Скачать 69.13 Kb.
|
Тема урока: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». Главная мысль урока: вода самое распространенное на Земле вещество, но пресная вода дефицитный ресурс, требующий особой охраны. Цели урока: Образовательные – в ходе творческой, самостоятельной и групповой работы актуализировать знания учащихся о современном состоя- нии водных ресурсов, о роли воды в биосфере. Развивающие – формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. Воспитательные – воспитывать активную позицию, ответственное отношение к водным ресурсам, к природе. Оборудование: мультимедиа, компьютер. Ход урока: I. Роль воды в природе (рассказ учителя). Вода – самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле – фотосинтезе. Вода присутствует во всей биосфере: не только в водоемах, но и в воздухе, и в почве, и во всех живых существах. Большая часть воды сосредоточена в морях и океанах. На пресные воды приходится всего 2%. Причем, подавляющее количество пресной воды находится в ледниках, а на суше, в реках, озерах и под землей – всего 0,6% пресной питьевой воды. Из всех видов природных ресурсов человечество в наибольшей степени потребляет воду. Суммарный расход воды на одного жителя планеты составляет около 1000т, что в 1000 раз больше расхода топлива и в 10 000 раз превышает расход металлов. Россия занимает после Бразилии второе место по запасам пресной воды, а вот в Башкортостане в расчете на душу населения пресной воды втрое меньше, чем в среднем по стране. Кроме того, она распределяется в республике неравномерно: в разных районах состояние водных источников, степень обеспеченности питьевой водой, ее качество – разные. В настоящее время очень остро стоит проблема пресной воды. Чистой воды в мире не хватает. Перспективные расчеты показывают, что к 2100 году человечество может исчерпать все запасы пресной воды. Проблемные вопросы:
II. Выступления учащихся по данным проблемным вопросам. ( Предварительно класс был разделен на группы, и каждая группа получила свое задание). 1). В чем заключаются причины дефицита пресной воды? (Задание для первой группы учащихся) Примерный образец ответа учащихся: - рост городов, значительный рост народонаселения и концентрация его на сравнительно небольших территориях; - создание мощных промышленных центров; - увеличение потребления воды на нужды производства; - освоение новых, ранее малонаселенных районов; - загрязнение водоемов бытовыми и примышленными стоками; - интенсификация сельскохозяйственного производства, орошение земель; - снижение способности водоемов к самоочищению; - чрезмерное потребление и загрязнение грунтовых вод; 2). Каковы основные виды загрязнения природных вод? (Задание для второй группы учащихся) Под загрязнением водоемов понимается снижение их биосферных функций и экономического значения в результате поступления в них вредных веществ. Примерный образец ответа учащихся: - нефть и нефтепродукты; - сточные воды промышленных предприятий, содержащие, в том числе соли тяжелых металлов; - сточные воды предприятий коммунального и сельского хозяйства; - остатки удобрений и ядохимикатов, вымываемых из почвы; - поверхностно-активные вещества (в том числе и синтетические моющие средства); - тепловое загрязнение; - неорганизованный отдых населения; В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В ней растворены различные газы и соли, находятся взвешенные твердые частички. В 1 л пресной воды может содержаться до 1 г солей. Допустимый уровень содержания примесей в воде: (нормы Европейского сообщества, 1991г).
3). Каковы последствия избытка вредных примесей в воде? (Задание для третьей группы учащихся) Примерный образец ответа учащихся: - Свинец - вызывает анемию, поражает нервную систему человека; - Алюминий - влияет на нервную систему, вызывает ухудшение памяти; - Медь - провоцирует рвоту; - Ртуть - поражает нервную систему; - Нитраты - вызывают аллергию, отравления, могут быть канцерогенами; - Пестициды - могут быть канцерогенами; - Кишечные бактерии - вызывают опасные заболевания; - Избыток калия и натрия - нарушает функцию почек; - Фосфаты и нитраты - способствуют эвтрофикации водоемов и цветению воды; - Хлор - при кипячении воды в присутствии органических примесей может вступать с ними в реакцию, образуя ядовитые хлорорганические соединения. Таким образом, недостаток пресной воды является одной из глобальных экологических проблем современного человечества. А как обстоит дело с пресной водой у нас в районе, селе? Соответствует ли питьевая вода в нашем селе требованиям ГОСТа? III. Исследовательский проект «Выяснение качества питьевой воды в с. К-Мияки» Цель исследования: выяснить соответствие питьевой воды в с. К-Мияки Требованиям ГОСТа. Задачи исследования:
Методы исследования:
IV. Заслушиваются выступления учащихся по группам. Результаты их исследований демонстрируются на слайдах.
- откуда поступает вода? - за счет чего обеспечивается постоянное водоснабжение? - как вода поступает от источника на станцию? - какую территорию обслуживает данная станция? (Задание для четвертой группы учащихся) 2. Как осуществляется процесс очистки воды? - перечислите стадии очистки воды. Объясните подробнее, в чем заключатся каждая стадия. (Хлорирование, отстаивание, фильтрование, смешивание и т.п.) (Задание для пятой группы учащихся)
(Задание для шестой группы учащихся)
(Задание для седьмой группы учащихся) Проанализировав имеющиеся у нас данные, исходя из поставленных нами задач, мы можем сделать следующие V. ВЫВОДЫ:
VI. Заключение (Рефлексия) Возвращаясь к главной мысли нашего урока, можно сказать, что вода – самое распространенное вещество на Земле, но пресная вода – дефицитный ресурс, требующий особой охраны. Фронтальная беседа по вопросу, какие меры по охране водных ресурсов вы могли бы предложить? - экономия на производстве и в быту; - чистка сточных вод; - совершенствование технологии производства; - прекращение сброса неочищенных вод; - создание водоохранных зон. VII. Подведение итогов урока. VIII. Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Живи, родник, живи». |