«Учиться и учить»
эссе Куба Ирины Анатольевны,
участницы городского конкурса «Учитель года города Сочи – 2013»
в номинации «Учитель кубановедения»
Учиться и учить… Современный человек, увидевший, прочитавший или услышавший эти слова, сразу представит образ учителя. Кто-то абстрактную фигуру, а кто-то, естественно, знакомого учителя, первого, любимого, классного руководителя. Можно сказать, что слова «учиться и учить» стали избитыми и даже обыденными. Но есть смысл задуматься сегодня о том, что стоит за этими простыми и в то же время «вечными» словами. Учиться и учить – великое счастье педагога, преподавателя, учителя.
Волею судьбы сейчас я, учитель биологии и географии, преподаю еще и кубановедение. Предмет новый для школы, неоднозначный. Даже не предмет, а отношение к нему. Но могу сейчас с уверенностью сказать, что предмет этот на сегодняшний день очень нужный, важный, полезный не только ребятам, но и их родителям. Ну а для учителя это вообще новая сфера деятельности, открывающая необозримые просторы для саморазвития, самообразования, а, следовательно, и самореализации.
С удовольствием отмечаю, что ежегодно появляется всё больше методических разработок по предмету, учителя активно ищут новые методы и приёмы преподавания кубановедения. Процесс знакомства школьников с историей родного края становится всё интереснее и увлекательнее. На уроках все больше удивленных ребячьих лиц, отмеченных неподдельным интересом к традициям и обычаям кубанской семьи. Оттого и мне интереснее, оттого и хочется за срок минут урока дать так много, чтобы хватило разговоров и обсуждений с друзьями и родителями на целую неделю.
Вот начинается урок, вот самые непоседливые и всегда копошащиеся в портфелях тоже уже сидят, сложив на парте руки, в душе давая себе обещание просидеть весь урок смирно, не нарушая дисциплину… Вот я объявляю тему «Топонимика родного края». Сразу десяток недоумённых глаз. «Что это за топонимика?» Что-то непонятное, а раз непонятное, значит неинтересное и нудное. Но я мигом их разубеждаю вопросом: «Кто из вас, ребята, знает, что обозначает слово Сочи?» Сразу уйма предположений, иногда весьма дельных: «Река Сочи есть, поэтому и назвали», «Просто так назвали». Выкрикивают даже те, кто обычно привык отмалчиваться. По выражению моего лица и улыбке понимают, что никто не попал в точку. Умолкают в ожидании правильного ответа, но я держу паузу, пытаясь заглянуть в глаза каждому…
Не буду сейчас давать информацию о том, как наш родной город получил своё имя, она достаточно известная и доступна каждому. Скажу лишь о том, что этот урок вспоминали долго и вспоминают до сих пор и дети, и их родители.
Таких уроков множество, таких удивленных глаз десятки, благодарных родителей еще больше. Это ли не учительское счастье?
А мое учительское счастье рождается там, на уроке за 40 минут, по 5-6 раз каждый день. И главные участники этого – дети, мои ученики, школьники, ребята.
Учить – значит отдавать, дарить, наполнять пустые драгоценные сосуды детских душ и умов новыми знаниями и впечатлениями. Но если ты сам не способен учиться, ты не сможешь никогда никого научить. Мои ребята учат меня учиться, узнавать новое о том, что, казалось бы, давно изучено, открывать новые книги, а сейчас уже и новые сайты и ссылки, гореть ожиданием новой встречи, а потом очень долго рефлексировать, переживать, обсуждать, мечтать.
А еще самое интересное в том, что многие мои ученики дома становятся учителями.. да-да, учителями для своих родителей, домочадцев. Ведь как трудно хранить в себе новые знания, ведь так хочется поделиться ими, начиная свой немножко путаный рассказ словами «А вы знаете, что…».
Всё чаще вспоминается мне древняя притча про трех мужчин, которые таскали камни на стройку. У одного спросили:
- Что ты делаешь?
- камни таскаю, - ответил он.
Другого спросили:
- Что ты делаешь?
- Деньги зарабатываю, - ответил другой.
И третьему задали тот же вопрос:
- Что ты делаешь?
- Я строю дом, - ответил третий.
Притча старая, но мудрости в ней через край. И не стоит сейчас осуждать тех, кто в любой профессии таскает камни или зарабатывает деньги. Почему бы и нет? Но только не здесь, не в школе, не рядом с детьми .. здесь нужно учиться и учить, то есть строить дом, большой, капитальный, на всю жизнь… |