Скачать 35.71 Kb.
|
Автор программы: М.М.Разумовская, С.И.Львова Раздел: Деепричастие Номер темы: 7 урок Конспект урока по теме «Употребление деепричастий в речи» (урок-закрепление) 6 класс Цель: рассмотрение выразительных возможностей деепричастий. Задачи: 1. Формировать умения правильно использовать деепричастия в речи. 2. Определить роль деепричастий в речи. Оборудование: иллюстрации, карточки, тетрадь по развитию речи. Ход урока: Вступительное слово учителя -Ребята, сегодня мы рассмотрим выразительные возможности деепричастий. Попробуем определить роль деепричастий в поэтическом тексте, попытаемся использовать деепричастия для создания текста по картине и понаблюдаем, как меняется пунктуационная ситуация в предложениях с деепричастными оборотами. Деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложение из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию. Работа со стихотворением Р.Саути «Лодорский водопад» У каждого ученика текст находится на столе. Чтение текста (один ученик читает) Беседа по тексту: - Сколько предложений в этом тексте? - Почему же мы называем это предложение текстом? - С какой целью используются в этом тексте деепричастия? Работа по карточкам Задание. Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий. Кипя Шипя Журча Ворча Струясь Крутясь Сливаясь Вздымаясь Вздуваясь Мелькая шурша Резвясь и спеша Скользя обнимаясь Делясь и встречаясь Ласкаясь бунтуя летя Играя дробясь шелестя Блистая взлетая шатаясь Сплетаясь звеня клокоча Взвиваясь вертясь грохоча Морщинясь волнуясь катаясь Бросаясь меняясь воркуя шумя Взметаясь и пенясь ликуя гремя Дрожа разливаясь смеясь и болтая Катясь извиваясь стремясь вырастая Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре! (Р.Саути «Лодорский водопад») Работа с текстом по картине И.К.Айвазовского. Задача: научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста искусствоведческого характера. Слово учителя: Мы проанализировали, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление водопад произвел на известного художника И.К.Айвазовского. (Иллюстрации выведены на доску) Работа с текстом на основе данной картины. Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды,______________________, устремляются вниз с огромной высоты____________. Они, ___________________, неостановимо бегут наперегонки, __________________. Вот они, ________________, переливаются под лучами солнца, а вот, _________________ , сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _________________, веками удивляет человечество. Дифференцированная работа с учащимися (разноуровневые задания). Задача: развивать умения определять пунктуационную ситуацию в предложении. Уровень «3». Задание. Расставьте знаки препинания.
Уровень «4-5». Задание. Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты.
Подведение итогов урока Обобщающее слово учителя: Сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет деепричастие в создании образа картин мира. Мы увидели, насколько велики выразительные возможности деепричастий. Мы попытались описать картину Айвазовского при помощи деепричастных оборотов. Домашнее задание: Составить текст – описание картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов: всматриваясь в картину, символизируя смелость и отвагу, напряженно вглядываясь, готовясь вступить в смертельную схватку, внушая страх противнику, спокойно наклонив голову, почуяв врага, лукаво улыбаясь, не боясь вражеских полчищ, как будто возвышаясь над землей, мужественно защищая свое Отечество. |