Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»
РАССМОТРЕНО на заседании МО
учителей естественного цикла
Протокол № 1 от 30.08.2013г
_____________ Н.М. Амосова
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ № 3»
От « 30» августа 2013г. ______________Т.И.Кухтенкова
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 3 » _______________ А.А.Осипов
от « 30» августа 2013г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
составлена в соответствии с государственной программой для общеобразовательных учреждений
природоведение (естествознание), 5 класс
авторы: Д.И. Трайтак, А.Е. Андреева – М.: Мнемозина, 2008.
базовый учебник: А.Е. Андреева Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008
составлено учителем МБОУ «СОШ № 3» Н.М.Петровой
2013-2014 учебный год
Череповец
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету «Природоведение. 5 класс», государственной программой для общеобразовательных учреждений Природоведение (естествознание), 5 класс. Авторы: Д.И. Трайтак, А.Е. Андреева из сборника «Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.: «Мнемозина», 2008.
Количество часов по базисному плану –70 часов из расчёта 2 часа в неделю. В план включены 2 экскурсии которые возможны в городе, это урок №24 «Погодные явления» (экскурсия на метеостанцию) и урок №59 «Загрязнение почв» (экскурсия в политехнический музей) при создании условий для их проведения. В рабочей программе предусмотрено одна лабораторная работа и 18 практических работ.
Базовый учебник: А.Е. Андреева Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008.
«Природоведение» является пропедевтическим курсом для дисциплин предметной области «Естествознание», изучаемых в основной образовательной школе. Этот курс обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом, интегрирующим начальные знания по биологии, географии, физике, астрономии, химии и экологии.
Обучающие цели:
Развитие у учащихся основных знаний о многообразии природных объектов и явлений, о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на природу;
Формирование начальных знаний о методах науки;
Развитие умений по применению усвоенных знаний и полученных навыков при решении учебных и практических задач;
Формирование начальных исследовательских умений: проводить наблюдения, ставить простейшие опыты, осуществлять измерения, описывать полученные результаты, формулировать выводы;
Формирование элементарных умений по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи.
Развивающие цели:
Развитие у учащихся интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно –следственные связи, классифицировать, давать определения понятий;
Развитие интереса к изучению природы, умственных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач.
Воспитательные:
Развитие у учащихся ценностного отношения к природе и своему здоровью;
Воспитание эстетического восприятия природы;
Формирование у школьников понимания необходимости согласовывать поведение и деятельность человека в природе с экологическими нормами и правилами;
Развитие ответственного отношения к собственному здоровью и формирование здорового образа жизни.
В данной программе перед учащимися раскрывается новый аспект изучения природы – познание целостности и единства живой и неживой природы на основе изучения особого (биокосного) тела природы – почвы. В содержании данного учебного курса раскрыта ключевая роль почвы в жизни биосферы и человека, что особенно важно в условиях современного экологического кризиса и перехода человечества к стратегии устойчивого развития.
Содержание программы включает шесть разделов:
Разделы
| Количество часов
| I. Познание природы человеком
| 9
| II. Планета Земля
| 10
| III. Многообразие природных явлений
| 12
| IV. Природная среда. Почва как среда жизни
| 18
| V. Почва – основа жизни на планете
| 12
| VI. Здоровье и безопасность жизни человека
| 5
| Повторение
| 4
| Итого
| 70
|
Перечень практических и лабораторных работ
1.
| П/Р «Знакомство со справочными пособиями, СD-энциклопедиями. Поиск информации в сети Интернет»
| 2.
| П/Р «Нахождение полярной звезды на ночном небе и определение некоторых созвездий Северного полушария на карте. Фотографирование области ночного неба».
| 3.
| П/Р «Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек»
| 4.
| П/Р «Ознакомление с лабораторным оборудованием и правилами его безопасного использования. Составление «Правил безопасного поведения на уроках природоведения»
| 5.
| Л/Р «Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов)» Инстр. по ТБ
| 6.
| П/Р «Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам) «Конструирование гномона на пришкольном участке»
| 7.
| П/Р «Ознакомление с образцами горных пород и минералов (по коллекции минералов)
| 8.
| П/Р «Сравнение свойств почвы и горных пород по образцам»
| 9.
| П/Р «Определение структуры почв»
| 10.
| П/Р «Влияние погодных условий на самочувствие человека»
| 11.
| П/Р «Знакомство с местными видами растений»
| 12.
| П/Р «Влияние влажности почвы на прорастание семян»
| 13.
| П/Р «Влияние влажности почвы на состояние растений»
| 14.
| П/Р «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями».
| 15.
| П/Р «Правила приготовления компостной кучи»
| 16
| П.Р «ведение дневника здоровья: наблюдение за самочувствием»
| 17
| П/Р «Измерение роста и массы человека, конструирование ростомера»
| 18.
| П/Р «Способы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи при травмах».
| 19.
| П/Р «Неотложные меры при укусах ядовитых животных»
П/Р «Первая помощь при отравлении грибами и ядовитыми растениями»
|
| Всего – 19, из них одна лабораторная работа
| |