Скачать 97.2 Kb.
|
2012 год. МКОУ «Ташетканская основная общеобразовательная школа» Урок географии в 6 классе«Ветер. Причина образования и значение ветра»Автор:Шарыпова Жавгария Рамазановна, учитель географии МКОУ «Ташетканская ООШ» Предмет: география Класс: 6 Тема: «Ветер. Причина образования и значение ветра» Базовый учебник Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Изд. Дрофа, Москва 2007 Тип урока: открытие новых знаний. Идея урока: приобретение новых знаний путем проблемных ситуаций, позволяющих учащимся самостоятельно открывать знания.. Использование на уроке мультимедийной техники и компьютера, что повышает интерес к изучаемой теме, помогает наглядно показать условия распределения солнечной энергии в атмосфере и образование ветра , как элемент погоды, и усвоить определения понятий. Разработка замысла: урок по теме «Ветер» позволяет реализовать межпредметные и внутрипредметные связи, которые интегрируют знания из разных научных областей ( экология, математика, ИЗО, краеведение) для решения одной проблемы и дают возможность применить полученные знания на практике. На различных этапах урока применяются разные приемы и методы преподавания. Так, на этапе актуализации знаний, при повторении понятий по теме «Атмосфера», используются фрагмент интеллектуальной игра и проблемная ситуация. На этапе при раскрытии темы– групповая работа, поисковый и наглядный метод , опорные схемы, наблюдение, инструктивная карта с алгоритмом. При закреплении материала по усвоению определений понятий - викторина. Для домашнего задания предлагается задание по группам, которое требует творческого подхода. Всё это способствует изучению и освоению материала в зоне ближайшего развития. Активно используются современные информационные технологии, что способствует более глубокому усвоению материала и тем самым повышает результативность урока. Урок, на котором переплетаются и применяются знания из различных областей, всегда вызывает интерес у учащихся, способствует активизации деятельности. Цель: сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон», «пассат», «западные ветры», причины их образования. Задачи:
Оборудование:
Ход урока.
Стих на тему географии 2. Проверка знаний. Ребята, вы любите играть в интеллектуальные игры? Я предлагаю вам игру. Правила игры: выбираете тему, называете цвет фигуры и отвечаете на вопрос. Тот, кто ответит на вопрос правильно, получает жетон. В конце игры подведём итог. (жетоны) Молодцы! (3 мин)3. Изучение нового материала. (3 мин) Перед вами опорные понятия на доске (воздух, атмосфера, атмосферное давление, температура воздуха). Они помогут нам сегодня на уроке. Урок начинается с проблемного вопроса. -Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Вопрос: куда девается дым? ( Дым выходит в трубу.)
- - Вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? Решите задачу? Ответ детей. 757 мм. рт. ст. (Я дописываю эту цифру на верхушке трубы). Вопрос. И что же вы видите? Где воздух оказывал большее давление? Ответ: внизу, а наверху – меньше. Вопрос. - Так почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки атмосферное давление больше, а на верхнем конце трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.) Вопрос. А как это движение воздуха можно назвать? – отгадайте загадку: «Хоть бескрылый, а летает, безголосый, а свистит, хоть безрукий, но бывает груши с веток обрывает, сосны с корнем вырывает. Так порою он сердит. Только что он был везде – миг – и нет его нигде.» Ответ. Ветер. (Вывешивается на доску новое понятие “Ветер”). Учитель. Вот мы и подошли к теме нашего урока: “Ветер. Причины его образования. Значение ветра.” Вашей задачей является: усвоить, что такое ветер, выявить причины образования ветра на Земле и его значении для жизни на Земле. Итак, из примера с трубой мы выяснили, что самое главное условие движения воздуха – это разница в атмосферном давлении. Теперь вы можете объяснить, почему заводские трубы делают очень высокими? Ответ: Нужна тяга! Она возникает из-за разницы в давлении у земли и на большой высоте. Кроме того, ветер выносит вредные загрязняющие вещества и разносит их на большие расстояния, чтобы не загрязнять воздух в одном месте (экологическая проблема). Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение (найдите его в учебнике: §38, стр. 127).( 1 мин) (Определение на доске, под темой). Дети записывают в тетрадь определение. Вопрос. Ребята, значит, воздух движется не только вертикально, но и горизонтально. Вспомните опыт из 5 класса со свечой у двери. Почему пламя свечи отклонялось то в комнату, то в коридор?(1 мин) Дети. Воздух тёплый выходит в верхней части двери, а холодный движется внизу двери. Учитель. Над земной поверхностью происходит тоже движение воздуха (ветер). Почему? Дети. Существует разница в атмосферном давлении. Вопрос. А почему? Дети. По-разному нагревается поверхность и воздух над ней. Вопрос. А почему? Дети. Из-за различного угла падения солнечных лучей, из-за различной высоты Солнца. Вопрос. А почему различная высота Солнца? Дети. Из-за шарообразности Земли. Учитель. А сейчас давайте представим эту закономерность связей между причинами образования ветра. У вас на столах лежат вот такие карточки. Ваша задача расположить их в правильную последовательность, т.е. установить закономерность звеньев цепи. (работа в группах – 1 мин.) Давайте проверим, как вы расположили. (отвечает один из группы, учитель располагает на доске) - Вы согласны с такой последовательностью? 4. Закрепление знаний по данному этапу (групповая работа).Учитель. А для закрепления знаний я предлагаю вам, ребята, немного пофантазировать. Задание. Каждой группе предлагается инструктивная карта с алгоритмом, т.е. порядком выполнения действий, лист бумаги на котором вы отразите сведения, добытые самостоятельно по алгоритму – это ваш будущий ЛОС – лист опорных сигналов. Вы должны будете:
I группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на берегу моря.(5 мин.) Алгоритм для I группы.
II группа. А вы представьте себя ночью на берегу моря. Алгоритм для II группы аналогичный 1 группы. III группа. Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом Алгоритм для III группы.
4 группа. Вы должны представить себя на берегу Тихого океана зимой. Алгоритм для 4 группы.
Время закончилось. Выходят представители групп и рассказывают о своем ветре по-своему ЛОС. И прикрепляют стрелки – муссоны на карте полушарий (6 мин) К новым понятиям добавляются понятия “дневной и ночной бриз”, “летний муссон”, “зимний муссон”. По слайдам объясняю постоянные ветры: муссоны, пассаты, западные ветры.(3 мин) Направление, скорость и сила ветра. (2 мин) Учитель. Ветер характеризуется тремя показателями: направление, скорость и сила ветра. Как определить направление ветра? (флюгером, по направлению дыма и т.д.) (показываю флюгер и объясняю его устройство). Скорость ветра определяют с помощью флюгарки (в м/с, или км/ч.) и анемометра. - Ребята, отчего будет зависеть сила и скорость ветра? Перед вами задания: определите направление и силу ветра (слайд) Дети. От разности давления (чем больше разница, тем сильнее ветер). Ребята, сила ветра определяется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 г. Знакомлю со шкалой. ( 2 мин) (раздаётся каждой группе по 3 ) - Как называется самый слабый ветер? (штиль) (слайд) - Отгадайте по описанию, какой это ветер? Вода - высокие волны, начинающие закручиваться; плотные потоки пены; брызги ухудшают видимость; Земля-Ломает ветки и сучья, заметно задерживает всякое движение против ветра. (слайд) - Как называется ветер 12-ти бальной силы? (ураган) (слайд) Ребята, я сейчас вам открою одну небольшую тайну.
Значение ветра. (2 мин) Учитель. А какое значение имеет ветер в природе и для жизни людей на Земле? Ответ. 1) переносит облака; 2) очищает воздух; 3) вырабатывает электроэнергию; 4) переносит семена растений, опыляет их; 5) формирует рельеф; 6) осуществляет движение парусных судов. Учитель. Какой вред приносит ураганный ветер?
- Ребята, а в каких широтах мы с вами живём? Какие ветра характерны для нашей местности? Могут ли у нас образоваться муссоны? Почему? Нужно ли учитывать направление ветра при строительстве заводов? Почему?(2 мин)Ребята. Посмотрите, сколько новых понятий появилось в вашей географической копилке. Давайте, проверим, как вы их усвоили.Тест. Детям раздаются карточки с диктантом, выполняют на листочках.( 2 мин)
Последовательность выполнения:
Проверка теста (слайд) 1 – 2 2 – 1 3 - 10 4 – 7 5 - 4 6 – 3 7 – 6 8 – 5 9 – 8 10 - 9
Литература: 1.Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.; «Вако», 2004 г. 2.И.И. Нагорная. География. 6 класс: Поурочные планы.- М.: Дрофа 2004г. 3.И.И.Баринова. Современный урок географии. Ч.2.- М.: Школа –Пресс,2001г. 4. Интернет ресурсы. |