Скачать 85.47 Kb.
|
Доклад на тему Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности Подготовил: Учитель географии Папшулёвской СШ Шамшур В.Н. 2007 год Сейчас, когда больше внимания уделяется личности ребенка, значение географии также возрастает. Задача учителя – развивать в детях умение слушать друг друга, излагать свои мысли, критически оценивать свои ответы и ответы товарищей, работать в коллективе, учить детей ставить цели и достигать их; предоставить им возможность саморазвития, формировать личность школьника высококультурной, интеллектуальной, способной действовать в системе динамичных общественных отношений, готовой решать проблемы государственного и глобального масштаба. В соответствии с этим урок должен строиться так, чтобы главным действующим лицом при изучении нового материала становился ученик, который под руководством учителя путем логических рассуждений приходил бы к усвоению необходимых понятий и навыков. С целью формирования познавательного интереса к предмету и дальнейшего совершенствования урока можно использовать различные формы, приёмы и методы обучения, потому что традиционные не всегда приводят к желаемому результату. Один из факторов активизации познавательной деятельности учащихся – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения географии, повышают интерес к изучаемому предмету и активизируют деятельность учащихся, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков учащихся, развитию их личности. На мой взгляд, нестандартные уроки целесообразно проводить не чаще одного-двух раз в четверть при обобщении и повторении темы. Лучше всего в форме игры: часа занимательной географии, игры-путешествия, ролевой игры и т.д. Наиболее охотно дети участвуют в разнообразных соревнованиях и конкурсах (викторины, КВН, брейн-ринги и т.д.). Игра – один из самых увлекательных видов работы, которая всегда вызывает у учащихся бурю эмоций, пробуждает интерес друг к другу. Содержание, принятые обязательства, правила способствуют развитию познавательной активности, повышают внимательность и работоспособность. Игровые приёмы и формы обучения особенно актуальны в условиях сельской малокомплектной школы, потому что они содействуют развитию учеников, формируют образ региона на основе изученного материала и тем самым развивают представления, свойственные любой образованной личности. К игровым формам урока относятся ролевые, имитационные, деловые и другие игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и своей ролью, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Для работы в жюри при проведении игр-соревнований целесообразно пригласить учеников старших классов, педагога-организатора. Разработанные сценарии конкурсов можно использовать также на обобщающих уроках, факультативах, внеурочных мероприятиях по предмету. С целью расширения географических знаний в сценариях игр целесообразно использовать материал, который выходит за рамки школьного учебника. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой, умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов. Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической. Выделяют следующие дидактические игры: игры-упражнения, игры-путешествия, сюжетные (ролевые) игры, игры-соревнования. Среди игр, которые особенно влияют на эффективность обучения, можно выделить ролевые игры. Наличие роли, сюжета обеспечивает разнообразные воспитательные возможности, развивает у школьников воображение, мышление, волю. Игра способствует вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагает личностный подход в игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся. Она относится к косвенному методу воздействия, когда школьник не ощущает себя объектом воздействия учителя, когда он полноправный участник познавательной деятельности. Поэтому в процессе игры ученики сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра – это средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Ролевую игру как любой косвенный метод воздействия на личность использовать труднее, чем прямое воздействие. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда педагог ориентирован не только на предмет географии и на функции ученика, но и на личность ребенка в целом. Подготовка и организация проведения ролевых игр включает несколько этапов: I этап – подготовительный; II этап – организация игры; III этап – проведение игры; IV этап – анализ результатов игры. Игру-путешествие можно использовать на этапе изучения новых знаний, когда учащиеся становятся на какое-то время «экспедицией на научно-исследовательском судне», например, при изучении темы «Океаны» в 8 классе или при изучении природы какого-либо материка. Играя роли взрослых людей, ребята с увлечением и со всей серьезностью включаются в обсуждение предлагаемой темы. Ролевые игры способствуют организации групповой работы учащихся, развитию самостоятельной познавательной деятельности, при этом формируются и закрепляются умения работать с картой, текстом учебника, дополнительной литературой. При проведении дидактических игр необходимо учитывать следующие требования:
В старших классах можно проводить уроки-семинары, уроки-конференции, уроки-прессконференции, уроки-диспуты. О таких уроках сообщается ученикам заблаговременно. Учащиеся готовят выступления по теме конференции, или диспута, необходимую графику и наглядность. Структура уроков следующая: вступительное слово учителя, заслушивание и обсуждение выступлений учащихся, подведение итогов. Наиболее удобно проводить уроки-конференции и уроки-диспуты по группам стран или какой-либо проблеме, особенно если тема тесно связана с текущими событиями. Также к нестандартным урокам можно отнести интегрированные уроки (с биологией, химией, историей, математикой и др.). Такие уроки развивают интерес к смежным наукам, развивают творческие умения учащихся, формируют навыки коллективной работы. В последние годы все более очевидным фактором становится переход от традиционных методик в обучении к использованию более технологичных, интерактивных систем. Современные технологии открывают новые возможности в реализации личностно ориентированного подхода к обучению, в основе которого лежит умение школьников самостоятельно приобретать знания и умения. В наш информационный век возможности обучения неограниченны как во времени, так и в пространстве (с помощью компьютера можно получить самую современную информацию о любом уголке земного шара, виртуально путешествовать по разным природным объектам, странам). Специфика информационных технологий заключается в том, что они предоставляют пользователю — ученику и учителю — огромные возможности: информация в сетях — базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев, архивов и др., а также информация на дисках. Компьютерные технологии позволяют сделать учебный процесс более эффективным, дают возможность учащимся самостоятельно изучать материал, создают среду для творческого самовыражения учащихся и учителя. Также они помогают эффективно управлять в сфере образования: оперативно получать, отсылать, хранить и обрабатывать информацию, подготавливать презентационные материалы и т. д. Систематическое использование на уроках персонального компьютера (ПК) приводит к значительному улучшению качества преподавания: повышаются уровень использования наглядности на уроке, производительность урока. Использование компьютера позволяет легче устанавливать межпредметные связи. Одно из направлений — «Создание презентаций и использование Internet-ресурсов», т. е. создание уроков-презентаций, тестовых заданий, наглядных материалов к урокам и пр. На своих уроках я чаще всего использую компьютерную презентацию, которая позволяет отказаться от остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока. Привлечение учащихся к созданию презентации стимулирует их познавательную активность, предоставляет им большое поле деятельности для творчества. При создании презентации можно пользоваться как программным материалом учебника, так и внепрограммным, рассчитанным на углубленное изучение географии или на творчески работающих учащихся. Презентация может использоваться на уроках географии как наглядный видеоряд, позволяющий оживить ход урока и организовать обсуждение тех или иных ее проблем. Учитель может использовать как весь материал, так и отдельные его части (в зависимости от уровня подготовленности школьников). Компоновка материала программы является своеобразной формой опорного конспекта, который ученики могут перенести в тетради и пользоваться им при подготовке домашних заданий (можно взять и электронный вариант тем, у кого есть дома компьютер). Каждый слайд такой презентации фактически является или графически-текстовой формой конспекта лекции, или заданием, которое учитель и ученики должны разобрать в ходе урока. Небольшой материал поэтапно выводится на экран по ходу урока, и таким образом рассматриваются основные вопросы данной темы. При классической презентации используются: • формы обучения, которые, по И. М. Чередову, называют общими (индивидуальные, парные, групповые, фронтальные, коллективные); • формы организации обучения: индивидуальные занятия (тьюторство, самообучение), коллективно-групповые (уроки, лекции, семинары), индивидуально-коллективные (творческие и научные недели, проекты). Презентацию можно применять при проведении вводных уроков, уроков углубления знаний, умений и навыков; закрепления умений и навыков; систематизации и обобщения знаний и др. в зависимости от методических целей, поставленных учителем с учетом уровня подготовки учащихся. Учитель может дополнительно применить методический аппарат учебника, карты атласа и другие источники географической информации. Карты в презентациях используются совместно с анимационными возможностями пакета, что позволяет более наглядно показать развитие, например, путей географических открытий, положение территории и пр. Диаграммы активизируют познавательную деятельность учащихся и служат источником для ответа на поставленный учителем вопрос. После рассмотрения всех вопросов урока переходим к закреплению материала. Здесь можно использовать слайды с вопросами и заданиями по данной теме. Например, тесты выбора, вопросы разного уровня, работу с картой и др. Последний слайд напоминает учащимся цели урока. В ходе обсуждения выясняется, достигнуты они или нет. Учитель по выбору может предлагать учащимся отдельные вопросы темы как при изучении, так и при контроле знаний, умений и навыков. Перед ним стоит задача создавать различные ситуации. Одни из них должны требовать применения знаний, умений и навыков, другие — учить на примерах, а третьи — добиваться самостоятельного, инициативного использования того или иного умения. Последовательность использования умений может быть произвольной. Это зависит от особенностей изучения учебного материала и мнения учителя. Предметные и межпредметные умения отличает то, что их можно усвоить и применить репродуктивно или творчески. Вариативность составленной модели учебного процесса позволяет максимально ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, на развитие творческих способностей как учащихся, так и своих собственных. |