Скачать 125.33 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмет «Прирородоведение» 5 класс 2012- 2013 учебный год 1. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа курса «Природоведение» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы гр.авторов Суховой Т. С., Строганова В. И., И.Н.Пономаревой и др. (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.). Программа пропедевтического курса природоведения для 5 класса рассчитана на 34 часа учебного времени (1 час в неделю). Цели Изучение природоведения в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества. Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся. Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере). Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях. Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира. При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т. е. единство материального мира. С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях (резервное время). Те материалы, которые в авторской программе были отмечены светлым курсивом и должны изучаться по усмотрению учителя, внесены для изучения в календарно-тематический план. 2. Учебно– тематическое планирование по _______природоведение____________ предмет Классы _______5а,в,е__________ Учитель ____Дружняева Л.Г.____________ Количество часов Всего ___70__ часов; в неделю _2___ часа. Плановых контрольных уроков ___, зачетов _-__, тестов _-__ ч.; Административных контрольных уроков ___ч. Планирование составлено на основе __ Учебник Дополнительная литература ________________________________________________ название, автор, издательство, год издания 2.1 Учебно-тематический план 2 часа в неделю, всего - 70 ч.
2.2 Календарно-тематическое планирование 1 полугодие
Второе полугодие
3. Содержание тем учебного курса Введение. Что тебя окружает (6 ч) Вещества в окружающем мире, примеры превращения в природе веществ. Единство живой и неживой природы. Изменения, происходящие в окружающем мире. Могут ли в живых организмах происходить физические изменения и химические явления. Экскурсия: живая и неживая природа. Многообразие природных явлений (17 ч) Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.). Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Лабораторные работы:
Особенности живого организма (27 ч) Разнообразие живых организмов. Примеры приспособленности живых организмов в разных условиях среды обитания. Размножение животных и растений. Распространение растений по территории планеты Земля. Способы защиты живых организмов от неблагоприятных условий внешней среды. Функции растений. Питание животных, паразитов. Особенности живого организма. Минеральные соли, питательные вещества и их значение для человека и животных. Разнообразие клеток и живых организмов. Круговорот веществ в природе. Лабораторные работы:
Практическая работа: «Подкормка птиц» Движение в сферах планеты Земля и в космосе (9 ч.) Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы, атмосферы, гидросферы. Круговорот воды в природе. Взаимосвязь сфер Земли. Горные породы биогенного происхождения. Движение небесных тел Солнечной системы, Галактики. Экскурсия в планетарий. Лабораторная работа: 1. Знакомство с горными породами биогенного происхождения. Освоение природы человеком (3 ч). Роль современной науки в жизни человека. Человек – часть природы. Влияние человека на биосферу. Экскурсия: Весенние явления в природе» Прктическая работа: «Экологические проблемы Костромского края» 4. Требования к уровню подготовки учащихся Требования к уровню подготовки : в результате изучения курса «Природоведения» учащиеся должны знать: • положение о том, что все в природе находится в движении: движение — форма существования материи;
• причины изменения поверхности Земли; • причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;
Учащиеся должны уметь:
5. Учебно-методическое обеспечение 1 Т.С. Сухова, В.И. Строганов Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2008. – 176 с. 2. Учебник: Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. Вентана-Граф, 2008. 3. Методическое пособие для учителя: Природоведение: 5 класс: методическое пособие/Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с. 6. Список литературы 1. Акимушкин И. Невидимые нити природы. Москва: Мысль, 1985. 2. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1988. 3. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. Москва: Детская литература, 1988. |