Скачать 121.86 Kb.
|
Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе—в этом наша сила» Тема классного часа: Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе—в этом наша сила». Цели: Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей. Оборудование: Карта «Народы России», слайды «Народы России», слайды с портретами известных общественных деятелей, список героев Советского Союза, плакаты с пословицами народов России, кроссворд «Дружба», памятки- правила «Учимся уважать людей любой национальности». Ход мероприятия
На протяжении всего этого года мы проводили классные часы, на которых говорили о важности здорового образа жизни, о добром отношении к окружающим нас людям, к своим одноклассникам. А сегодня мы поговорим о нашей Родине, о нас с вами. Тема классного часа «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе—в этом наша сила». Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Федерация означает союз, объединение. Россия объединяет в своем составе: республики, края, области, автономные округа. Она занимает первое место среди всех стран в мире по площади своей территории. Россия больше Канады, Китая, США, или Индии. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз. Россию омывают моря Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов. Широка и необъятна наша страна. Но главное ее богатство- люди.
Главный закон государства – Конституция России начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» - Вдумайтесь в эти строки. Почему наша страна называется многонациональной? - Потому что в России проживают представители многих национальностей, но все мы – единый народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история. - А сколько народов проживает в нашей стране? - В настоящее время на территории России проживает более 180 народов, которые говорят более чем на 230 языках. 3. Скажите, у кого есть родственники представители других народов? (Ответы учащихся) Это татары, украинцы, белорусы, молдаване, финны, жители Мордовии и другие народы России. 4. Слово учителя. (Показ слайдов). И действительно, на территории Чувашии вместе с чувашами и русскими живут армяне, татары, украинцы, белорусы, башкиры, мордва, дагестанцы, удмурты, грузины, манси и многие-многие другие. Среди народов России есть даже такие малочисленные, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек (например, вепсы, ненцы, гагаузы, долганы, эскимосы, нагайбаки, тофалары, караимы и чукчи, живущие на Крайнем Севере). - А как, одним словом можно назвать все народы России? - Все, живущие в России, люди именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у нас одна Родина, одно Отечество - Россия. - Каким же образом наша Родина стала великой многонациональной державой? С древних времен восточные славяне соседствовали с варягами, эстами, финнами и другими племенами. Когда образовалось Древнерусское государство, часть этих народов осталась жить вместе со славянами, а страна продолжала расти и расширяться. В XIV-XVI веках вокруг Москвы сложилось единое русское государство. В XVI-XIX веках были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше. - Как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов отличается от другого языком, историей, культурой). - Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее. И уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты РФ имеют свои органы печати, национальные театры, в школах этих регионов преподается национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции. 5. Работа с пословицами Но у всех людей есть нечто общее, то, что нас объединяет. Возьмем, нас. Что нас всех объединяет? (обучение, уроки, поручения, классный руководитель, мастер производственного обучения, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о народах России, которые, не смотря на различия, схожи образом мыслей, отношением к жизненным устоям, о чем свидетельствуют пословицы. Ведь именно в них заложена мудрость народа. - Давайте выполним задание. Перед вами пословицы некоторых народов, проживающих в России, кроме русского: «Еда подождет, но дело – нет» (Киргиз.) «Ружье убило одного, а язык тысячу» (Чечен.) «Правда сильнее силы» (Осетин.) «Горькая правда лучше сладкой лжи» (Чуваш.) «Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить» (Монг.) Задание. Подберите пословицам народов России аналогичные русские пословицы. («Делу – время, потехе – час», «Острое словечко колет сердечко», «Правда в огне не горит, в воде не тонет», «Хлеб, соль ешь, а правду режь», «Слово – серебро, а молчание - золото». 6. Решение кроссворда Объединяют нас и общечеловеческие ценности. Какие? Узнаем, решив кроссворд.
Вопросы: 1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу. 2. Преданность, неизменность в своих чувствах. 3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью. 4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту. 5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. 6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей. Ключевое слово кроссворда – дружба. Какое хорошее и доброе слово. Наверное, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства» или «ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА - БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов. Замечательные строки необходимости единения народов посвятил Н.Н. Добронравов. 7. Выступления учащихся Ученица: Оттого они непобедимы, Наши люди, в годы испытаний, Что в заботах искренних едины, Что в душе интернациональны. Все храню в душе своей и помню, И ценю в пути не одиноком Братьев не по крови, а по корню, По святым, по нравственным истокам. Тяжелым испытанием для нашего народа стала Великая Отечественная война. Но единство россиян спасло Родину. Одним из самых драматических событий стал подвиг героев- панфиловцев, которые на подступах к Москве в смертельном бою отбили атаку 50 вражеских танков. Среди героев были русские И. Шадрин и Н. Трофимов, украинцы Г. Петренко и Я. Бондаренко, казахи Н. Есибулатов и А. Косаев, киргиз Д. Шопоков и другие. Подобных примеров на всех фронтах множество. Ученик: Среди наиболее прославленных - подвиг героического авиаэкипажа, включавшего командира белоруса Н.Гастелло, штурмана—украинца Н. Бурденюка, стрелков – радистов -русского А. Калинина и ненца Г. Скоробогатого (26 июня 1941 года у самолета во время нанесения удара по танковой колонне противника был пробит бензобак, возник пожар. Экипаж, во главе с командиром, предпочтя плену смерть, не спасся на парашютах, а нанес удар горящим самолетом по скоплению танков и автомашин врага). Другим всемирно известным подвигом стала защита Дома Павлова в Сталинграде (командиром группы бойцов, которая первые три дня вела бой за дом, был сержант Я. Павлов). Дом Павлова, в общей сложности, 50 дней удерживал гарнизон, в котором были 11 русских, 6 украинцев, грузин, узбек, казах, еврей, татарин и таджик. Учитель: Самой высокой и почетной наградой в годы войны было звание Героя Советского Союза. Всего за годы войны это звание присвоили более 11 тыс. человек. Это были представители различных народов:
Каждый из народов внес свой вклад в общее дело победы, но и в мирное время представители разных национальностей, проживающих на территории нашей Родины, прославляли наше общее Отечество своими успехами и достижениями в разных сферах общественной жизни: в культуре, науке, спорте. - Знаете ли вы о таких людях? - Давайте послушаем информацию о некоторых из них. Ученица: В первой половине XIX в. всемирную известность получил ученый-востоковед Никита Яковлевич Бичурин (Иакинф) (1777—1853). Он родился в чувашском селе Акулево Чебоксарского уезда, детство провел в соседнем селе Бичурино. Учился в Казанской духовной академии. Посланный в 1807 г. в Китай в качестве начальника Пекинской духовной миссии, Бичурин прожил там 13 с лишним лет. Находясь в Китае, он составил ряд китайско-русских словарей, собрал огромное количество источников об истории и культуре Китая и других восточных стран, древних народах (гуннах и др.). В 1828 г. Бичурин был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук. При жизни он издал 1б книг по истории, географии и этнографии Монголии, Тибета, Восточного Туркестана, Китая. Энциклопедическим сводом источников по истории Центральной и Средней Азии с IV— III вв. до н.э. по начало Х в. н.э. стало его «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена" (1851). Ученик: Самуил Яковлевич Маршак, еврей по национальности. Талантливый поэт, переводчик, драматург, редактор. С раннего детства писал стихи, Маршака называют основоположником детской литературы. Кому из мальчишек и девчонок не известны такие стихи Маршака как: «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке». Но поэт писал и для взрослых. Самуил Яковлевич Маршак удостоен самых высоких наград. На его похороны в 1964 году из Шотландии прислали венок из вереса в благодарность за перевод стихотворений Роберта Бернса. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира. Ученица: Скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Он родился в 1876 году в маленьком мордовском селе, в крестьянской семье. Учился в иконописной мастерской, расписывал храмы в Симбирской и Казанской губерниях. Жил во Франции и в Италии, а после работал в Москве, на Урале, в Новороссийске. Став настоящим мастером, Эрьзя всю жизнь странствовал по свету. В далекой Аргентине скульптор нашел свой любимый материал-- крайне твердые породы деревьев. Для их обработки он сконструировал специальную машину. Вернувшись на родину, Степан Дмитриевич привез и свои работы. Могучим талантом Эрьзя прославил и родную мордовскую землю и всю Россию. Ученик: Чуваш Петр Егорович Егоров (1728(31)—1789) в малолетстве попал в семью грузинского князя Е. Л. Дадиани. В 1755 г. он бьы определен в архитектурную школу в Петербурге. П. Е. Егоров занял видное место среди незаурядных российских зодчих XVIII в. Он был автором проекта и строителем в северной столице ограды Летнего сада, считающейся непревзойденным шедевром ар-хитектурно-декоративного искусства, соавтором проекта и ведущим строителем одного из красивейших зданий — Мраморного дворца, участником строительства Зимнего дворца, Смольного монастыря, автором ряда жилых домов и храмов. Ученица: Елена Гаджиевна Исинбаева -- заслуженный мастер спорта по прыжкам в высоту, олимпийская чемпионка 2004, 2008 годов, обладательница 27 мировых рекордов. Отец ее – Гаджи Гаджиевич Исимбаев по национальности—табасаран, мать—русская. Елена имеет орден Почета и орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2010 году была признана лучшей легкоатлеткой десятилетия. И, конечно же, нельзя обойти стороной историю еще одного нашего великого соотечественника Ученик: Среди деятелей чувашской культуры выдающееся место занял Иван Яковлевич Яковлев (1848—1930). Сын чувашского крестьянина из села Кошки-Новотимбае-во Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский р-н Татарстана), он поступил в пятый класс Симбирской гимназии, а по окончании ее в 1870 г. — в Казанский университет. И. Я. Яковлевым в 18б8 г. в Симбирске была основана чувашская школа, ставшая комплексным учебным заведением по подготовке учителей для чувашских школ, в том числе учителей из числа других национальностей Волго-Уралья. Вся жизнь И. Я. Яковлева была связана с работой в качестве инспектора чувашских школ Казанского учебного округа (до ликвидации этой должности в 1903 г.) и инспектора Симбирской чувашской учительской школы (до 1918 г.), с широкой деятельностью по распространению грамотности и культу- ры среди чувашского и других народов Средневолжско-Приуральского региона. Важнейшей заслугой И. Я. Яковлева является создание им новой письменности на чувашском языке; открытие школ и массовое вовлечение в них чувашских детей и молодежи; подготовка национальных кадров учителей; распространение в народных массах научных знаний и идей сознательного приобщения к передовой русской культуре. 8. Подведение итогов Как вы видите, каждый народ внес и вносит свой вклад в развитие и процветание России. Именно поэтому мы гордимся нашей родиной, нашими соотечественниками. Вспомним тему нашего урока: «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе—в этом наша сила». Давайте поразмышляем над этими словами. - Какое слово является здесь ключевым? «Мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян. Мы богатые – духовно, интеллектуально, возможностями, которые предоставляет наше культурное многообразие. Но мы богаты, когда вместе, и сильны, когда едины, что подтверждает история нашей великой родины. Среди любого народа есть хорошие и плохие люди. Однако, возвышать или унижать какой либо народ неправильно, опасно. Потому что плохих наций не бывает. А межнациональные конфликты разобщают общество, страну, делают государство слабым. Главное выстраивать дружбу между народами, основанную на любви, на терпимом отношении к чужому образу жизни. Об этом говорил и наш премьер М. А. Медведев в своем обращении к россиянам 1 сентября 2009 г: «У нас – общая история и общее будущее. И где бы мы ни находились – нас окружаю люди разных национальностей. Когда необходимо было защищать Родину от врагов все народы России не жалели своих жизней во имя ее свободы. И сегодня залог процветания России—в единстве и сплоченности народов, которые проживают на нашей территории. Это наше богатство и преимущество, которое мы должны сохранить. Сохранить вместе с вами. Величие российской культуры определяется достижениями выдающихся ученых, инженеров, художников, композиторов, поэтов и писателей—представителей всех национальностей России». Как писал Федор Тютчев: «Единство, – возвестил оракул наших дней, – Быть может спаяно железом лишь и кровью…» Но мы попробуем спаять его любовью, – А там увидим, что прочней… Спасибо за внимание! |