового обеспечения, но и изменения отношения людей к окружающей природе. Особенно остро в сложившейся ситуации встала задача экологического образования. В резолюции Всероссийского съезда по охране природы, принятой 5 июня 1995 года, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено «…создание системы всеобщего непрерывного и обязательного образования, охватывающего весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания». Экологическая деятельность нашего учреждения на протяжении последних 3 – х лет направлена на реализацию программы экологического воспитания «Зеленый мир», отражающей проблему выработки индивидуаль – личностной модели экологически грамотного поведения обучающихся. Поводом для создания программы послужил опрос старшеклассников, показавший, что 61% опрошенных первоочередной проблемой человечества считают ухудшение экологической обстановки на земле и в нашем регионе соответственно. Цель реализации программы «Зеленый мир» «Мыслить глобально, действовать локально!». Программа направлена на решение следующих задач:
В основе реализации программы лежат принципы единства «Все мы часть природы», принцип смирения «Мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие» и принцип «Чти свои корни» «Земля без нас сможет существовать, а мы без неё нет. Истощение Земли – истощение экономики». Программа эковоспитания представлена следующими видами и формами деятельности:
- уроки и внеклассные мероприятия экологической направленности, посвященные значимым экологическим датам: 15 сентября – День мира и день рождения Гринпис. В этот день все учителя – предметники, не зависимо от изучаемого предмета и вида урока, включают на своих уроках материал соответствующего содержания. 27 сентября – Всемирный день туризма, выезд старшеклассников на туриаду, в ходе которой проводится экологическая акция «Лес без мусора» 30 ноября – День домашних животных, который в нашей школе отмечается выставкой домашних питомцев учителей и учеников. 22 марта – День воды. Традиционными для этого дня стали уроки на тему «Вода – источник жизни», конкурс чтецов стихов о воде. 1 апреля – День птиц, КВН между учениками 4 – 6 классов на базе библиотеки им. А. П. Чехова. 15 апреля – 5 июня – Дни защиты от экологической опасности. В эти дни проводятся уроки здоровья классными руководителями 1 - 11 классов, неделя дополнительного образования в школе проходит под девизом «Сохраним планету для потомков!». Традиционный футбольный матч между учителями и выпускниками школы проходит в эти дни под девизом «Курить – не модно!» - работа экологического кружка «Юный эколог», в котором занимаются дети с начальной школы. - Акция «Птичья столовая», которая является традиционным социально – значимым мероприятием, проводимым совместно с родителями. Ежегодным стал конкурс кормушек, которые размещаются на территории школы и в лесу, в районе Курганского лесхоза. После назначаются дежурные, которые следят за состоянием и содержанием кормушек. - вопросы экологического воспитания рассматриваются и на родительских собраниях в рамках работы родительского всеобуча.
Исследовательская работа осуществлялась в группах. Все участники команд распределялись по ролям (капитан, фотограф, лаборанты, историк, экологи, художник-оформитель). Контроль за исследовательской работой, ее оформлением, редактирование и рецензирование осуществлялось ответственным учителем – руководителем, исследовательскую работу курировали учителя-предметники. На общешкольной научно – исследовательской конференции «Вода в нашей жизни», которая прошла 2 декабря 2010 года в рамках акции «Всероссийский урок чистой воды», каждая группа продемонстрировала продукт своей деятельности, создав мультимедиа презентацию, школьники показали умение отобрать, классифицировать, подать материал, сопровождая примерами и итогами исследования. Высокую оценку деятельности всех участников конференции дали присутствующие эксперты из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и Курганского ИМЦ. Хочется отметить удачные наработки, которые можно использовать для дальнейшего использования. Все результаты проведенных исследований были представлены учительской и родительской общественности микрорайона. Материалы школьной научно – практической конференции в виде сборника представлены в департамент природных ресурсов. О работе конференции проинформированы СМИ. Работа по теме «Оперативная общественная оценка состояния водных ресурсов и прилегающих территорий реки Черная» заняла 5 место на городской научно – практической конференции «Знание – поиск – творчество - труд». Все исследования были представлены на региональном этапе Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников – 2011, где коллектив обучающихся школы стал лауреатом. Лохматов Денис, ученик 10А класса, достойно представил исследовательскую работу команд 9 – 11 классов на экологическом марафоне, посвященном Всемирному Дню воды «Вода – источник жизни», организованному Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области 22 марта 2011 года. В марте этого же года ученики 8А класса приняли участие в Рябковском Форуме «Как живете, дети?», посвященном экологии «Оглянись, остановись, подумай!»
Уже в 2008г. ученики 9-х классов занимались проблемой рябковских свалок. Был снят фильм школьной студией «Рябчик», который наглядно представил количество свалок в Рябково. Фильм показали ученикам, родителям нашей и соседних школ. Отдельные номера школьной газеты посвящены вопросам мусора и его уборке. Ежегодно мы обращаемся к депутату городской Думы Прозорову И.В., который помогает нам в организации вывоза мусора после субботника. В этом году силами учеников и учителей школы было собрано такое количество мусора, что большого контейнера для его вывоза даже не хватило! Находясь в непосредственной близости к зоне отдыха «Голубые озёра», силами учеников школы организуются трудовые десанты по уборки мусора с берегов озёр. Весной этого года проведи акцию по уборке мусора в зоне нерасчищенного русла реки Чёрная. Традиционно, ученики школы участвуют в акции «Милосердие» по оказанию помощи в уборке территории госпиталя для ветеранов.
Ко всем экологически значимым датам в школе проходят выставки рисунков, плакатов, листовок. Ежегодно в сентябре по плану работы школы проходит конкурс «Осенины» композиций из природных материалов, к проведению которых привлекаются и родители. В ход идут и лесные находки, и урожайные овощи и фрукты с личных приусадебных участков. Ежегодно ученики школы участвуют в экологических мероприятиях, проводимых в городе. Работы наших учеников представлены на городской конкурс в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды в номинациях «Детский экологический рисунок» и «Экологический плакат».
Казалось бы, говорим об экологии. Причем здесь краеведение? Есть ли связь? Однозначный ответ – да! И наши педагоги это доказывают своей работой. Победительница городского конкурса педагогического мастерства «Учитель года - 2011» в номинации «Классный руководитель года», учитель начальных классов Попова О. Н. работает над темой «Поиск и краеведение – формы духовного воспитания младших школьников». А духовное воспитание своих учеников она ведет через поиск, исследование и решение экологических проблем родного края. К работе привлекаются родители. Конечно, не все проблемы могут быть решены силами детей, но если ребята будут видеть и понимать, что плохо для окружающего нас мира, а что хорошо, это уже удача.
Два года учителя, ученики школы и их родители участвуют в акции «Час Земли», когда на 1 час на всей планете, люди не равнодушные к проблемам экологии выключают все электрические приборы. Количество участников акции в прошлом году 48, в этом году 69. Так же хочется рассказать об участии учеников школы в Международном образовательном проекте «HOME. Свидание с планетой», в которой участвовали в 2010 году ученики 9 класса. Был организован просмотр фильма студии «Би – би - си» «HOME. Свидание с планетой», после которого проведена экологическая викторина, конкурс экологических слоганов. Ученики 9 класса до сих пор самостоятельно общаются с организаторами этого проекта и его участниками в сети интернет. Это лишь наиболее крупные мероприятия, проводимые в школе по экологическому воспитанию подрастающего поколения. А вообще, эта работа кропотливая и долгосрочная, так как результат будет виден не сразу. И закончить свое выступление мне хотелось бы словами Кофи Аннана, генерального секретаря ООН с 1997 по 2007 годы «Все наши попытки покончить с нищетой и обеспечить устойчивое развитие окажутся безрезультатными, если процесс экологической деградации и истощения природных ресурсов будет продолжаться в неослабевающем темпе». Информация предоставлена МОУ «Средняя общеобразовательная школа №43» |