Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 74.28 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.04.2014
Размер74.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

Михайлова Ольга Викторовна


Тема «Ресурсы Мирового океана».

Цель данного урока – продолжить формирование представлений и знаний о важнейших глобальных проблемах человечества, расширить знания учащихся о Мировом океане.

Исходя из этого, задачи урока (и соответственно предполагаемые результаты) следующие:

1. Изучить значение и роль Мирового океана для человечества.

2. Формировать умение работать с текстами и таблицами: извлекать главное, определять смысл, анализировать; обобщать материал и оформлять его в схему.
ПЛАН УРОКА:

  • Классификация ресурсов.

  • Загрязнение Мирового океана и истощение его природно-ресурсного потенциала.

  • Перспективы океанического природопользования.

Классификация ресурсов. Ресурсы Мирового океана являются комплексными. Природно-ресурсный потенциал океана огромен. В Мировом океане сосредоточены большие запасы разнообразных ресурсов. Среди них можно выделить четыре основных вида:



Морская вода. Запасы морской воды огромны, ее объем на Земле равен 1338 млн. км3. Она является уникальным ресурсом, и ее использование носит многоцелевой характер. В морской воде содержится 75 химических элементов. Каждый кубический километр морской воды включает 37 млн. тонн минеральных веществ. Прежде всего, это поваренная соль. Ее научились добывать из морской воды еще в древности (в Китае и Египте). Сейчас из морской воды извлекают около 1/з всей добываемой в мире поваренной соли (в основном в Японии и Китае). Кроме того, в морской воде содержится магний, бром, йод, сера, медь, уран, серебро и золото. Кроме добычи солей и химических веществ морская вода используется в опресненном виде. Опреснение морской воды стало особенно актуально в условиях дефицита пресной воды на Земле при увеличении объемов водопотребления. И, наконец, морская вода является транспортным ресурсом. В морях и океанах проложены сотни тысяч морских путей, и морской транспорт имеет наименьшую себестоимость среди всех видов транспорта.

Минеральные ресурсы дна океана.

Минеральные ресурсы дна океана можно подразделить на:

  • ресурсы шельфа;

  • ресурсы глубоководного ложа.

Среди ресурсов шельфовой зоны выделяются нефть и газ. В настоящее время известно более 300 нефтегазоносных бассейнов в зоне шельфа. В них сосредоточено около половины мировых запасов. Добыча нефти и газа на морском шельфе — наиболее перспективная отрасль добывающей промышленности. Главные районы добычи нефти и газа — Персидский, Мексиканский, Гвинейский заливы, Карибское, Северное, Каспийское и Южно-Китайское моря. Разрабатываются также бассейны в Беринговом и Охотском морях.

Кроме того, в шельфовой зоне добываются руды железа, меди, никеля, олова, ртути. На шельфе добывают также уголь (Великобритания, Канада, Япония, Китай); серу (США). Важное значение имеют прибрежно-морские россыпи. Например, янтарь — на побережье Балтийского моря, алмазы - у берегов Намибии, золото — у берегов США, цирконий у берегов Австралии. Ресурсы глубоководного ложа наиболее широко представлены железомарганцевыми конкрециями. Помимо железа и марганца в них содержатся никель, кобальт, медь, титан, молибден. Наиболее распространены конкреции в Тихом океане. В Индийском и Атлантическом океанах их площади значительно меньше. Технологии добычи уже разработаны, однако она пока широко не ведется.
Энергетические ресурсы. Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. Главным образом используется приливная энергия. Приливные электростанции построены во Франции, России, Великобритании, США. Потенциальные запасы приливной энергии наиболее велики в России на побережьях Белого, Баренцева и Охотского морей. (Ссылка на страницу Интересные факты)

Разрабатываются технологии использования энергии морских течений и волн.

Биологические ресурсы.

Биологические ресурсы Мирового океана используются наиболее широко. Они разнообразны по видовому составу (около 140 тыс. видов). Это различные животные (рыбы, млекопитающие, моллюски, ракообразные) и растения (прежде всего водоросли). Более 85% используемой человеком биомассы океана приходится на рыбу. Более 90% всей рыбы добывается в зоне шельфа, причем наиболее продуктивными являются умеренные и высокие широты Северного полушария. Самый большой улов дает Тихий океан (55%). Из морей — Норвежское, Берингово, Охотское и Японское. В настоящее время добыча живых организмов моря в некоторых странах превышает их естественное воспроизводство, поэтому достаточно распространенным стало искусственное разведение рыб, моллюсков (устриц, мидий), ракообразных, водорослей. Такой промысел называется марикулътурой. Он широко распространен в Японии, Китае, США, Нидерландах, Франции.
Упражнение: Какие из глобальных проблем человечества, на ваш взгляд, можно решить, используя рационально ресурсы мирового океана? Записи можно оформить в виде таблицы:


Проблема

Роль Мирового океана в решении проблемы

Продовольственная

и т.д.

Огромная биомасса – рыбы, моллюски, ракообразные, водоросли.




Загрязнение Мирового океана и истощение его природно-ресурсного потенциала. Главной проблемой Мирового океана стало загрязнение вод. Особую угрозу представляют нефтяные загрязнения. Они оцениваются в 3—5 млн. тонн в год и связаны в первую очередь со сбросами в реки и моря различных нефтесодержащих отходов с континентов, сбросами судов, авариями танкеров и разливом нефти по поверхности вод, а также с частичной потерей нефти при загрузке судов и добыче на шельфе океана. Кроме того, загрязнение Мирового океана связано с захоронением токсичных и радиоактивных отходов, проведением испытаний различных видов вооружений в Мировом океане и на островах. С другой стороны, наблюдается истощение отдельных видов ресурсов Мирового океана. Прежде всего, это касается биологических ресурсов. Уже сейчас практически полностью истреблены многие виды рыб и морских животных. Некоторые из них внесены в Красную книгу.

Перспективы океанического природопользования. Перспективы развития использования ресурсов Мирового океана разнообразны. Дефицит многих видов ресурсов суши может быть пополнен за счет ресурсов океана.

Рациональное океаническое природопользование предполагает:

  • сокращение сброса отходов в реки и моря;

  • совершенствование технологий добычи минеральных ресурсов Мирового океана;

  • рациональную добычу биологических ресурсов;

  • развитие марикультуры;

  • более широкое использование энергетических ре­сурсов Мирового океана.

Домашнее задание:

Ответьте на вопросы письменно:

  1. Почему именно шельфовая зона представляет особый интерес с точки зрения освоения ресурсов океана?

  2. В чем угроза загрязнения океана? Можно ли эту проблему решить отдельно взятому государству или группе государств? Ответ обоснуйте?

Творческое задание. Используя материал темы, составьте схему понятия «мирового хозяйства».

Словарь:

Ложе океана – очень крупная, одного порядка с материками отрицательная форма рельефа.

Шельф – материковая отмель, подводная окраина материка, прилегающая к материкам суши и отличающаяся общим с ней геологическим строением.

Марикулътура – искусственное разведение и выращивание водных организмов: рыб, моллюсков (устриц, мидий), ракообразных, водорослей в морских водах.

Интересные факты:

1. В России рассматривается возможность сооружения Мезенской (10-15 млн. кВт) и Беломорской (14 млн.кВт) ПЭС на Белом море, еще более крупной Пенжинской ПЭС (30-100 млн. кВт) на Охотском море, во Франции ПЭС на побережье Ла-Манша у полуострова Котантен (50 млн.кВт), в Великобритании – в Бристольском заливе в устье реки Северн, в Индии – в заливе Кач Аравийского моря.

2. В Японии осуществляется программа расширения морских ферм и плантаций, которая намечает получить 8-9 млн.т. продукции «даров моря» и удовлетворять половину всего спроса населения в рыбе и морепродуктах. В США, Индии, на Филиппинах разводят креветок, крабов, мидий, во Франции – устриц. В тропических странах предполагается использование коралловых островов для создания китовых дельфиньих ферм.

Возможный результат заполнения таблицы: «Мировой океан и решение глобальных проблем»

Проблема

Роль Мирового океана в решении проблемы

Продовольственная

Энергетическая

Сырьевая

Транспортная

Рекреационная

Огромная биомасса – рыбы, моллюски, ракообразные, водоросли. Энергия: приливов, кинетическая волн, термическая.

Нефть и газ шельфа; руды, золото, алмазы; соли магния, брома, йода из морской воды. Новые виды транспорта, кабельные линии связи.

Развитие зон отдыха.


Литература:

  1. Земля и человечество: Глобальные проблемы // Серия «Страны и народы». – М.: Мысль,1985.

  2. Максаковский В.П. География. – Москва,2002. –Ч III.

  3. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М.,1994


Методические рекомендации:
Цель данного урока – продолжить формирование представлений и знаний о важнейших глобальных проблемах человечества, расширить знания учащихся о Мировом океане.

Исходя из этого, задачи урока (и соответственно предполагаемые результаты) следующие:

1. Изучить значение и роль Мирового океана для человечества.

2. Формировать умение работать с текстами и таблицами: извлекать главное, определять смысл, анализировать; обобщать материал и оформлять его в схему.

При выполнении домашнего задания, для составления предложенной схемы, необходимо использовать структуру морского хозяйства, его составные части. При их выделении лучше всего воспользоваться картами атласа, где «соперничают» морская добыча нефти, газа и рыболовство. А так же картой «Деградация глобальной экологической системы» данного электронного пособия. Примерный образец схемы может быть представлен следующим образом:



Морская горнодобывающая промышленность





Морская химическая

промышленность





Морская

энергетика






Морское

рыболовство





Мировое

хозяйство





Марикультура







Морской

транспорт





«Портовая

промышленность»





Морской туризм

и рекреация



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск