Скачать 45.28 Kb.
|
Тема урока В ГОСТИ К ВЕСНЕ Цели: понаблюдать и выявить весенние приметы в неживой и живой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны. Планируемые результаты: учащиеся научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; находить в тексте нужную информацию. Оборудование: рисунки перелётных птиц, гербарий раннецветущих растений, рисунки и фотографии природы весной. Ход урока
Учащиеся вспоминают о своих наблюдения в живой и неживой природе во время экскурсии. Проверка заполнения таблицы в Р.Т. 3.Самоопределение к деятельности Снова птицы летят из далека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет А. Фет - О каком времени года говорится? -Как вы догадались? - Какие признаки весны назвал автор? 4. Определение темы и целей урока -5..Работа по теме урока Сегодня мы отправляемся в гости к Весне. И, как всегда велось на Руси, мы должны прославить хозяйку, чтобы она была к нам добра и открыла для нас свои секреты. Прослушайте стихотворение Е. А. Баратынского и определите в нём приметы весны. Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна! Весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде под моей ногой И шумен и душист Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поёт Заздравный гимн весне... 6.Изменения в природе. Беседа. -Какими изменениями в природе Весна заявляет о своём приходе? -Каким настроением автора проникнут рассказ о весне? -Почему всё живое так радо весне и поёт ей «заздравный гимн»? -О чём вы услышали в стихотворении? -Почему начинается таяние льда и снега весной? -В каких местах он быстрее тает? -Как изменились осадки с наступлением весны? -Как изменилась почва? -Как будет изменяться дальше природа? -Прочитайте пословицы на доске. -Как понимаете их смысл? Весна да осень - на дню погод восемь. Не пугай, зима, весна всё равно придёт. Весна напоит - осень накормит. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. 7. Выполнение заданий в Р.Т.№2 с 36 -Вспомните, какие вы знаете пословицы о весне. -Назовите весенние месяцы. В народе каждый месяц имеет одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений. Март — проталъник Рано затает — долго не растает. Коли перелётная птица течёт стаями — к дружной весне. Длинные сосульки - к долгой весне. Апрель — снегогон Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету. Ранний излёт пчёл — к красной весне. Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к холодному лету. Май - травень Май холодный - год хлебородный. Поздний расцвет рябины - к холодной осени. •Когда цветёт черёмуха - всегда живёт холод. 8.Физминутка 9.Продолжение работы по теме Беседа и работа по учебнику Класс делится на две группы. Учащиеся читают текст и готовят сообщение о весенних изменениях в природе. Выступление каждой группы. Беседа. (коллективная работа) —Весной оживают представители Царства растений. -Назовите раннецветущие растения. -Почему их так назвали? -Откуда они черпают силы для раннего появления и цветения? (Запас питательных веществ.) -Рано зацветают ветроопыляемые растения (ива, ольха, тополь и др.). Объясните, почему. -Найдите их среди гербария. -Затем - опыляемые насекомыми. Объясните, почему. -Рассмотрите гербарий травянистых растений. -Найдите те характерные особенности их строения, которые определяют их раннее пробуждение к жизни. -Какие из этих растений вы видели, в каких местах их встречали? -Постарайтесь объяснить происхождение их названий. 10. Работа учащихся в Р.Т.№3,4 с 36-37 Самостоятельное выполнение Проверка в парах Вопросы учащимся: Изменения в неживой природе и в жизни растений повлияли и на жизнь животных весной. -Подумайте, какие животные раньше появляются весной, насекомые или перелётные птицы? Почему? -Чем объясняется массовый прилёт птиц весной? (Наличием достаточного количества пищи: мух, червей и др. насекомых.) -Какие птицы возвращаются первыми? Расскажите об их поведении. Экологические правила. -Давайте составим правила поведения в природе, в которых отразим заботу о сохранении раннецветущих растений и перелётных птиц. - Почему людям необходимо заботиться о птицах и охранять их? Для учителя. Вот некоторые примеры о количестве насекомых, которых птицы съедают сами и приносят птенцам. Большая синица уничтожает в течение дня до 6000 насекомых, грачи уничтожают до 8000 вредных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1 000 000 мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и посадки и приносят большую пользу человеку. 11.Рефлексия (Обучающиеся отвечают на вопросы учебника с 89 в рамке) 12. Итог урока. -Почему весна - время пробуждения природы? -Решили мы поставленные задачи в начале урока? 13.Домашнее задание: учебник, с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 38-39, задания 5-7. Найти материал о первоцветах. |