Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.03.2014
Размер209 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Ошторма Юмья»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан


Рассмотрена Согласована Утверждаю

на заседании МО Заместитель директора Директор школы:

учителей биологии, химии, по учебной работе: ______В.П.Иванов

географии, ОБЖ, _______С.И.Яковлева Приказ № ___

физкультуры и «___»_______20___г. от «___»_____20___г

технологии

Руководитель:

______Е.М. Маматова

Протокол № ___ от

«___» _______ 20__г
.
Рабочая программа

по природоведении

для 5 класса

учителя географии Елизаровой Чулпан Ивановны

первой квалификационной категории

2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведении для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства РФ от о05.03.2004 № 10), примерной программы основного общего образования (сборник нормативных документов Природоведение. Москва. Дрофа 2009. Составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев) , образовательной программы МБОУ «СОШ с. Ошторма Юмья» (Приказ №68/2, от 27.08.2012г.), учебного плана МБОУ «СОШ с. Ошторма Юмья» (Приказ №61 от 14.08.2012)

Данная программа рассчитана на 70 часов в год (по 2 часа в неделю).
Изучение природоведении в 5 классе направлено на достижение следующей

цели: формирование знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

задач:


    • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

    • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

    • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

    • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

    • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.



Содержание курса

Как человек изучает природу (10 часов)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.).

Многообразие тел, веществ и явлений природы. Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно). Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Вселенная (6 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звездное небо (звезды на небе, размеры звезд). Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнце как одна из звезд. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. История «вытеснения Земли из центра вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно) Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли. Строение солнечной системы. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

№1 Работа с картой, звездной картой: определением на них созвездий Северного полушария

№2 Работа с атласами, глобусом: определением на них экватора, полюсов Северного и Южного полушарий

Практическая работа№1 Ориентирование на местности по солнцу и часам.

Строение и свойства веществ (11 часов) Тела и вещества. Вещества в окружающем мире их использование человеком. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Простые и сложные вещества, смеси. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Лабораторная работа№3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Воздух (8 часов) Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Основные характеристики погоды. Погодные явления. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера). Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой). Практическая работа№2 Описание погоды за месяц. Вода (2 часа) Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. Горные породы (3 часа) Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные работы

№4 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.

№5 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Почва (5 часов)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами.

Разнообразие живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные работы

№6. Распознавание органов цветкового растения.

№7. Влияние температуры и влажности на прорастание семян культурных растений..

№8. Определение названий растений

Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа №9.Узнавание съедобных и ядовитых грибов.

Животные (5 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа

№10. Узнавание животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых)

Ваши любимые растения и животные (3 часа)

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Демонстрация комнатных растений, домашних животных Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Практическая работа

№3.Уход за комнатными растениями

Природа едина (2 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Здоровье человека и безопасность жизни

Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.)

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторные работы

№11.Определение показателей развития своего организма

№ 12.Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах, растяжениях связок.

Экскурсии (3 часа)

Изучение работы текущих вод и ветра

Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды.

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности

Резерв времени – 3 часа.

Резервное время (2 часа) отводится на повторение изученного материала
Учебно- тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Уроков

В том числе лабораторных работ


В том числе практических работ

1

Как человек изучает природу.

2








2

Многообразие тел, веществ и явлений природы.











Вселенная

6


2

1




Строение и свойства веществ

11

1







Воздух

8




1




Вода

2










Горные породы

3

2







Почва

5










Организмы

6










Растения

7

3







Грибы

2










Животные

5

1







Ваши любимые растения и животные

3




1




Природа едина

2




1

3

Здоровье человека и безопасность жизни













Человек, его здоровье и безопасность жизни

3

2







Экскурсии на природу

3










Итого

70

12

4



Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Литература

  1. Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2008.

  2. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова, Тематическое и поурочное планирование по природоведению,М, Дрофа, 2007


Календарно-тематическое планирование




п/п


Тема урока

Дата


примечание

по плану

фактич.




Как человек изучает природу (2 часа)










1

Как человек изучает природу Человек и природа. Зачем и как изучают природу










2

Как изучают природу.. Неживая и живая природа.













Многообразие тел, веществ и явлений природы.(64 час)










3

Вселенная. Звезды на небе. Лабораторная работа №1 Определение на звездной карте созвездий Северного полушария










4

Земля – наш дом. Лабораторная работа №2 Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий.










5

Оболочки Земли.










6

Луна – естественный спутник Земли.










7

Солнце. Солнечная система и ее состав. Практическая работа №1 Ориентирование на местности по солнцу и часам.










8

Обобщающий урок по теме: Вселенная.










9

Строение и свойства веществ. Тела и вещества.










10

Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Лабораторная работа №3 Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.










11

Вещества и смеси.










12

Молекулы, атомы, элементы.










13

Движение частиц вещества.










14

Взаимодействие частиц.










15

Разнообразие веществ.










16

Явления природы. Физические явления.










17

Химические явления. Горение.










18

Окисление.










19

Обобщающий урок по теме: Строение и свойства веществ.










20

Воздух. Воздух – смесь примесей.










21

Свойства воздуха.










22

Вес воздуха и атмосферное давление.










23

Изменение давления воздуха с высотой.










24

Изменение температуры воздуха с высотой.










25

Нагревание воздуха. Ветер. Работа ветра в природе.










26

Погода. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Практическая работа №2 Описание погоды за месяц.










27

Обобщающий урок по теме: Воздух.










28

Вода. Три состояния воды. Тепловое расширение воды.










29

Вода растворитель. Работа воды в природе.










30

Горные породы. Внутреннее строение Земли. Горные породы. Лабораторная работа №4 описание минералов и горных пород, определение их свойств.

Разрушение горных пород










31

Разрушение горных пород.













Полезные ископаемые. Металлы. Лабораторная работа №5










32

Почва. Образование почв и их разнообразие.










33

Состав и свойства почвы.










34

Уход за почвой.










35

Влияние растений на почву.










36

Разрушение почв.










37

Организмы. Организм и ее свойства.










38

Где живут организмы.










39

Увеличительные приборы.










40

Строение организмов.










41

Обобщающий урок по теме: Организмы.










42

Растения. Признаки растений.










43

Разнообразие растительного мира.










44

Разнообразие растительного мира.










45

Строение цветковых растений. Лабораторная работа №6 Распознавание органов цветкового растения. Лабораторная работа №7 Влияние температуры и влажности на прорастание семян.










46

Место обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека». Красная книга растений.










47

Определение названий растений. Лабораторная работа №8 Определение названий растений.










48

Многообразие культурных растений.










49

Обобщающий урок по теме: Растения.










50

Грибы. Разнообразие грибов.










51

Шляпочные грибы. Лабораторная работа №9 Узнавание съедобных и ядовитых грибов.










52

Животные. Признаки животных.










53

Условия жизни и многообразие диких животных.










54

Значение диких животных и их охрана.










55

Животные нашей местности. Лабораторная работа №10 Узнавание животных своей местности.










56

Домашние животные.










57

Ваши любимые растения и животные. Растения в нашем доме практическая работа №3 Уход за комнатными растениями.










58

Животные в нашем доме.










59

Ваш аквариум.










60

Природа едина. Связи живого и неживого. Практическая работа №4 Построй невидимую цепь.










61.

Обобщающий урок по теме: Мы в ответе за природу.













Здоровье человека и безопасность жизни. (4 часа)










62

Человек. Его здоровье и безопасность жизни. Человек и окружающая среда. Лабораторная работа №11 определение показателей развития своего организма.










63

Как сберечь свое здоровье. Лабораторная работа № 12 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах.










64

Как сберечь свое здоровье. Лабораторная работа № 12 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжениях связок..










65

Вредные привычки и их предупреждение.










66

Экскурсия на природу по теме: Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды.










67

Экскурсия на природу по теме: Изучение работы текучих вод и работы ветра.










68

Экскурсия на природу по теме: Изучение работы ветра










69

Экскурсия на природу по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.










70

Обобщающее повторение по теме: Многообразие тел, веществ и явлений природы.










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск