Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 228.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации29.03.2014
Размер228.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2
Проект урока биологии в 10 классе (углубленное изучение) с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов

ВИРУСЫ

Цель: создать условия для осознанного понимания вирусов, как внеклеточной формы жизни.

Задачи:

  • изучить вирусов с позиций аналитико-синтетической деятельности;

  • дать общую характеристику вирусов растений, бактерий и человека;

  • выявить функциональные взаимоотношения человека и возбудителей заболеваний вирусной природы;

  • способствовать формированию здорового образа жизни через профилактику вирусных заболеваний желудочно-кишечного тракта, респираторных инфекций, дерматитов;

  • развивать коммуникативную компетентность учащихся, их взаимодействие в парах, группах, коллективе;

  • развивать умение поиска и обработки информации в т.ч. с использованием ИКТ;

  • развивать умение работы с электронными образовательными ресурсами;

  • развивать эмоционально-личностное и чувственно-ассоциативное восприятие учащихся изучаемых биологических объектов;

  • развивать творческие способы познавательной деятельности учащихся;

  • развивать положительные эмоции от процесса и результата учебной деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Основное содержание

  • Вирусы – неклеточная форма жизни. Общая характеристика

  • Вирусы растений. Бактериофаги: строение, проникновение в клетку.

  • Вирусные болезни человека и их профилактика. Интерферон и его действие на вирусы. Вакцинация.

  • Клеточный иммунитет и его нарушения. ВИЧ-инфекция – меры профилактики и способы борьбы

Термины и понятия

Вирус, вирусология, ДНК-содержащие вирусы, РНК-содержащие вирусы, капсид, вирион, бактериофаг, грипп, полиомиелит, вакцина, ВИЧ-инфекция, СПИД, клеточный иммунитет, гуморальный иммунитет, специфический иммунитет, неспецифический иммунитет, иммунный ответ.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).

Метапредметные результаты

Познавательные:

  • овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, структурировать материал;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • способность фиксировать успешность деятельности.

Коммуникативные:

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков вирусов как неклеточной формы жизни, особенностей строения и размножения вирусов;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, ВИЧ-инфекции, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснение роли вирусов в жизни людей;

  • умение называть разные виды вирусов, распознавать их на рисунках, схемах, таблицах, видеофрагментах, находить признаки сходства и различия,

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание вирусов.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с компьютером.

В сфере физической деятельности

  • освоение приемов оказания первой помощи при простудных заболеваниях;

  • проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;

  • развитие эмоционально-личностного и чувственно-ассоциативного восприятия учащимися изучаемых биологических объектов;

  • овладение умением вчувствования в объект посредством театрализации.

Организация образовательного пространства

Оборудование:

  • компьютер учителя с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), персональный компьютер, телефонная гарнитура (микрофон, наушники) для каждого ученика или пары обучающихся;

  • таблицы «Строение вируса табачной мозаики», «Строение бактериофага», «Строение вируса гриппа», «Строение вируса ВИЧ»;

  • информационные листы;

  • костюмы и декорации для театрализации.

Ресурсы:


Межпредметные связи:

  • история, информатика.

Формы работы: фронтальная (Ф); в группе (Г); в паре (П); индивидуальная (И).

Инновационное оборудование

Компьютер, проектор, экран (или интерактивная доска).

Документ-камера

Модульная система PROLOG (модуль давления)

Система мониторинга и качества знаний PROCLASS

Для проведения повторения пройденного материала провести тестирование с использованием системы мониторинга и качества знаний PROCLASS

Используемое инновационное оборудование:

Для работы с рисунком задания 3 рекомендуем использовать документ-камеру…

Для измерения давления твердого тела на поверхность используется динамометр напольный (модульная система экспериментов PROLOG

Использование цифрового микроскопа для сравнительного анализа строения двух экземпляров многоклеточных водорослей

Подготовительный этап

  • За 1 месяц до проведения урока учащимся предлагается подготовить инсценировку классик-рок-оперетты «Жизнь и смерть клетки обыкновенной»1 и фрагменты баталии «На войне, как на войне».2

  • За 2 недели до проведения урока учащиеся (по желанию) готовят выступления о ВИЧ-инфекции.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этап I. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:

  • создание ситуации удивления;

  • мотивация обучающихся к изучению темы.

Театрализация первой картины классик-рок-оперетты «Жизнь и смерть клетки обыкновенной». Обсуждение увиденного с учащимися.

Учитель. Итак, вы просмотрели первую картину классик-рок-оперетты.

  • Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок?

  • Почему сценарий спектакля имеет такое странное название?

В конце урока мы обязательно вернемся к этому вопросу.
Этап II. Учебно-познавательная деятельность

Цель:

  • рассмотреть вирусологию как науку, историю ее возникновения и развития, вклад, который внесли в развитие вирусологии отечественные и зарубежные ученые;

  • рассмотреть общую характеристику, строение и жизненный цикл вирусов, как неклеточной формы жизни; познакомится с вирусными болезнями растений, с вирусами бактерий на примере бактериофага;

  • рассмотреть вирусные болезни человека и изучить меры их профилактики, акцентировать внимание на вирусе гриппа и ВИЧ-инфекции;

  • способствовать формированию знаний о мерах профилактики и способах борьбы со СПИДом;

  • продолжить формирование навыков работы с текстом и электронными образовательными ресурсами.

II.1. Вирусы – неклеточная форма жизни. Общая характеристика

Рассказ учителя, с использованием таблиц и микрофотографий вирусов из ресурса: Вирусы и механизмы вирусных заболеваний. Информационный ЭУМ // http://fcior.edu.ru/card/8059/virusy-i-mehanizmy-virusnyh-zabolevaniy.html

Учитель. Вирусы были открыты в 1852 году русским ботаником Д.И. Ивановским. А в 1898 году голландец Бейринк придумал новое слово «вирус», что в переводе с латинского означает «яд». Вирусы настолько малы, что оставались неуловимыми и загадочными объектами вплоть до изобретения электронного микроскопа в 30-е годы XX столетия.

Вирусы – это мельчайшие живые организмы, размеры которых варьируют в пределах примерно от 20 до 300 нм (нм – это нанометр = 10-9 метра); в среднем они раз в пятьдесят меньше бактерий. Как уже говорилось, вирусы нельзя увидеть с помощью светового микроскопа (так как их размеры меньше полудлины световой волны), и они проходят через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки.

Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?» Если живой считать такую структуру, которая обладает генетическим материалом (ДНК или РНК) и которая способна воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, обладающую клеточным строением, то ответ должен быть отрицательным. Следует также отметить, что вирусы не способны воспроизводить себя вне клетки-хозяина. Они находятся на самой границе между живыми и неживыми, и это лишний раз напоминает нам, что существует непрерывный спектр все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и кончается сложнейшими замкнутыми системами клеток.

Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, поэтому они являются облигатными паразитами. Обычно они вызывают явные признаки заболевания. Попав внутрь клетки-хозяина, они «выключают» (инактивируют) хозяйскую ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетке команду синтезировать новые копии вируса. Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных (неактивных) частиц.

Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагмента генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему до сих пор ведется спор среди ученых относительно того – живые вирусы или нет?

  2. Как устроены вирусы? Имеют ли они какие-либо клеточные органеллы – митохондрии, рибосомы, лизосомы и т.п.?

  3. Как размножаются вирусы?

II.2. Вирусы растений. Бактериофаги: строение, проникновение в клетку

Самостоятельная работа учащихся по заданиям

Задание 1 (И). Вирусные заболевания растений

Работа с ресурсом: Вирусные заболевания растений. Характеристика. Статья // http://cvetivsamare.ru/publ/9-1-0-11

  1. Откройте ресурс и внимательно прочитайте статью.

  2. Ответьте на вопросы:

    1. Как передается вирусная инфекция от одного растения к другому?

    2. Чем опасны для растений тли, цикады, щитовки и трипсы?

    3. Почему трудно определить вирусную природу заболевания растений?

    4. В какие две группы объединяют болезни, вызываемые вирусами растений?

    5. Что такое мозаика у растений? Чем она вызывается?

    6. Что такое желтуха у растений? Чем она вызывается?

    7. Какие способы лечения вирусных заболеваний растений существуют в настоящее время?

Задание 2 (И). Вирус табачной мозаики

Работа с ресурсом: Практика. Бактериофаги. Вирусные заболевания (углубленное изучение) // http://fcior.edu.ru/card/15004/praktika-bakteriofagi-virusnye-zabolevaniya-uglublennoe-izuchenie.html

  1. Откройте ресурс и перейдите к разделу 6 «Вирусные заболевания»

  2. Среди представленных вирусов выберите вирус табачной мозаики, нажав мышью на изображение вируса. Прослушайте текст и рассмотрите фотографию.

Задание 3 (И или П). Строение бактериофага. Механизм проникновения бактериофага в бактерию.

Работа с ресурсом: Практика. Бактериофаги. Вирусные заболевания (углубленное изучение) // http://fcior.edu.ru/card/15004/praktika-bakteriofagi-virusnye-zabolevaniya-uglublennoe-izuchenie.html

(Примечание: для слабовидящих детей в этом задании рекомендуется использование ресурса: Практика. Бактериофаги. Вирусные заболевания (углубленное изучение для слабовидящих) // http://fcior.edu.ru/card/14972/praktika-bakteriofagi-virusnye-zabolevaniya-uglublennoe-izuchenie-dlya-slabovidyashih.html )

  1. Откройте ресурс

  2. Выберите раздел 2 «Основные термины» и изучите термины бактериофаги, лизоцим и капсид.

  3. Перейдите к разделу 4 «Строение бактериофага» и изучите его строение, щелкнув мышью по всем активным зонам на рисунке бактериофага.

  4. Перейдите к разделу 5 «Проникновение бактериофага в бактерию». Посмотрите анимацию и прослушайте текст.

Задание 4 (И). Жизненный цикл бактериофага (базисное обучение)

Работа с ресурсом. Жизненный цикл бактериофага // http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d1-1000-4ddd-8a92-400046bc432d/266.swf

  1. Откройте ресурс, просмотрите анимацию и прослушайте текст.

  2. Зарисуйте в тетради строение бактериофага и подпишите его части.

Задание 5 (И). Жизненный цикл бактериофага (углубленное изучение)

Работа с ресурсом: Бактериофаги. Текст с анимацией // http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef47f352-1446-78dd-2487-36fdf0a4f959/00135958634053225.htm

  1. Откройте ресурс.

  2. Рассмотрите рисунок бактериофага. Изучите подписи к рисунку.

  3. Выберите в левом нижнем углу рисунка режим Лизогенный цикл и нажмите кнопку Старт. Просмотрите анимацию один раз.

  4. Прочитайте текст, помещенный под рисунком.

  5. Нажмите кнопку Сброс, затем еще раз Старт, чтобы просмотреть анимацию еще раз.

  6. Нажмите кнопку Сброс . Выберите в левом нижнем углу рисунка режим Литический цикл и нажмите кнопку Старт. Просмотрите анимацию один раз.

  7. Еще раз перечитайте текст, помещенный под рисунком.

  8. Как вы поняли, чем лизогенный цикл развития бактериофага отличается от литического?

Использование цифрового микроскопа для рассмотрения пораженных вирусными заболеваниями различных частей растений
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск