Скачать 351.65 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Самсоновская средняя общеобразовательная школа» Шипуновского района Алтайского края «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по УВР Директор __________ Аммас Е.Н. ____________ В.Н. Маскалёв Приказ № ____ от «____» __________ 2011 г. «____» __________ 2011 г. Рабочая программапо предмету «Окружающий мир» - 3 класс I ступень обучения, уровень базовый на 2011 – 2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе программы Окружающий мир. Школа России. Концепции и программы для начальных классов. Автор: Плешаков А.А. / М.: Просвещение, 2009. Составитель: Панфилова Т.Г. учитель начальных классов 1 категория Самсоново 2011 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Пояснительная записка Статус документа Программа по «Окружающему миру» создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета). Структура документа Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Общая характеристика учебного предмета Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. Основные содержательные линии Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни». Цели обучения Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 268 часов. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 3 КЛАСС (68ч.) Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: -развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; -освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе; -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Как устроен мир. (7часов) Что такое природа. Человек. Общество. Мир глазами эколога. Природа в опасности! Природа вокруг нас (экскурсия). Природе нужна твоя помощь (практическое занятие). Эта удивительная природа. (19часов) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращение и круговорот воды. Берегите воду! Как разрушаются камни? Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест. Невидимая сеть и невидимая пирамида. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. Мы и наше здоровье (8 часов) Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Наша безопасность (9 часов) Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым Дорожные знаки. Дорожные знаки(экскурсия). Опасные места. О молниях, змеях, собаках и прочем. Экологическая безопасность. Чему учит экономика (12 часов) Для чего нужна экономика. Три кита экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. Путешествие по городам и странам (13 часов) Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс? В центре Европы. Путешествие по Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. Что мы узнали и чему научились за год. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса. Должны знать: • человек- часть природы и общества; • что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы. • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных ( насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери), съедобные и несъедобные грибы; • взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы; • взаимосвязи между природой и человеком; • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; • правила гигиены, основы здорового образа жизни; • правила безопасного поведения в быту, на улице, основные дорожные знаки, правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности; • потребности людей, товары и услуги; • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета; • некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией, страны зарубежной Европы. Должны уметь: • распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; различать наиболее распространённые в данной области растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; • владеть элементарными приёмами чтения карты; • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц. УМК: Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2007. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2007. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. М. : ВАКО, 2006. Атлас – определитель «От земли до неба». Программа Окружающий мир Автор: Плешаков А.А. / Школа России. Концепции и программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2009. Примерный тематический поурочный план учебного предмета «Окружающий мир». (Вариант: 2 часа в неделю, 68 учебных недель) Тема 1. Как устроен мир - 7 ч.
Тема 2. Эта удивительная природа - 19 ч.
|