Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 499.28 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации27.03.2014
Размер499.28 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рябчевская средняя общеобразовательная школа



РАССМОТРЕНО

на МО межпредметного цикла

Протокол №______

от «____»__________2013г.



СОГЛАСОВАНО

с зам.директора по УВР
_________ Храмогина Е.Л.

«____»____________ 2013г.


УТВЕРЖДЕНА

Приказ №_____

от «____»___________2013г.

Директор

_____ Шахова Н.В.



Рабочая программа курса природоведение

в 5 классе
Авдеенко И.В.,

учитель биологии и химии,

высшая квалификационная

категория

Рябчевск, 2013
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса «Природоведение» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы гр.авторов Суховой Т. С., Строганова В. И., И.Н.Пономаревой и др. (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.).

Программа пропедевтического курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).

Цели

Изучение природоведения в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об окружающем мире;

  • овладение умениями работать с простейшим лабораторным оборудованием, организовывать собственную информационную и практическую деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами;

  • воспитание ответственного отношения к природе и собственному организму;

  • выработка навыков применения знаний о живой и неживой природе в повседневной жизни.

Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества.

Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся.

Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.

При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т. е. единство материального мира.

С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях (резервное время).

Те материалы, которые в авторской программе были отмечены светлым курсивом и должны изучаться по усмотрению учителя, внесены для изучения в календарно-тематический план.
Используемый УМК:

Основная литература

1. Программы: авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2008. – 176 с.)

2. Учебник: Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. Вентана-Граф, 2008.

3. Методическое пособие для учителя: Природоведение: 5 класс: методическое пособие/Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.

Дополнительная литература

Литература для учителя:

  1. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. серии « Твой первый атлас определитель»: Животные леса. Птицы леса, Животные луга, Рыбы наших водоёмов.-М.: Дрофа, 2008.

  2. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М.: «5 за знания», 2006.- 112с.

  3. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека / К.Ю. Еськов. - М.: НЦ ЭНАС, 2004. - 154с.

  4. Тимофеева Л. Л. Мастер-класс. Уроки природоведения в 5 классе М.: Дрофа, 2007 г. - 283 с.

Литература для учащихся:

  1. Бровкина Е.Т., Сивоглаов В.И. серии « Твой первый атлас определитель»: животные леса, птицы леса, животные луга, рыбы наших водоёмов.- М.: Дрофа, 2008.- 63 с.

  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2003.




  1. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Детская литература, 1965.

  2. . Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1982.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы;

  • экскурсии.

Формы контроля ЗУН:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • тестирование;

  • практикум.

Требования к уровню подготовки : в результате изучения курса «Природоведения»

учащиеся должны знать:

• положение о том, что все в природе находится в движении: движение — форма существования материи;

  • относительность движения и покоя;

  • понятия «вещество» и «тело»;

  • примеры и основные признаки химических реакций;




  • основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;

  • основные процессы, происходящие в живых организмах;

  • примеры движений в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);

• причины изменения поверхности Земли;

• причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;

  • движение Земли (суточное, вокруг Солнца).


Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные явления, делать выводы;

  • проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

  • использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;

  • выявлять взаимосвязи организмов и среды;

  • составлять пищевые цепи;

  • находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;

  • объяснять причины изменения поверхности Земли;

  • объяснять причины смены дня и ночи, времен года.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



ТЕМА, РАЗДЕЛ

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ


1

Введение

6

2

Многообразие природных явлений. Физические и химические явления в живой и неживой природе

14

2,1

- многообразие природных явлений.

2

2,2

- физические и химические явления в живой и неживой природе

12

3

Явления и процессы в живой природе. Биологические явления. Особенности живого организма

30

4

Движение в сферах планеты и в космосе

10

5

Освоение человеком природы

4

6

Экскурсии

4

7

Задание на лето

2

ВСЕГО:

70 часов


Содержание программы

1.Введение (6 часов)

Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).

Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).

Обитатели суши, воды, воздуха.

Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.

Демонстрации. Перемещение тел неживой и неживой природы, движение листьев к свету, плавание рыб; действие йода на крахмал; эволюционные изменения в живой природе.

Экскурсия. Живая и неживая природа.

2.Многообразие природных явлений. Физические и химические явления в живой и неживой природе (14 часов)

Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосоциальное явление.

Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.

Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.

Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.

Лабораторная работа. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями

Практическая работа. Прослушивание записей звукового общения животных.

Экскурсия. Звуки в живой природе.

Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.

3. Явления и процессы в живой природе. Биологические явления. Особенности живого организма (30 часов)

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле. Как размножаются организмы.

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление — условие появления здорового потомства. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.

Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых орга­низмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Как питаются живые организмы.

Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.

Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.

Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.

Что мы узнали о жизни на Земле.

Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий наличие углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.

Лабораторные работы.

  • Изучение устройства микроскопа.

  • Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

  • Изучение строения семени фасоли.

  • Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.

  • Рассматривание корней растений.

  • Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

  • Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.

Опыты в домашних условиях.

  • Выращивание плесени на хлебе.

  • Выяснение условий прорастания семян.

  • Наблюдение за испарением воды листьями.

  • Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян.

  • Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

  • Измерение роста (длины тела) и массы тела.

  • Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.

Практические работы.

  • Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.

  • Уход за комнатными растениями и аквариумом.

  • Подкормка птиц.

Экскурсии. Распространение плодов и семян. Живые организмы зимой. Живые организмы весной.

4. Движение в сферах планеты и в космосе (10 часов)

Глобальные изменения облика Земли.

Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.

Движение в литосфере.

Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.

Движение в атмосфере.

Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Движение в гидросфере.

Движение воды в биосфере.

Биосфера — все части планеты, освоенные живыми организмами. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).

Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.

Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.

Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов; географические карты, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ.

Лабораторная работа. Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

Практически е работы.

  • Определение по карте основных океанических движений, течений.

  • Составление схем пищевых цепей — цепей передачи энергии и веществ.

5. Освоение человеком природы (4 часа)

Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.)

Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.

Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.

Практические работы.

  • Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды (на материале своей местности).

  • Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.

  • Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.

Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск