Окружающий мир
1.Пояснительная записка
Программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4 классов: в 2 частях – М.: Просвещение, 2011, 2012
Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 1 - 4 классов в 2 частях - М.: Просвещение, 2011, 2012
Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 1 - 4 классов - М.: Просвещение, 2011, 2012
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
2.Общая характеристика учебного предмета «окружающий мир»
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение предмета состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в предмете выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в предмете ; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач предмета важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Следует стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Существенная особенность предмет состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
3.Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч: 2 часа в неделю. 4.Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5.Результаты изучения курса "Окружающий мир", 2 класс
Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
-более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
-представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
-представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
-овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
-понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
-познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
-представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
-эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
-бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
-планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
-соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
-контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные Обучающийся научится:
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
-находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
-использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
-анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
-сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
-осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
-моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные Обучающийся научится:
-включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
-высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
-поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
-составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты Обучающийся научится:
-находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
-называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
-различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
-приводить примеры народов России;
-сравнивать город и село, городской и сельский дома;
-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
-оценивать отношение людей к окружающему миру;
-различать объекты и явления неживой и живой природы;
-находить связи в природе, между природой и человеком;
-проводить наблюдения и ставить опыты;
-измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
-определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
-сравнивать объекты природы, делить их на группы;
-ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
-находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
-соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
-различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
-прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
-узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
-различать виды транспорта;
-приводить примеры учреждений культуры и образования;
-определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
-различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
-правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
-соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
-различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
-соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
-правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
-приводить примеры семейных традиций;
-соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
-ориентироваться на местности разными способами;
-различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
-различать водоёмы, узнавать их по описанию;
-читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
-находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
-различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны. 2 класс
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
6.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 класс (68 ч)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (18 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (9 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (14ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (6 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (17 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
2 класс
Экскурсии:
Что нас окружает?
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Весенние изменения в природе.
Водоемы родного края. Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Знакомство с горными породами и минералами.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Отработка основных правил этикета.
Основные приемы чтения карты. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2 класса
В результате изучения окружающего мира учащиеся должны
знать:
сведения о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;
основные сведения о своём городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
7.Тематическое планирование уроков окружающего мира
№
п/п
| Тема урока
| Практические работы
| Стр.
| Дата
| 1 четверть-16 часов
Где мы живём? (4 часа)
| 1
| Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём.
|
|
|
| 2
| Город и село
|
|
|
| 3
| Природа и рукотворный мир
|
|
|
| 4
| Проверочная работа
|
|
|
| Природа (18 час)
| 5
| Живая и неживая природа.
|
|
|
| 6
| Явления природы.
|
|
|
| 7
| Что такое погода? Как измеряют температуру?
| Практическая работа № 1 «Измерение температуры»
|
|
| 8
| В гости к осени.
| Экскурсия № 1
|
|
| 9
| Звёздное небо.
|
|
|
| 10
| Заглянем в кладовые Земли.
| Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами»
|
|
| 11
| Про воздух
|
|
|
| 12
| И про воду
|
|
|
| 13
| Какие бывают растения?
| Практическая работа № 3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав»
|
|
| 14
| Какие бывают животные?
|
|
|
| 15
| Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.
|
|
|
| 16
| Дикорастущие и культурные растения
| Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»
|
|
| 2 четверть – 15 часов
| 17
| Дикие и домашние животные.
|
|
|
| 18
| Комнатные растения
| Практическая работа № 5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями»
|
|
| 19
| Животные живого уголка. Про кошек и собак.
| Практическая № 6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка»
|
|
| 20
| Красная книга.
|
|
|
| 21
| Будь природе другом.
|
|
|
| 22
| Обобщающий урок по теме «Природа». Тест.
|
|
|
| Жизнь города и села (9 часов)
| 23
| Город и село. Наш дом.
|
|
|
| 24
| Что такое экономика?
|
|
|
| 25
| Из чего что сделано?
|
|
|
| 26
| Строительство и транспорт. Виды транспорта.
|
|
|
| 27
| За покупками.
|
|
|
| 28
| В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.
|
|
|
| 29
| Живая природа зимой
|
|
|
| 30
| Культура и образование. Все профессии важны.
|
|
|
| 31
| Невидимые нити в лесу. Обобщение по разделу.
|
|
|
| 3 четверть – 20 часов
Здоровье и безопасность (14 часов)
| 32
| Строение тела человека.
|
|
|
| 33
| Если хочешь быть здоров
|
|
|
| 34
| Как правильно питаться
|
|
|
| 35
| Правила личный гигиены
|
|
|
| 36
| Как ухаживать за зубами
|
|
|
| 37
| Проверочная работа
|
|
|
| 38
| Поговорим о болезнях.
|
|
|
| 39
| Правила дорожного движения. Берегись автомобиля!
| Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц»
|
|
| 40
| Домашние опасности
|
|
|
| 41
| Пожар
|
|
|
| 42
| Лесные опасности
|
|
|
| 43
| Как нужно купаться?
|
|
|
| 44
| Очень подозрительный тип
|
|
|
| 45
| Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест
|
|
|
| Общение (6 часов)
| 46
| Наша дружная семья
|
|
|
| 47
| В школе
|
|
|
| 48
| Правила вежливости
|
|
|
| 49
| День рождения
| Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета»
|
|
| 50
| Мы – зрители и пассажиры.
|
|
|
| 51
| Обобщающий урок по теме «Общение». Тест
|
|
|
| 4 четверть – 17 часов
Путешествия (18 часов)
| 52
| Посмотрите вокруг
|
|
|
| 53
| Для чего нужен компас?
| Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу»
|
|
| 54
| Формы земной поверхности.
|
|
|
| 55
| Водоёмы
|
|
|
| 56
| В гости к весне.
| Экскурсия № 3
|
|
| 57
| Путешествие по родной стране
|
|
|
| 58
| Что такое карта и как её читать?
| Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты»
|
|
| 59
| Путешествие по Москве
|
|
|
| 60
| Московский Кремль
|
|
|
| 61
| Город на Неве
|
|
|
| 62
| Путешествие по Оке
|
|
|
| 63
| Путешествие по планете
|
|
|
| 64
| Страны мира
|
|
|
| 65
| Путешествие в космос
|
|
|
| 66
| Впереди лето
| Экскурсия № 4
|
|
| 67
| Обобщающий урок по теме «Путешествия»
|
|
|
| 68
| Итоговый тест № 6 за учебный год
|
|
|
| |