Скачать 62.1 Kb.
|
Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных в корне слова» Цели: 1) повторить и систематизировать изученный материал по данной теме, проверить умения определять условия выбора гласных в корнях слов; 2) развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы, умение видеть в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвистического анализа текста, учить работать со словом с точки зрения не только грамматической, но и функционально-семантической; 3) воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку. Оборудование: слайдовая презентация, толковые словари, тест ХОД УРОКА I. Вступительное слово
- А урок я начну с вопроса: экран закрыт - Согласны ли вы с тем, что иметь разборчивый почерк – это одно из правил вежливости, а не допускать ошибки в речи – правило грамотного человека? СЛАЙД №1- Посмотрите на экран. Перед вами работа ученика, ваше впечатление? текст, написанный корявым почерком, с ошибками на правило чередование гласных Поэтому и получается в тетради так, как об этом написано в данном стихотворении Слайд 2 прочитаем стихотворение -Как в стихотворении высмеивается некрасивое письмо? (Используются слова в переносном значении: «дохлые кружочки», «У «Е» пропало ушко», «У «Я» свернулась голова», яркие сравнения: «согнулись будто старички», «просто как лягушка». Они придают тексту особую выразительность.) Вы уже увидели, что ученик допустил ошибки на орфограмму Правописание чередующихся гласных в корне. И именно о чередующихся гласных мы поговори на сегодняшнем уроке, поработаем творчески и создадим пособие в помощь ученику «В мире чередующихся корней». СЛАЙД № 3- Запишем в тетрадях красиво, аккуратно сегодняшнее число и тему урока. Ребята, каким вы видите сегодняшний урок? и что мы будем делать на уроке по теме урока? составим синквейн СЛАЙД № 4 Правильно, цель урока - повторить изученный материал по данной теме, - выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях, - самостоятельно находить в словах изученные орфограммы, У вас у каждого лежат заготовки будущего пособия (1 – титульный лист с названием журнала, 2 – карточки-опоры для работы с теоретическим материалом, 3 – текст с пропущенными орфограммами, Слайд5- Приступим к оформлению нашего пособия « в помощь ученику» это титульный лист «В мире чередующихся корней» Слайд 6 оформим 1 страницу пособия, которую мы назовем «Кто командует корнями?» - Почему именно такое название я выбрала для нашей первой страницы? (выбор гласной в корнях с чередованием зависит от определенных условий). Слайд 7 от каких: от суффикса, от ударения, от согласных - Итак, дома вы должны были создать опорную схему, своеобразный проект, отражающий условия написания букв А-О, И-Е в корнях с чередованием Расскажите о чередующихся гласных в корне слова, выбор которых гласной зависит от следующего за корнем суффикса СЛАЙДЫ № 8 кос-кас/ СЛАЙД № 9 мир-мер СЛАЙД № 10 выполним задание №1 в ваших карточках «Четвертое лишнее» 1)Неприкосновенный запас 2)Касательная линия 3)Не касайся провода 4)Осторожно прикасаться 1) Расстилать ковры 2) Обжигающий ветер 3) Заберешь 4) Запирать дверь Получилась еще одна страничка в нашем пособии - В каких корнях выбор чередующейся гласной зависит от ударения СЛАЙД № 11 гор-гар СЛАЙД № 12 Зар-зор Проверим, как вы примените правило: Слайд 13 Выпишите в тетрадь из карточки задание №2 слова, в которых правописание гласной зависит от ударения. Получилась еще одна страничка нашего пособия. - В каких корнях выбор чередующейся гласной зависит от характера последних согласных СЛАЙД № 14 лаг-лож СЛАЙД № 15 раст-рос СЛАЙД № 16 Выполняем задание «В поисках чередующихся гласных». - Из задания № 3 выберите те слова, в которых есть чередование гласных, распределите их по колонкам. Будьте внимательны, чтобы не попасть в ловушку?
- Какие слова вы не записали? Почему (Они относятся к другому правилу) СЛАЙД 17 Дополни таблицу «Назови одним словом», объясняя написание слова. Стебель растения в самом начале развития из семени (росток). Синоним слова пересказ (изложение). Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное). Количество лет кого-либо (возраст). Густо разросшиеся кустарники, деревья (заросли). Лист «В поисках чередующихся гласных» готов - А сейчас пришло время грамматической зарядке. (Я называю словосочетание. Если в корне «е» - дети хлопают в ладоши, если в корне «и» - дети встают, если в корне «а» - дети хлопают, если в корне «о» - дети встают).
СЛАЙД № 18.Оформим следующую страничку нашего пособия «В мире прекрасного» - Красота родной природы всегда была предметом художественного восторга и эстетического наслаждения. Её вдохновляющую силу воспели великие искатели красоты. СЛАЙД № 19 Мастер художественного слова И. С. Тургенев, обладал даром увидеть прекрасное в обыденном и неприметном, он –жил и творил с ощущением, что «поэзия разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь – там и поэзия». В его произведениях картины родной природы рассыпаны повсюду и выполнены с удивительным художественным совершенством, в этом мы сейчас убедимся Перед вами, задание № 4 отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Ермолай и мельничиха» из цикла «Записки охотника» - Внимательно прочитаем отрывок, попытаемся представить, что изобразил автор. (Текст читает ученик.) СЛАЙД № 20-21 - Итак, что же изобразил автор. - Обратим внимание на изобразительно-выразительные средства, использованные в этом тексте, с помощью которых автор передает свои зрительные впечатления. (Сравнение: блеском изумруда Олицетворение: птицы лепечут, засыпающим верхушкам Эпитет: молодая трава, весёлым блеском Слова в переносном значении, метафора: внутренность леса, ветер замирает семьи грибов, загорятся звёзды) - Объясните лексическое значение слова «лепечут», «изумрудный» (Учащиеся пользуются словарями). Олицетворение (птицы лепечут), сравнение (блеском изумруда) делают образ ярким, насыщенным. - Найдите в тексте слова, связанные с темой сегодняшнего урока, выделив графически орфограмму. Во время выполнения задания – тихая музыка. Ребята, вы молодцы, работали очень хорошо, давайте поможем ученику исправить ошибки в тетради СЛАЙД № 22. Ученик маркером Итак, - Урока время истекло. Я вам ребята благодарна. С корнями справились легко И поработали ударно. Составим синквейн Урок Нужный, увлекательный, интересный Закрепляли, чередовали, выделяли Можем справиться с любым заданием. Труд. Выставление оценок кому бы вы поставили 5 за урок. Домашнее задание (на выбор). 23 слайд |