Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 415.53 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации27.03.2014
Размер415.53 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 2

г. Черняховска Калининградской области

г. Черняховск

2012 г.





Рабочая программа

Учебный предмет

«Природоведение»





Принято

НМС МБОУ Гимназии №2

Г. Черняховска

Калининградской области

Протокол №1

от 29 августа 2012 г.

Утверждаю

Директор МБОУ Гимназии № 2

Г. Черняховска

Калининградской области

____________/ А.Д. Ясюченя

29 августа 2012 г.


Рабочая программа по природоведению

5 класс

на 2012-2013 учебный год

(составлена в соответствии с ФГОС второго поколения)

Составитель: учитель химии

высшей квалификационной категории

Е.В. Михалева

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по природоведению составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю).

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса (70% - 49 часов) и за пределами которой остается возможность вариативной составляющей содержания образования (30% - 21 час).

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Структура документа

Рабочая программа по природоведению включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, перечнем демонстраций и ученических практических работ.
Общая характеристика учебного предмета

«Природоведение» - интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

Рабочая программа включает в себя три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни».

В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях их взаимосвязи при изучении объектов природы.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.

Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включен в примерную программу по природоведению в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана. Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения, и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентировочной деятельности.

В рабочей программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового города, ресурсами Internet и др.
Цели и результаты изучения предмета

Существенная особенность нового образовательного стандарта заключается в том, что требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы определены на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном.

В связи с этим, изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей и результатов:

  1. Личностные результаты

Требования личностного освоения программы природоведения упрощенно можно отразить в виде следующей схемы:


На уроках природоведения, как никакого другого школьного предмета, особенно большое значение отводится формированию научного мировоззрения. Основой научного мировоззрения являются убеждения. Убеждения можно сформировать в том случае если теоретические знания будут подкрепляться практическими навыками.

Данная рабочая программа в полной мере позволяет сформировать эти убеждения, так как в рабочей программе большое внимание уделено эксперименту и в процессе обучения учащиеся постоянно будут обращаться к химическому, физическому, биологическому эксперименту как к критерию истинности знаний. В формировании убеждений большое значение имеет обучение методам познания, которые позволяют раскрыть перед учащимися сущность процесса познания.

Знания учащимся в ходе изучения данного предмета не даются в готовом виде.

Весь курс изучения природоведения можно представить как совместный путь ученика и учителя, их совместный путь моделирования, результатом которого будет та или иная теоретическая модель, выстроенная по мере накопления необъяснимых фактов.








Рабочая программа направлена на формирование в сознании учащихся «целостного мировоззрения», учитывающее «духовное многообразие современного мира».

Как сформировать мировоззрение целостным, соединив научное и религиозное миропонимание? Да и можно ли вообще ответить на этот вопрос?

Природоведение, как интегрированный курс химии, физики, биологии, как ни один другой школьный предмет, отвечает за формирование у школьников основ экологической культуры. Формирование экологической культуры учащихся начинается с формирования знаний о кругообороте веществ в природе и о влиянии хозяйственной деятельности человека.

С этой целью в программе предусмотрена «экологическая экспедиция», во время которых с учащимися изучаются процессы, приводящие к загрязнению окружающей среды, а также выясняются источники загрязнений. Итогом данных экспедиций являются мини - презентации учащихся о причинах загрязнения окружающей среды, которые в свою очередь имеют большое значение для формирования их социальной активности.

На уроках природоведения большое внимание уделяется формированию ценности здорового образа жизни.

Содержание рабочей программы направлено на воспитание российской гражданской идентичности, сформировать гордость за российских ученых и российскую науку. В развитие науки и технологии большой вклад внесли наши соотечественники, данная программа дает возможность показать учащимся ученых, работающих с огромной самоотдачей.


  1. Метапредметные результаты

Метапредметные результаты можно представить следующей схемой:


Как видно из схемы эта группа требований отражает современные психологические представления о развитии школьников.

Развитие учащихся на уроках природоведения осуществляется не путем прямого воздействия на мышление с помощью различных развивающих упражнений, а путем обучения самостоятельному определению целей, осмысления мотивов деятельности, формирования умений самостоятельно планировать достижение целей. Эти умения во многом определяют возможности самоорганизации учащихся в познавательной деятельности. Самоорганизация невозможна и без обучения умениям соотносить свои действия с планируемыми результатами, без умения оценивать правильность выполнения учебной задачи и без самоконтроля и самооценки.

  1. Предметные результаты

В связи с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта можно определить шесть основных групп предметных требований освоения учащимися образовательной программы по природоведению:

1 группа определяет необходимость формирования первоначальных систематизированных представлений о многообразии тел, веществах, и явлений природы.

2 группа направлена на формирование у обучающихся осознания объективной значимости основ химической, физической, биологической, экологической наук как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ, физических, биологических явлений как основы многих явлений живой и неживой природы; формирование представлений о материальном единстве мира.

3 группа отражает компетентностную ориентацию нового Стандарта, т.е. которая определяется способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с первоначальными знаниями учащихся по химии, физики и т.д., навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды.

4 группа отражает наиболее сложные аспекты обучения природоведения, связанные с формированием умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми явлениями и процессами, происходящими в микромире, с объяснением причины многообразия веществ. С этой целью, чтобы учащиеся преодолели абстрактность науки, в содержании рабочей программы большое внимание уделено использованию наглядных средств, химического, физического, биологического эксперимента.

5 группа предписывает необходимость приобретения учащимися опыта использования различных методов изучения веществ при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.

6 группа предписывает необходимость формирования у учащихся представлений о значении химической, физической, биологической, экологической наук в решении современных экологических проблем, в том числе, в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Таким образом, еще раз хочется отметить, что от сформированности одних умений зависит качество обучения умениям других типов.
Интегрированный курс природоведения по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, таблицы, рисунки и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение лабораторных опытов и практических работ, работа с таблицами, рисунками и т.д.) обладает большим потенциалом для решения поставленной задачи.

Еще раз повторюсь, от сформированности одних умений зависит качество обучения умениям других типов.

В связи с чем, содержание рабочей программы по природоведению максимально направлено на:

а) расширение познавательных ресурсов учащегося, которое обеспечивало бы учащемуся возможность решать познавательные задачи и проблемы из разных областей знания;

б) содействие целостному представлению содержания образования и деятельностному его освоению;

в) обеспечение реализации идей непрерывного образования, самообразования и социальной адаптации личности.
Таким образом, подводя итог сказанному выше, в ходе изучения природоведения в 5 классе учащиеся должны:

- получить знания о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладеть начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развить интерес к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитать в себе положительное эмоционально-ценностное отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применять полученные знания и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Положительный результат заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Послесловие

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

В связи с этим приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ;

- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение предложенных таблиц);

- подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Данная программа реализована в учебнике: Т.С. Сухова, В.И. Строганов «Природоведение – 5», Вентана-Граф, 2011.

Содержание тем курса природоведения

(2 часа в неделю 70 часов)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск