Дата
| №
пп
| Тема урока
| Задачи урока
| Дом. задание, практ. раб., контр. раб.
|
Тема1. Изучение природы.(3 часа)
|
| 1
| Введение. Науки о природе.
| Познакомить уч-ся с естественными науками, объектами их изучения, значением в познании природы
|
|
| 2
| Методы изучения природы. Наблюдение Эксперимент, Измерение.
| Развить знания уч-ся о методах изучения природы, полученные в предыдущих классах; углубить знания о роли наблюдения, эксперименте и измерении при изучении природы, их использовании в практической деятельности
|
|
| 3
| Практическая работа №1«Правила пользования оборудованием для научных исследований и микроскопом»
| Познакомить уч-ся с увеличительными и измерительными приборами, лабораторным оборудованием
|
|
Тема2. ВСЕЛЕННАЯ (13 часов)
|
| 1(4)
| Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе вселенную.
| Сформировать у учащихся представление о Вселенной: её строении, развитие взглядов на модель Вселенной, её видение в древности.
|
|
| 2(5)
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею
| Продолжить формировать у школьников представлений о строении Вселенной, познакомить их с системами мира Аристотеля и Птолемея.
|
|
| 3(6)
| Н. Коперник, его модель Вселенной
| Познакомить учащихся с системой мира, созданной Н. Коперником; показать её отличия от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею
|
|
| 4(7)
| Джордано Бруно и Галилео Галилей. Развитие идей Коперника
| Сформировать у учащихся представление о развитии учения Н. Коперника итальянскими учёными Дж. Бруно и Г.Галилеем.
|
|
| 5(8)
| Солнечная система и её состав. Планеты земной группы.
| Дать первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении; познакомить учащихся с планетами земной группы
|
|
| 6(9)
| Планеты-гиганты. Самая маленькая планета Плутон.
| Продолжить формировать у школьников представлений о планетах Солнечной системы, их размерах, форме, спутниках и других особенностях.
|
|
| 7(10)
| Спутники планет
| Познакомить учащихся со спутником Земли – Луной и спутниками других планет
|
|
| 8(11)
| Астероиды. Кометы.
| Сформировать у школьников представление об астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы.
|
|
| 9(12)
| Метеоры. Метеориты.
| Сформировать у школьников представление о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, движущихся в межпланетном пространстве вокруг Солнца.
|
|
| 10(13)
| Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звёзд
| Дать учащимся первоначальное представление о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде. Дать учащимся представление о звёздах, как о гигантских пылающих шарах, находящихся на очень больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии.
|
|
| 11(14)
| Созвездия. Многообразие галактик.
| Познакомить учащихся с созвездиями, как с участками звёздного неба в пределах установленных границ; научить находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи Сформировать у учащихся представление о множестве галактик во Вселенной
|
|
| 12(15)
| Обобщающий урок по теме «Вселенная»
| Систематизировать и обобщить представления учащихся о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях; о галактиках.
|
|
| 13(16)
| Проверочная работа по теме «Вселенная»
| Проверка знаний учащихся
| Контрольная работа №1.
|
Тема 3. ЗЕМЛЯ (20 часов)
|
| 1(17)
| Как возникла Земля. Гипотезы возникновения Земли.
| Познакомить учащихся с различными гипотезами возникновения Земли; с учёными, внёсшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли.
|
|
| 2(18)
| Возникновение Земли. О.Ю.Шмидт
| Развить представление о причинах возникновения Солнечной системы, в том числе и Земли; познакомить учащихся с гипотезой О.Ю.Шмидта и современными взглядами учёных на эту проблему.
|
|
| 3(19)
| Внутреннее строение Земли
| Познакомить учащихся с внутренним строением Земли, особенностями земной коры.
|
|
| 4(20)
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
| Углубить знания учащихся о горных породах, минералах, полезных ископаемых, известные им из нач. классов; показать свойства и особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов.
|
|
| 5(21)
| Вещества. Практическая работа №2. «Описание и сравнение признаков 2-3 веществ»
| Познакомить учащихся с простыми и сложными веществами
| Практическая работа №2.
|
| 6(22)
| Многообразие явлений природы. Практическая работа №3 «Наблюдение признаков химических реакций, физические явления.»
| Обобщить знания о телах и явлениях природы.
| Практическая работа №3
|
| 7(23)
| Землетрясения.
| Сформировать у учащихся представление о землетрясении, как о грозном явлении природы, причинах его происхождения; познакомить с зонами распространения на Земле, их предсказанием.
|
|
| 8(24)
| Вулканы.Гейзеры.
| Продолжить формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов; познакомить учащихся с причинами и последствиями извержения вулканов, с их видами
|
|
| 9(25)
| Суша планеты. Евразия, Африка, Австралия.
| Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику.
|
|
| 10(26)
| Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида. Острова
| Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику.
|
|
| 11(27)
| Атмосфера Земли. Облака.
| Сформировать у учащихся представление о составе и строении атмосферы, атмосферных явлениях; раскрыть значение атмосферы в жизни планеты, человечества.
|
|
| 12(28)
| Погода. Климат.
| Сформировать у учащихся представление о погоде и климате, о разнообразии климатических условий на земле; показать влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе и на человека.
|
|
| 13(29)
| Практическая работа №4. «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра»
| Углубить знания учащихся в понятии погода, чем она характеризуется, научиться характеризовать погоду.
| Практическая работа №4
|
| 14(30)
| Ураганы. Смерчи.
| Продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей, раскрыть их причины.
|
|
| 15(31)
| Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.
| Сформировать у учащихся знания о гидросфере, её составных частях, их взаимосвязи;
Познакомить с крупнейшими морями и океанами планеты.
|
|
| 16(32)
| Воды суши.
| Познакомить учащихся с основными источниками пресной воды, показать их роль в круговороте воды.
|
|
| 17(33)
| Уникальность планеты Земля.
| Развить и углубить знания учащихся о нашей планете: её месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси; акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли – существовании на ней живых организмов.
|
|
| 18(34)
| Знакомая и незнакомая Земля
| Значение Солнца для жизни на Земле, роль гидросферы и круговорота воды, роль зелёных растений
|
|
| 19(35)
| Обобщающий урок по теме «Земля»
| Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении Земли, её строении; о грозных явлениях природы; о суше, водной и воздушной оболочках Земли; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни.
|
|
| 20(36)
| Проверочная работа по теме «Земля»
| Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Земля»
| Контрольная работа №2.
|
Тема4. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ (18 часов)
|
| 1(37)
| Развитие жизни на Земле
| Познакомить уч-ся с современными взглядами на развитие жизни на Земле; с древними животными, населявшими планету миллионы лет назад
|
|
| 2(38)
| Животные прошлого
| Продолжить формирование представления о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых останках, по которым можно узнать историю развития жизни на Земле
|
|
| 3(39)
| Живые клетки
| Дать представление о клеточном строении организмов, познакомить уч-ся с историей строения клетки, с разнообразием клеток, процессами их жизнедеятельности
|
|
| 4(40)
| Строение клетки
| Познакомить уч-ся с увеличительными приборами, правилами работы с ними;
Формировать умение готовить микропрепараты кожицы чешуи лука, пользоваться готовыми микропрепаратами
|
|
| 5(41)
| Царства живой природы. Одноклеточные организмы.
| Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; познакомить с основными царствами живой природы.
|
|
| 6(42)
| Многоклеточные организмы (грибы, растения). Практическая работа №5 «Разнообразие грибов, растений».
| Познакомить уч-ся с разнообразием грибов и растений, показать их отличительные черты, роль в природе.
| Практическая работа №5
|
| 7(43)
| Беспозвоночные животные
| Дать представление о разнообразии живых организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными
|
|
| 8(44)
| Позвоночные животные. Практическая работа №6 «Разнообразие животных»
| Дать представление о разнообразии живых организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными
| Практическая работа №6
|
| 9(45)
| Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
| Сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред; раскрыть особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней.
|
|
| 10 (46)
| Водная среда. Практическая работа №7 «Приспособленность организмов к жизни в водной среде»
| Познакомить уч-ся с особенностями водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной средой, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде.
| Практическая работа №7
|
| 11(47)
| Почвенная среда. Практическая работа №8 «Приспособленность организмов к жизни в почве.»
| Раскрыть особенности почвы как среды обитания; продолжить формирование представления о приспособленности растений и животных к почвенной среде обитания
| Практическая работа №8.
|
| 12(48)
| Жизнь на разных материках. Евразия, Африка, Австралия
| Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира (Евразия, Африка, Австралия)
|
|
| 13(49)
| Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америка, Антарктида
| Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира (Евразия, Африка, Австралия)
|
|
| 14(50)
| Природные зоны Земли
| Познакомить уч-ся с природными зонами Земли; их расположением, особенностями животного и растительного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше
|
|
| 15(51)
| Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды
| Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении;
Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.
|
|
| 16(52)
| Жизнь в морях и океанах. Донное и глубоководное сообщества. Сообщество кораллового рифа
| Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении;
Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.
|
|
| 17(53)
| Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»
| Систематизировать и обобщить знания учащихся о развитии жизни на Земле; об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении; о средах обитания организмов и их приспособляемости к ним; о распределении растений и животных на материках и в океанах, в природных зонах Земли.
|
|
| 18(54)
| Проверочная работа по теме«Жизнь на Земле»
|
| Контрольная работа №3.
|
Тема5. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (14 часов)
|
| 1(55)
| Происхождение человека. Древние предки человека.
| Познакомить уч-ся с предками человека, их средой обитания и образом жизни
|
|
| 2(56)
| Первые люди
| Дать представление о первых людях на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития
|
|
| 3(57)
| История географических открытий. Открытие Америки
| Сформировать представление о географических открытиях материков нашей планеты
|
|
| 4(58)
| Открытие Австралии и Антарктиды
| Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с первооткрывателями Австралии и Антарктиды
|
|
| 5(59)
| Великие путешественники – первооткрыватели новых земель
| Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с путешественниками, внесшими большой вклад в открытие новых земель и доказательства шарообразности Земли
|
|
| 6(60)
| Как человек изменил Землю
| Познакомить уч-ся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
|
|
| 7(61)
| О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте.
| Сформировать представление о естественных и и искусственных источниках загрязнения атмосферы, познакомить уч-ся с видами опасности для всего живого, связанной с загрязнением атмосферы.
|
|
| 8(62)
| Жизнь под угрозой. Меры сохранения жизни на Земле.
| Развить знания о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы; привести конкретные примеры негативной деятельности человека. Познакомить уч-ся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ
|
|
| 9(63)
| Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания
| Сформировать у уч-ся понятие «опустынивание»; познакомить их с причинами и мерами его остановки, а также защиты Земли от этого процесса
|
|
| 10(64)
| Взаимосвязь здоровья человека и образа жизни. Практическая работа№9 «Измерение своего роста и массы тела»
| Сформировать понятие здорового образа жизни, научить измерять свой рост и массу тела.
| Практическая работа№9
|
| 11(65)
| Практическая работа №10 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»
| Научить ребят оказывать первую медицинскую помощь в опасных ситуациях
| Практическая работа №10
|
| 12(66)
| Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»
| Систематизировать и обобщить знания уч-ся о происхождении человека, постепенном освоении им новых земель, влияние деятельности человека на окружающую среду; сформировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды
|
|
| 13(67)
| Контрольная работа по курсу природоведения 5 класс
| Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по курсу природоведения 5 класс
| Контрольная работа №4
|
| 14(68)
| Обобщающий урок по курсу природоведения 5 класс
| Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Жизнь на Земле»
|
|
| 69-70
| Резервное время
|
|
|