Пояснительная записка. Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания образования для основной школы в соответствии с Базисным учебным планом по 2 учебных часа в неделю. Уровень образовательной программы – базисный.
Программа предполагает использование учебника «География. Россия. Население и хозяйство» для 9 кл. В.П.Дронов, В.Я.Ром (Москва «Дрофа» 2010 г.) При подготовке к урокам рекомендуется использовать «Поурочные разработки по географии» автор Е.А.Жижина, «Тематическое и поурочное планирование»-Д.В.Новенко. Для изучения регионального компонента- учебник «География Удмуртии» автор Н.Т.Козлова.
В программе используется двойная нумерация уроков: первая цифра соответствует порядковому номеру урока, вторая - номеру урока в данном разделе. В первой графе показан номер учебной недели, во второй тема урока, затем что должен ученик знать (основные понятия) и уметь, виды практических заданий и домашнее задание (параграфы).
Курс «География России» завершает базовое географическое образование. Создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Главные задачи курса – углубленное изучение природы, населения и хозяйства России; максимальное приближение содержания географических знаний и умений, приобретаемых школьниками, к запросам повседневной жизни; воспитание патриотического отношения к своей Родине.
Данная рабочая программа составлена по программе для общеобразовательных школ под редакцией И.В.Душиной. В ней выражен комплексный (исторический, социальный, краеведческий, экономический, экологический) подход изучения географии России. Разделы программы совпадают с разделами представленные в учебнике.
В рабочей программе выделены уроки- практикумы. На которых учащиеся учатся определять и показывать объекты, объяснять и анализировать статистические материалы, прогнозировать изменения в природе и жизни людей. Всего практических работ 8, они соответствуют к требованиям обязательного минимума. Для обобщения материала и проверки знаний учащихся в конце каждого раздела запланированы контрольно-обобщающие уроки, а по окончании учебного года контрольная работа. Тематическое планирование учебного материала.
разделы
| Кол-во
часов
| Практ.
работа
| Виды
контроля
| Введение
| 1
|
|
| Общая часть курса.
Место России в мире
Население России. Географические особенности экономики России Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география: Научный, ТЭК, металлургический, химико-лесной, машиностроительный, военно-промышленный, АПК, транспортный, инфраструктурный комплексы.
| 16
4
7 3
22
|
1
1
3
|
Контр.-
обобщ.ур. Контр.- обобщ.ур
| Региональная часть курса
Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Европейский Север, Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток.
| 21
| 2
|
Контр.-обобщ.ур.
| География Удмуртской Республики.
Население и трудовые ресурсы. Общая характеристика хозяйства. Экономическое районирование Удмуртии. Ижевск-столица Удмуртии. Экономико-географическая характеристика Шарканского района.
| 10
| 1
|
| Повторение и контроль за год
| 2
|
| Контр.раб.
| Итого:
| 70
| 8
|
|
Планируемые результаты обучения.
Список рекомендованной литературы для учащихся.
В.ПГ.В.Карпов Энциклопедический словарь юного географа – краеведа.
А.Г.Алексин Что такое. Кто такой. «Педагогика – Пресс» М 1992
В.В.Туганаев Редкие и исчезающие виды растений и животных Удмуртии Ижевск 1988г.
Ю.П.Пармузин Словарь по физической географии М «Просвещение» 1994г.
Н.П.Смирнов По материкам и странам. М «Просвещение» 1981г.
Е.М.Поспелов Школьный топонимический словарь
Г.Н.Якуш Занимательная география.
Учебная программа. (9 кл. по учебнику Дронова)
№
уч.
| Разделы, темы
уроков
| Ученик должен знать
(основные понятия)
| Ученик должен уметь
(основные предметные умения)
| Практические задания
| Дом.
задания
|
1.
| 1-1 Введение
| Задачи географической науки, Н.Н.Баранский
Анклав, полуанклав.
|
|
|
|
1.
| Часть 1.Общая часть курса
Место России в мире 4 часа.
2-1 Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ
| ВВП Федеральные округа, экономические районы.
Муниципальное образование
|
Работать с картами и текстом учебника.
|
|
1
| 2.
| 3-2 Географическое положение и границы России. Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.
| ГП, разновидности ГП, экспорт, импорт.
| Определять пограничные государства и их столицы, по картам.
| Показать на карте госуд. границу России, крайние точки и пограничные государства.
| 2-3
| 2.
| 4-3Государственная территория России
| Морская миля, природные ресурсы.
|
|
| 4
| 3.
| 5-4 Практическая работа №1.
Характеристика ЭГП России.
| План характеристики ЭГП.
Номенклатуру.
| Определять особенности ЭГП России по картам.
|
|
| 3
| Население РФ 7 часов.
6-1Исторические особенности заселения и освоения территории России.
| Первопроходцы, путешественники
|
| Работа с дополнительной литературой.
| 5
| 4
| 7-2 Численность и естественный прирост населения.
| Численность населения, естественный прирост, демографический взрыв и кризис.
| Анализировать половозрастные пирамиды.
| Определять по таблицам динамику прироста населения по годам.
| 6
| 4
| 8-3 Национальный состав населения России.
| Народ (этнос), депортация, ассимиляция. Религиозный состав населения России.
|
| Показать на карте границы республик, автономных округов и их столицы.
| 7
| 5.
| 9-4 Миграция населения.
| Миграция, эмиграция, иммиграция, реэмиграция, беженец, репатриант. Г
| Объяснять направления и причины миграции населения
|
| 8
| 5.
| 10-5 Городское и сельское население России
| Урбанизация, функции городов, городские агломерации, мегаполисы, типы городов. Типы сельских поселений. Размещение населения.
| Дискутировать по проблемам городов. Определять по картам закономерности размещения населения, объяснять их.
| Показать на карте города-миллионеры.
| 9
| 6
| 11-6 Практическая работа №2.
Определение по стат. материалам показателей естественного движения населения, тенденций в изменении структуры занятости.
|
|
| Работа с картами и таблицами
|
| 6
| 12-7 Контрольно-обобщающий урок по теме «Население России».
| Термины по теме.
| Анализировать статистические данные о населении.
|
|
| 7
| Географические особенности экономики России 3 ч.
13-1 География основных типов экономики на территории России
| Производственная и непроизводственная сфера.
Отрасль, МОК
|
|
| 10
| 7
| 14-2 Проблемы природно-ресурсной основы экономики России
| Виды природных ресурсов,
| Объяснять экологические проблемы
|
| 11
| 8
| 15-3 Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
| Индустриальная и постиндустриальная экономика.
|
|
| 12
| 8
| Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география 22ч..
16-1 Научный комплекс.
| Закрытый город, технополис.
| Составлять логические схемы.
| Показать на карте ведущие технополисы.
| 13
| 9
| 17-2 Роль, значение и проблемы развития машиностроения
| Состав комплекса, конверсия
| Составлять схему межотраслевых связей.
|
| 14
| 9
| 18-3 География и факторы размещения машиностроения
| Специализация, комбинирование, кооперирование, факторы размещения.
|
| Показать основные центры машиностроения
| 15-16
| 10
| 19-4 Военно-промышленный комплекс
| Конверсия, состав и значение комплекса.
| Определять географию ВПК.
|
| 17
| 10
| 20-5 Роль, значение и проблемы ТЭК
| ТЭК, топливные ресурсы, топливно-энергетический баланс.
| Называть состав отраслей и межотраслевых комплексов.
|
| 18
| 11
| 21-6 Топливная промышленность
| Нефтяная, газовая, угольная промышленность,
НПЗ
|
| Показать на карте крупные месторождения полезных ископаемых
| 19
| 11
| 22-7 Практическая работа №3. Составление характеристики угольного (нефтяного) бассейна.
| План характеристики.
| Работать с экономическими картами
|
|
| 12
| 23-8 Электроэнергетика
| Виды электростанций, энергосистема.
|
| Показать на карте крупные электростанции
| 20
| 12
| 24-9 Состав и значение комплексов, производящие конструкционные материалы и химические свойства.
Металлургический комплекс.
| Состав метал. комплекса. Комбинаты
|
|
| 21-22
| 13
| 25-10 Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия
| Производство стали и чугуна, метал. базы.
| Определять ведущие факторы размещения комплекса. Объяснять технологическую цепочку производства черной промышленности
| Показать на карте крупные металлургические предприятия.
| 23
| 13
| 26-11 Цветная металлургия
Практическая работа №4. Составление характеристики метал. базы.
| План характеристики.
| Работать с экономическими картами.
|
| 24
| 14
| 27-12 Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий
| Химизация, состав комплекса, НПЗ.
|
| Показать центры химической промышленности
| 25-26
| 14
| 28-13 Лесная промышленность.
| Лесные ресурсы, состав лесной промышленности
| Объяснять внутриотраслевые связи, анализировать схемы лесопромышленного комплекса
| Показать центры лесной промышленности
| 27
| 15
| 29-14 Состав и значение Агропромышленного комплекса.
| Состав АПК. Сельхозугодия.
| Анализировать стат.материалы, чертить схемы «Состав АПК»
|
| 28
|
15
| 30-15 Земледелие и животноводство.
| Отрасли земледелия, животноводства.
|
| Показать на карте главные районы земледелия и животноводства
| 29
| 16
| 31-16 Пищевая и легкая промышленность.
| Состав комплекса, технологический цикл.
| Показать связи звеньев АПК.
|
| 30
| 16
| 32-17 Инфраструктурный комплекс. Роль транспорта.
| Состав комплекса. Коммуникационная система, транспортная система, грузооборот, пассажирооборот.
| Определить значение транспорта для работы хозяйства и населения.
|
| 31
| 17
| 33-18 Железнодорожный и автомобильный транспорт.
|
| Готовить сообщение о транспорте.
| Показать на карте основные железнодорожные сети и автодороги России
| 32
| 17
| 34-19 Водный и другие виды транспорта
| Порт, аэропорт.
| Определить значение транспорта для работы хозяйства и населения.
| Показать на карте основные морские порты
| 33
| 18
| 35-20Практическая работа № 5 Характеристика транспортной магистрали.
|
|
|
|
| 18
| 36-21Связь. Сфера обслуживания
| Услуги, сфера услуг.
|
|
| 34
| 19
| 37-22 Контрольно-обобщающий урок.
| Термины по теме. Состав межотраслевых комплексов.
| Работать с картами.
|
|
| 19
| Часть 2. Региональная часть курса 21 ч.
38-1 Районирование России.
| Экономический район, федеральный округ, отрасли специализации, географическое разделение труда.
| Определять отрасли специализации.
| Показать на карте границы экономико-географических районов России
| 35
| 20
| 39-2 Общая характеристика Западного макрорегиона. Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.
| ЭГП, природные условия и ресурсы, история развития
| Дать оценку ЭГП, природных условий и ресурсов района.
| Показать на карте состав района, границы.
| 36-37
| 20
| 40-3 Население и главные черты хозяйство. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.
|
| Показать значение Москвы.
|
| 38-39
| 21
| 41-4 Географические особенности областей Центрального района.
| Узловой район.
|
| Показать на карте крупнейшие промышленные узлы
| 40
| 21
| 42-5 Волго-Вятский и Центрально-Черноземный район.
| Отрасли специализации.
| Оценка природных и трудовых ресурсов
|
| 41
| 22
| 43-6 Северо-западный район.
| Свободная экономическая зона.
| Показать значение Санкт-Петербурга
|
| 42
| 22
| 44-7 Европейский север. ГП, природные условия и ресурсы. Население
| Особенности ЭГП, суровые природные условия.
| Оценивать ЭГП, природные условия и ресурсы.
| Показать на карте состав района и границы
| 43-44
| 23
| 45-8 Хозяйство
| Крупные промышленные центры.
| Составлять схему производственной связи.
|
| 45
| 23
| 46-9 Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы. Население.
| ЭГП, природные условия и ресурсы района. Народы.
|
| Показать на карте состав района и границы.
| 46-47
| 24
| 47-10 Хозяйство
| Города-курорты, нестабильный район.
| Работать с картограф-ким материалом и сопоставлять его.
| Показать на карте крупнейшие промышленные узлы
| 48
| 24
| 48-11 Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы. Население.
| ЭГП, природные условия, ресурсы и население района.
| Показать значение Волги для развития хозяйства.
| Показать на карте крупнейшие города на Волге
| 49-50
| 25
| 49-12 Хозяйство
| Автомобильные заводы, ГЭС на Волге.
| Характеризовать отрасли специализации.
|
| 51
| 25
| 50-13 Урал. ГП, природные условия и ресурсы. Население.
| Состав, природные условия и ресурсы района, проблемы их истощения.
|
| Показать на карте состав района.
| 52-53
| 26
| 51-14 Хозяйство.
| Территориальная структура и специализация района.
| Определение состояния экономики и проблемы Урала.
| Показать на карте основные металлургические комбинаты Урала
| 54
| 26
| 52-15 Практическая работа №6.
Сравнительная характеристика хозяйства двух районов.
|
| Характеризовать состав и ЭГП районов по плану, оценивать и прогнозировать развитие районов.
|
|
| 27
| 53-16 Восточный макрорегион. Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики
|
|
|
| 55-56
| 27
| 54-17 Западная Сибирь
| Технополисы, нефтяные концерны.
| Прогнозировать развитие района.
| Показать на карте состав и границы района.
| 57
| 28
| 55-18 Восточная Сибирь
| ТПК района.
| Оценка природных богатств Сибири, проблемы их освоения.
| Показать на карте состав и границы района.
| 58
| 28
| 56-19 Дальний Восток
Практическая работа №7.
Характеристика ТПК Сибири.
| Свободная экономическая зона.
| Характеризовать ТПК по плану, используя различные источники гео. Информации.
| Показать на карте состав и границы района.
| 59
| 29
| 57-20 Страны нового зарубежья СНГ.
| Новые независимые государства.
| Называть примеры сотрудничества России со странами СНГ.
|
|
| 29
| 58-21 Контрольно-обобщающий урок.
| Состав, природные условия, ресурсы, население и хозяйство ЭР.
| Номенклатура по Западному и Восточному
| Находить географические объекты по карте.
|
|
30
| География Удмуртской Республики 10ч.
59-1 Население и трудовые ресурсы.
|
Численность, национальный состав трудовые ресурсы республики.
|
|
Показать на карте районы республики и города.
|
Стр. 112- 129
| 30
| 60-2Территориально- производственный комплекс. Топливно-энергетический комплекс.
| Производственная и непроизводственная сфера. Размещение ТЭК
| Составлять схему производственной связи. Работать с экономическими картами
| Показать на карте отрасли специализации.
| Стр.138-140
| 31
| 61-3 Комплекс отраслей, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы.
| Состав комплекса.
| Анализировать тематические карты.
| Показать на карте предприятия
Удмуртии
| Стр.141-147
| 31
| 62-4 Машиностроительный комплекс.
| Отрасли специализации, современное состояние комплекса.
| Анализировать статистические данные.
|
| Стр.148
| 32
| 63-5 Агропромышленный комплекс.
| Интенсивные методы ведения хозяйства.
| Сравнивать с/х районы.
| Показать на карте предприятия пищевой и легкой промышленности.
| Стр.156
| 32
| 64-6 Инфраструктурный комплекс.
| Состав, значение и размещение комплекса.
| Составлять хар-ки транспортных магистралей.
|
| Стр.168
| 33
| 65-7 Экономическое районирование Удмуртии. Внешние связи. Ижевск – столица Удмуртии.
| Особенности территориальной организации хозяйства Удмуртии.
| Анализировать информацию разных источников знаний.
|
| Стр.187
| 33
| 66-8 Экономико-географическая характеристика Шарканского р-на, своего населенного пункта.
| Характеристика района по плану.
| Работать с дополнительной литературой и дискутировать.
| Показать на карте населенные пункты района
|
| 34
| 67-9 Экскурсия на местное предприятие.
Практическая работа №8. Описание предприятия.
| Характеристика предприятия по плану.
| Составлять схему производственной связи.
|
|
| 34
| 68-10 Повторение
| Знать все изученные термины
| Уметь показывать географические объекты на карте. Характеристика объектов по плану.
|
|
| 35
| 69-11 Повторение. Урок - игра
|
| Подг. к контр. Раб.
| 35
| 70- 12Годовая контрольная работа.
| тест
| номенклатура
|
|
|
Контрольная работа за год.
1 вариант
1. Объясните значение слов: урбанизация, трудовые ресурсы, импорт, рекреационные ресурсы, специализация.
II. Объясните размещение предприятий:
1. алюминиевые заводы Восточная Сибирь
2. Металлургический комбинат в Череповце.
III. Тестовые задания
1. Наибольшей плотностью населения выделяется:
А) Читинская область;
Б) Астраханская область;
В) Архангельская область;
Г) Курская область;
2. Один из крупнейших в России центров по производству грузовых автомобилей находится в:
А) Свердловской области;
Б) Алтайском крае;
В) Республике Татарстан;
Г) Волгоградской области;
3. Какая отрасль является отраслью специализации Центральной России?
А) Топливная
Б) Химическая
В) Цветная металлургия
Г) Целлюлозно-бумажная промышленность
IУ. Почему в Республике Карелия основная часть энергии производится на ГЭС?
2 вариант
1. Объясните понятия: природные ресурсы, миграция, естественный прирост, экспорт, район.
II. Объясните размещение предприятий:
А) Тяжелое машиностроение на Урале;
Б) Точное и наукоемкое машиностроение в Центре
III. Тестовые задания:
1. Какая общая черта объединяет город Омск, Челябинск, Самару, Казань.
А) они расположены в Европейской части страны
Б) это города — миллионеры
В) они расположены на берегах крупных рек России
Г) это столицы автономных республик России
2. Нефть, газ, уголь и полиметаллические руды добываются в:
А) Поволжье
Б) Центральной России
В) Западной Сибири
Г) Восточной Сибири
3. Какое утверждение о причинах отставания сельского хозяйства в России не является верным:
А) неблагоприятные условия
Б) преимущественно экстенсивные методы хозяйствования
В) слабая социальная инфраструктура сельского хозяйства
Г) господство до недавнего времени командно-административных методов
управления.
IV. Определите название экономического района по его характеристике:
«Этот район имеет выход к трем морям; население малочисленное, с высокой степенью урбанизации, большинство коренных жителей относится к финно-угорской языковой группе; основные отрасли специализации: ТЭК, лесная и деревообрабатывающая промышленность, черная и цветная металлургия, рыбная промышленность» |