Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.03.2014
Размер153.49 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

1 класс

17 часов
Пояснительная записка

Курс «Природа и мы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Природа и мы» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. 

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность. 

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

В основе методики преподавания курса «Природа и мы» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа. Мероприятия, посвящённые природе родного края, позволят расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогут задуматься об их посильной помощи в сохранении природы. Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы.

Программа курса «Природа и мы» разработана с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста.

В 1 классе 17 часов.

Форма организации детского коллектива – классная.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 класс
Природа – наш дом. Экскурсия «Осенний лес». Сбор природного материала для поделок. Деревья в осеннее время года. Аппликация из осенних листьев. Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы. Основы безопасного поведения на природе.

Природа – наша кормилица. Что растет в огороде. Из чего делают хлеб. Из чего делают муку.

Времена года. Солнце - источник света и тепла. Смена дня и ночи, времен года. Роль Солнца в жизни человека. Что такое снег. Деревья в зимнее время года. Город в разное время года.

Растения. Что такое воздух. Значение воздуха в жизни живых существ. Источники загрязнения воздуха. Значение чистого воздуха. Виды транспорта. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Распространение семян с помощью воздуха. Разнообразие видов растений в природе. Развитие растений. Дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные и ядовитые растениях.

Птицы. Разнообразие птиц. Зимующие птицы.


Животные. Разнообразие животного мира. Животные нашего края.




Итоговые уроки. Закрепление полученных в течение года знаний. Викторины, конкурсы.


Содержание курса «Природа и мы» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Природа и мы» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

         идея многообразия мира;

         идея экологической целостности мира;

         идея уважения к миру. 

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. 

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. 

Учебный курс «Наш дом – природа» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Разделы программы

Кол-во часов


Характеристика деятельности обучающихся

Всего, час

Аудиторные

Внеаудиторные

I год обучения

1

Природа – наш дом

3

2

1

Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире

Различать времена года по признакам.

Характеризовать времена года

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения,

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные.

Уметь бережно относиться к природе.

Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни

2

Природа – наша кормилица

2

1

1

3

Времена года

3

2

1

4

Растения

4

3

1

5

Птицы

1

1

-

6

Животные

2

1

1

7

Итоговые уроки. Закрепление знаний.

2

1

1




Итого

17

11

6

















ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
На первом уровне (1-2 класс) школьник должен уметь:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года.:

  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.



ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету.

Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд. (для учителя)

1

Большая книги экспериментов для школьников. Под ред. Антонеллы Мейяни. Пер.с итал. Э.И.Мотылевой.

1

2

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

1

3

Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР Пособие для учителей.

1

4

Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

1

5

Носаль М.А. Носаль И.М. Лекарственные растения и способы их применения в народе.

1

6

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.

1

Библиотечный фонд. (для учеников)

1

Александров Б.А. В стране зеленой.

1

2

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

1

3

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

1

4

Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений

1

5

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

1

6

Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей

1

7

Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

1

8

Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся

1

9

Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе

1

10

Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

1

11

Синяков А.Ф. О вершках и корешках. Травник

1

12

Тайны живой природы. Рик Моррис

1

13

Федоров Ф.В. Деревья. Моя первая книга о природе

1

14

Чуб В.В., Левина К.Д. Комнатные растения Под ред. Солодухина Е.Д

1

Наглядные пособия

1

натуральные живые пособия – комнатные растения;

3

2

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

2

3

гербарии; коллекции насекомых;

5

4

изобразительные наглядные пособия – таблицы

5

5

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества

10

Технические средства обучения.

1

компьютер,

1

2

медиапроектор

1

3

DVD

1

Экранно-звуковые пособия

1

Диск. «Звуки живой природы»

1

2

Фильм «Многообразие животного мира»

1

3

Фильм «Природа в разное время года»

1

4

Фильм «Бережем природу»

1

5

Презентация «Человек как часть природы»

1

6

Презентация «Что такое снег»

1

7

Презентация «Мой город в разное время года»

1

8

Презентация «Виды транспорта на улице моего города»

1

9

Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»

1

10

Презентация «Звери и растения нашего края».

1

11

Презентация «Красная книга»

1


Календарно-тематическое планирование 1 класс


п\п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Формирование универсальных учебных действий

1

Вводное занятие. Вступление в члены клуба «Природа и мы», заповеди клуба, устав, клятва, песня. Задачи, цели клуба.

1ч.




Познаватель-ные Общеучебные действия

Знаково-символические;

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Выделение познавательной цели;

Выбор наиболее эффективного способа решения;

Логические

Анализ объектов

Выбор критериев для сравнения

Коммуникативные

Постановка вопросов;

Умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

Разрешение конфликтов



2

Народные приметы. Правила поведения в природе. Распределение поручений. Знатоки растений, загадок, животных.

1ч.




3

Заочная экскурсия «Осень в лесу».

1ч.




4

Беседа «На всей земле нет краше уголка, где я родился».

1ч.




5

Викторина «Россия - Родина моя».

1ч.




6

Заочное путешествие в лес.

1ч.




7

Игра –КВН «Что делают из дерева».

1ч.




8

Операция «Птичья ёлка» на поляне.

1ч.




9

Экскурсия в музей им. Мартьянова. Знакомство с животными своего края.

2ч.




10

Выставка «Птицы- наши друзья!» Вывешивание кормушек и подкармливание птиц.

1ч.




11

Экологическая викторина «Знаешь ли ты зимние народные приметы?»

1ч.




12

Урок –викторина «Что ты знаешь о деревьях?»

1ч.




13

Викторина «Тайны птичьего царства».

1ч.




14

Животный мир водоёмов (Заочная экскурсия на водоёмы края).

1ч.




15

Экологическая игра «Береги землю свою ».

1ч.




16

Конкурс загадок о природе.







17

Итоговое занятие. Задание на лето всем знатокам: растений, деревьев, насекомых ит.д.

1ч.







ИТОГО

17 часов




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск