Скачать 89.12 Kb.
|
Урок природоведения. 3 класс Тема: Как мы воспринимаем окружающий мир. Тип урока: Изучение нового материала Цели: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Задачи:
Ход урока: 1)Мотивация Учитель: -Третий год вы изучаете предмет под названием окружающий мир. На его уроках вы исследуете….(природу). -Что же относится к природе? *-Можно ли сказать, что человек является частью природы? -Вы правы, человек тоже является частью природы, а что – же помогает человеку воспринимать всю красоту окружающего мира? (помогают ему определённые органы, если дети дают неполный ответ, то дальше продолжаешь). -Я предлагаю, вам внимательно посмотреть картину природы. -Каждый из вас по разному относится к этому природному явлению, кому оно нравится, а кого- то пугает, кого – то восхищает своей непредсказуемостью. Клип – гроза. - Что вы увидели? -А как вы догадались, что началась гроза? (Увидели, услышали…) - Какие органы человека нам в этом помогли? -Ребята, кто-то из вас догадался, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? -Как мы воспринимаем окр. Мир.? Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что уши, глаза, кожа – являются органами чувств человека. Итак, тема нашего исследовательского урока … Работа со словарём. На доску вывешиваются карточки с понятиями. ( На доску - органы чувств) Тема: Как мы воспринимаем окружающий мир. -А на какие бы вопросы, вы бы хотели получить ответ, опираясь на тему нашего урока? -Что было бы интересно вам узнать сегодня на уроке? (карточки на доску) 2. Актуализация знаний. - Раз урок у нас не простой, а исследовательский, значит мы все с вами - …. (ученые) -Нам нужно исследовать органы чувств человека. -Помогать нам в этом будет опорный лист – конспект, который лежит на столе у каждой группы. В течение урока, все основные мысли нами будут зафиксированы на этом листке. - Начнём по порядку 3.Воспроизведение уч-ся знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий. Продуктивная деятельность учащихся: -Переверните листочек №1 , на нем обозначен объект вашего исследования. - Переверните листочек № 2 , на этом листочке задание, которое вам нужно выполнить. Л 1)Мы исследовали орган __________________________ 2)Нам предлагалось (описать опыт, что делали) _________________________________________________ 3)В результате проделанного опыта мы определили: ________________________________________________ 4)Вывод: Огран______________________ помогает_____________ окружающий мир ист № 3: Лист № 1: ГЛАЗА НОС ЯЗЫК КОЖА уши На листе № 2: записано задание для групп. - Сотрудники научно - исследовательского института 3 класса готовы? -Приступаем к работе. -Время исследования – 3 минуты -Работу начали. Работа в группах: Задание для 1 группы «Орган зрения – глаза»: Определи предмет: Откройте мешочек, но не заглядывайте в него! Опустите руку в мешочек. Определите, какой предмет лежит в мешочке, не доставая его – назовите предмет. В мешочке предметы:
Задание для 2 группы «Орган обоняния– нос: Задание: определите запахи: Аккуратно откройте флакон, определите запах. Задание для 3 группы «Орган вкуса – язык»: Попробуйте ингредиенты продуктов и определите, что вам предлагалось попробовать: мармелад со вкусом, лимон, солёный огурец, сахар. Задание для 4 группы «Орган слуха – уши»: Определите - звуки: Звуки в файле на компьютере. Нетбук, на столе у учащихся. (Учителю включить звук.) Задание для 5 группы «Орган осязания – кожа»: Определи предмет: Откройте мешочек, но не заглядывайте в него! Опустите руку в мешочек. Прикоснитесь своей рукой к предмету. Определите, из какого материала сделан предмет, который лежит в мешочке. Не доставая предмет – назовите материал, из которого он сделан. В мешочке предметы:
-Исследования закончили. - В научно исследовательском институте объявляется перерыв. Физ. Минутка. Вы, наверное, устали – и поэтому все встали. Ручками – похлопали, Ножками – потопали, А головкой – покрутили. И тихонько очень сели. -Каждый учёный фиксирует результат своей работы, я предлагаю вам на листочке № 3 записать результат вашей работы. -Время выполнения – 4 минуты - Давайте проверим, что у вас получилось: -И так на все вопросы смогла ответить группа? (Обратится к плану) -Группа «Орган зрения – глаза» Работа со словарём. На доску вывешивается карточка с понятием (Орган зрения) Учитель подводит итог: -Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через которое свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. -Ребята, давайте сделаем вывод: -Какую роль выполняет орган зрения – глаза? Вывод: ГЛАЗА - ОРГАН ЗРЕНИЯ, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ВОСПРИНИМАТЬ ПРЕДМЕТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ЦВЕТЕ, ОБЪЕМЕ, ПРОСТРАНСТВЕ; (карточка на доску) -Как вы думаете, что мы должны сделать, для того чтобы сохранить зрение? (Ответы детей) -Давайте проведём зарядку для глаз: Посмотрите вправо, налево, нарисуйте глазками круг, закройте глаза (пауза), откройте глаза. - А вы знаете, что употребление в пищу абрикосов улучшает наше зрение. В абрикосах много витамина А Группа «Орган обоняния – нос»: Работа со словарём. На доску вывешивается карточка с понятием (обоняние) Учитель подводит итог: -Обоняние – это восприятие запахов. -Зачем человеку обоняние? -Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре. Ребята, давайте сделаем вывод: -Какую роль выполняет орган обоняния – нос? Вывод: ОРГАН ОБОНЯНИЯ ПОМОГАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ЗАПАХИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. -Как вы думаете, что мы должны сделать, для того чтобы наше сохранить обоняние? (Ответы детей) - А знаете ли вы, чтобы повысить ваше обоняние, нужно кушать продукты обогащенные цинком, такие как чечевица, семена подсолнечника, грецкие орехи. Группа «Орган вкуса - язык»: Работа со словарём. На доску вывешивается карточка с понятием (Орган вкуса) Учитель подводит итог: - Органом вкуса является язык. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Кончик языка распознает сладкое, корень – горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое. - Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму. Ребята, давайте сделаем вывод: -Какую роль выполняет орган вкуса – язык? Вывод: ОРГАН ВКУСА ПОМОГАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ПИЩУ;СТРОЕНИЕ ОРГАНА ВКУСА. А что мы должны сделать, чтобы сохранить наш орган обоняния? (Не употреблять в пищу слишком горячую или острую еду) -А знаете ли вы, что наш язык, помогает развитию артикуляции. -Давайте выполним упражнение, которое нам помогает правильно произносить звуки речи. -Пощёлкаем язычком. Группа «Орган слуха – уши»: Работа со словарём. На доску вывешивается карточка с понятием (Орган слуха) Учитель подводит итог: - С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. второй по важности орган чувств у человека – ухо. Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Вывод: ОРГАН СЛУХА ПОМОГАЕТ СЛЫШАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЗВУКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Ребята, давайте сделаем вывод: -Какую роль выполняет орган слуха – уши? Вывод: ОРГАН СЛУХА ПОМОГАЕТ СЛЫШАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЗВУКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. -А что мы должны сделать, чтобы сохранить слух? -Закройте уши и помычите – достаточно. - А это упражнение улучшает деятельность головного мозга. Группа «Орган осязания – кожа»: Работа со словарём. На доску вывешивается карточка с понятием (осязание) Учитель подводит итог: -Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. Орган осязания – кожа. На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли. Сигналы от нервных окончаний поступают в специальный мозговой центр, где формируются ощущения осязания. Ребята, давайте сделаем вывод: -Какую роль выполняет орган осязания – кожа? Вывод: ОРГАН ОСЯЗАНИЯ СООБЩАЕТ О ПРЕДМЕТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ЧЕРЕЗ ПРИКОСНОВЕНИЕ. -А что мы должны сделать, чтобы сохранить орган осязания - кожу? (Мыть руки…) 6.Рефлексия. Итог урока с оценкой проделанной уч-ся работы: Обратиться к теме: - И так, давайте подведём итог нашего урока -Как же человек воспринимает окружающий мир? (при помощи органов чувств) -С какими органами чувств мы познакомились на уроке? (обоняние, осязание, орган зрения – глаза, орган слуха – уши, орган вкуса – язык. Интерактивная игра: - Определите какой орган чувств помогаем узнать? -Соедините предметы с органами чувств. - Сегодня мы узнали, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И всё же учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!». Как это понять? (Ответы детей) -С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только и внешнего мира, но и ту, что поступает от самого нашего тела. -Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение. - Молодцы, на все ли вопросы мы сегодня смогли ответить на уроке? (возвратиться к плану) -Более подробно с органами чувств вы познакомитесь на уроках анатомии. Самооценка своей деятельности на уроке: - Посмотрите, на столах, лежит карточка, с изображением человечка, ваша задача оживить этого человечка, т.е. подарить ему органы чувств, чтобы помочь воспринимать окружающий мир. - Отобразите с помощью человечка своё настроение в конце нашего урока. -Если урок оказался для вас интересным и полезным подарите человечку радостную улыбку. -Ну а если у вас остались неясные вопросы по данной теме нарисуйте грустную улыбку. -Поднимите. Покажите, что у вас получилось. -Спасибо ребята, за вашу продуктивную работу на уроке. - Ну, а закончить наш урок, мне бы хотелось стихотворением. Стихотворение: Нас природа создала Мудро и старательно, Отвечай -ка детвора, Слушал кто внимательно: Чтобы видели вы класс, есть прекрасных пара….. (глаз) Ветер запахи принёс, чем там пахнет? Скажет…. (нос) К вкусным сладостям привык – избалованный…..(язык) Шепчет что – то вам подружка…. Что подставите вы?... (ушко) Берегите их, друзья, нам без них никак нельзя! - Спасибо, урок окончен. |