Скачать 209 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Ошторма Юмья» Кукморского муниципального района Республики Татарстан Рассмотрена Согласована Утверждаю на заседании МО Заместитель директора Директор школы: учителей биологии, химии, по учебной работе: ______В.П.Иванов географии, ОБЖ, _______С.И.Яковлева Приказ № ___ физкультуры и «___»_______20___г. от «___»_____20___г технологии Руководитель: ______Е.М. Маматова Протокол № ___ от «___» _______ 20__г . Рабочая программа по природоведении для 5 класса учителя географии Елизаровой Чулпан Ивановны первой квалификационной категории 2012 г. Пояснительная записка Рабочая программа по природоведении для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства РФ от о05.03.2004 № 10), примерной программы основного общего образования (сборник нормативных документов Природоведение. Москва. Дрофа 2009. Составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев) , образовательной программы МБОУ «СОШ с. Ошторма Юмья» (Приказ №68/2, от 27.08.2012г.), учебного плана МБОУ «СОШ с. Ошторма Юмья» (Приказ №61 от 14.08.2012) Данная программа рассчитана на 70 часов в год (по 2 часа в неделю). Изучение природоведении в 5 классе направлено на достижение следующей цели: формирование знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека; задач:
Содержание курса Как человек изучает природу (10 часов) Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.). Многообразие тел, веществ и явлений природы. Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно). Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Вселенная (6 часов) Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звездное небо (звезды на небе, размеры звезд). Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнце как одна из звезд. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. История «вытеснения Земли из центра вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно) Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли. Строение солнечной системы. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. Лабораторные работы №1 Работа с картой, звездной картой: определением на них созвездий Северного полушария №2 Работа с атласами, глобусом: определением на них экватора, полюсов Северного и Южного полушарий Практическая работа№1 Ориентирование на местности по солнцу и часам. Строение и свойства веществ (11 часов) Тела и вещества. Вещества в окружающем мире их использование человеком. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Простые и сложные вещества, смеси. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Лабораторная работа№3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. Воздух (8 часов) Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Основные характеристики погоды. Погодные явления. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера). Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой). Практическая работа№2 Описание погоды за месяц. Вода (2 часа) Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. Горные породы (3 часа) Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. Лабораторные работы №4 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. №5 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами. Почва (5 часов) Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы. Организмы (6 часов) Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами. Разнообразие живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Растения (7 часов) Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Лабораторные работы №6. Распознавание органов цветкового растения. №7. Влияние температуры и влажности на прорастание семян культурных растений.. №8. Определение названий растений Грибы (2 часа) Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. Лабораторная работа №9.Узнавание съедобных и ядовитых грибов. Животные (5 часов) Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания. Лабораторная работа №10. Узнавание животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) Ваши любимые растения и животные (3 часа) Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Демонстрация комнатных растений, домашних животных Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях. Практическая работа №3.Уход за комнатными растениями Природа едина (2 часа) Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Здоровье человека и безопасность жизни Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа) Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.) Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки. Лабораторные работы №11.Определение показателей развития своего организма № 12.Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах, растяжениях связок. Экскурсии (3 часа) Изучение работы текущих вод и ветра Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности Резерв времени – 3 часа. Резервное время (2 часа) отводится на повторение изученного материала Учебно- тематический план
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс В результате изучения природоведения ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Литература
Календарно-тематическое планирование
|