| № урока в теме
| Тема урока
| Элементы содержания
| Тип урока
| Формирование ЗУН
| Учебно-наглядный комплекс
| Контроль
| Домашнее задание
| Дата
| Примечание
|
По плану
| Фактичес.
|
|
Введение. (2 ч.)
| 1
| География -одна из наук о планете Земля
| Физическая, социально-экономичекая география
| Урок изучения нового материала
| Знания о значении географии в жизни и деятельности людей, место географии в кругу других наук, объяснить изменения, происходящие с географией в современном мире
| Карта полушарий, аэрофотоснимки Земли и фотографии из космоса
|
| § 1-2
|
|
|
|
| 2
| Великие географические открытия
| Часть света, путешествие
| Урок актуализации знаний и умений
| Знания об истории развития географических знаний о Земле, о путешественниках и значении современной географии
| Глобусы, портреты путешественников.
| Выборочный
| § 3-4
|
|
|
|
Раздел 1. Планета Земля. (8 ч.) Земля- планета Солнечной системы.
| 3
| Земля среди других планет Солнечной системы
| Возникновение Земли, Обращение Земли по околосолнечной орбите.
| Урок изучения нового материала
| Знания о Земле и Солнечной системе, движении Земли по околосолнечной орбите.
| Глобус, теллурий, плакаты и схемы
| Выборочный
| § 5-6
|
|
|
|
| 4
| Суточное вращение Земли. Взгляд на Землю из космоса.
| Вращение Земли вокруг своей оси, история космических наблюдений
| Урок изучения нового материала
| Знания о вращении Земли вокруг своей оси и солнца
| Глобус и теллурий
| Фронтальный
| § 7-8
|
|
|
|
План местности.
| 5
| Изображение поверхности Земли. Топографический план и карта
| Аэрофотоснимок, план местности, условные знаки
| Урок изучения нового материала
| Дать знания о способах изображения земной поверхности, о различии в изображении местности на рисунке, фотоснимке Сформировать понятие «план местности»; плане
| Аэрофотоснимки, картины «План местности», Физическая карта мира
| Практическая работа №1-2 Топографический диктант.
| § 9-10
|
|
|
|
| 6
| Как составляют планы и карты. Виды планов и их использование.
| Планшет, номерная съемка, маршрутная съемка
| Урок практикум
| Познакомить учащихся с глазомерной, полярной и маршрутной съемкой местности, научить учащихся составлять план местности
| Тренога, компас, рулетка, цветные карандаши, планшеты
| Практическая работа №3 глазомерная съемка
| § 11, 14
|
|
|
|
| 7
| Рельеф местности. Изображение рельефа.
| Рельеф, горизонтали, абсолютная и относительная высоты, отметки высоты.
| Урок актуализации знаний и умений
| Познакомить учащихся с новыми понятиями, сформировать у учащихся представление об особенностях изображения неровностей земной поверхности.
| План местности, карта полушарий, картины.
| Индивидуальный
| §12-13
|
|
|
|
Глобус и географическая карта.
| 8
| Глобус- модель Земли. Работа с глобусом.
| Глобус, геоид, размеры и форма Земли
| Урок практикум
| Познакомить учащихся с самой точной моделью Земли- глобусом, его историей; дать им представление об истинных размерах и форме Земли.
| Глобус, картины.
| Практическая работа №3
| § 15, 17
|
|
|
|
| 9
| Географические координаты. Географическая карта. Географические карты в жизни человека.
| Географическая карта, географическая широта и долгота, географические координаты
| ПР/Урок изучения нового материала. Урок практикум
| Сформировать знания о географической карте, умение определять по картам и глобусу географические координаты объектов
| Глобус, карта полушарий, контурные карты.
| Фронтальный опрос. Практическая работа №4
| § 16, 18, 19, подгот. к тестированию
|
|
|
|
| 10
| Итоговое занятие по теме. Контроль ЗУН.
|
| Урок обобщения и систематизации ЗУН
| Проверка ЗУН по изученной теме. Тестирование.
| Тестовые задания.
| Тестирование
|
|
|
|
|
Раздел 11. (24 ч.) Литосфера.
| 11
| Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере.
| Литосфера, земная кора, ядро, мантия, материковая и океаническая земная кора
| Урок изучения нового материала
| Сформировать знания о внутреннем строении Земли, о методах ее изучения
| Глобус, физическая карта полушарий и России, схема строения земной коры
| Выборочный
| § 20-21
|
|
|
|
| 12
| Стихия землетрясений. Вулканы Земли.
| Землетрясения, сила землетрясения, вулканы.
| Урок актуализации знаний и умений
| Дать знания о видах движения земной коры; формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры, знания о вулканах, их строении причинах возникновения, о гейзерах и горячих источниках.
| Физические карты полушарий и России, картины и фильмы о вулканах и гейзерах.
| Фронтальный
| § 22-23
|
|
|
|
| 13
| Состав земной коры. Минералы.
| Минералы, горные породы, магма, классификация горных пород
| Урок актуализации знаний и умений
| Познакомить с новыми и вспомнить уже известные понятия; дать учащимся представление об основных видах горных пород, слагающих земную кору
| Коллекция минералов и горных пород, набор раздаточных образцов
| Практическая работа №5
| § 24-25
|
|
|
|
| 14
| Выветривание и перемещение горных пород. Рельеф земной поверхности. Горы суши.
| Вертикальные и горизонтальные движения земной коры, горы, гора, холм, вершина, пик, гребень, географическое положение
| Урок актуализации знаний и умений
| Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, выявить виды движения земной коры.
| Физические карты полушарий и России
| Практическая работа №6
| § 26-27
|
|
|
|
| 15
| Равнины. Человек в горах и на равнине. Рельеф дна Мирового океана.
| Равнина, плоская и холмистая равнины, материковая отмель, котловина, срединно-океанический хребет, желоб
| Урок актуализации знаний и умений
| Дать общие сведения о равнинах, развить практические навыки работы с контурными картами. Формирование представлений об особенностях рельефа дна Мирового океана
| Физические карты полушарий и России
| Фронтальный
| § 28-29 Подгот. к контр.р.
|
|
|
|
| 16
| Итоговое занятие по теме. Контроль ЗУН.
|
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
| Проверка ЗУН по теме.
|
| Тестирование
|
|
|
|
|
Гидросфера.
| 17
| Вода на Земле. Мировой океан.
| Гидросфера, Мировой океан, мировой круговорот воды.
| Урок изучения нового материала
| Сформировать понятие «гидросфера»; показать роль гидросферы в природе.
| Физические карты полушарий и России, схемы.
| Практическая работа №7
| § 30-31
|
|
|
|
| 18
| Свойства и движения вод Мирового океана.
| Соленость воды, промилле, пресная вода, опреснитель воды, течения
| Урок изучения нового материала
| Сформировать представление о принципах различия свойств вод Мирового океана. Познакомить с основными движениями вод в океане.
| Физическая карта Мирового океана
| Фронтальный
| § 32
|
|
|
|
| 19
| Воды суши. Жизнь реки.
| Классификация вод суши, реки, географическое положение
| Урок актуализации знаний и умений
| Сформировать представление о водах суши, о реках.
| Физические карты полушарий и России.
| Фронтальный
| § 34-35
|
|
|
|
| 20
| Большие и малые реки. Озера.
| Великие реки мира, озерные котловины, рукотворные реки и озера.
| Урок актуализации знаний и умений
| Сформировать представление о больших и малых реках мира; об озерах земного шара; показать влияние происхождения озера на природу.
| Физические карты полушарий и России, картины и схемы.
| Фронтальный
| § 36-37
|
|
|
|
| 21
| Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера. Человек и океан.
| Ледники, покровные ледники, горные ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды, болота.
| Урок актуализации знаний и умений
| Формирование представление о ледниках, подземных водах. Изучить разнообразие вод своей местности. Сформировать представление о причинах и необходимости охраны воды.
| Карты полушарий и России. Схемы и рисунки.
| Выборочный
| § 38-39, 33. Подгот. к тестированию.
|
|
|
|
| 22
| Итоговое занятие. Проверка ЗУН.
|
| Урок повторения и обобщения знаний и умений
| Проверка ЗУН по всей теме.
|
| Тестирование
|
|
|
|
|
Атмосфера.
| 23
| Атмосфера. Как нагревается атмосферный воздух.
| Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, метеостанции, нагревание атмосферного воздуха.
| Урок изучения нового материала
| Сформировать понятие об атмосфере как о внешней газовой оболочке; познакомить учащихся со способами и средствами изучения атмосферы.
| Глобус, таблицы, схемы.
| Практическая работа №8
| § 40-41
|
|
|
|
| 24
| Атмосферное давление. Движение воздуха.
| Атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр ртутный, барометр-анероид, бризы, муссоны.
| Урок актуализации знаний и умений
| Дать знания об атмосферном давлении; показать зависимость атмосферного давления и высоты.
| Барометр-анероид, стакан с водой, лист бумаги.
| Практическая работа №9
| § 42,43
|
|
|
|
| 25
| Разнообразие облаков. Атмосферные осадки. Вода в атмосфере
| Облака- кучевые, слоистые, перистые; облачность, атмосферные осадки, осадкомер, снегомерная линейка.
| Урок актуализации знаний и умений
| Познакомить с видами и особенностями образования облаков, выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков.
| Гигрометр, психрометр, осадкомер, схемы и таблицы.
| Практическая работа №10
| §44, 45,46
|
|
|
|
| 26
| Погода и климат.
| Погода, элементы погоды, синоптические карты, метеостанции, климат, времена года, диаграммы типов погоды.
| Урок актуализации знаний и умений
| Обобщить изучение характеристик и явлений, происходящих в атмосфере; развить у учащихся наблюдательность, логическое мышление.
| Физическая карта полушарий и России, синоптическая карта.
| Практическая работа №11
| § 47
|
|
|
|
| 27
| Человек и атмосфера.
| Влияние атмосферы на человека; влияние человека на атмосферу; гроза, град, миражи.
| Урок актуализации знаний и умений
| Формирование экологического мышления учащихся; познакомить с основными причинами загрязнения атмосферы.
| Карта полушарий и России, схемы и таблицы.
|
| § 48 подгот. к контр.
|
|
|
|
| 28
| Итоговое занятие. Проверка ЗУН.
|
| Урок повторения и обобщения знаний и умений
| Проверка ЗУН по теме.
|
| Индивидуальные задания
|
|
|
|
|
Биосфера.
| 29
| Биосфера. Почва -уникальный природный объект.
| Биосфера, живое вещество, границы биосферы, В.И. Вернадский, круговорот веществ, почва, плодородие, гумус.
| Урок изучения новогоматериала
| Сформировать представление о биосфере, почвах.
| Карта мира, таблицы и схемы. Коллекция почв.
|
| § 49,50
|
|
|
|
| 30
| Жизнь в тропическом поясе. Растительный и животный мир умеренных, полярных поясов.
| Природные зоны мира, саванны, тропические пустыни, степи, тайга, тундра, арктические и антарктические пустыни.
| Урок изучения нового материала
| Сформировать элементарное представление 1) об организмах как о компонентах природы, к числу которых относятся растения, животные, микроорганизмы; 2) о неравномерном их распространении на земной поверхности.
| Карта «Природные зоны мира»
| Фронтальный
| § 51-52
|
|
|
|
| 31
| Человек- часть биосферы.
| Происхождение человека, расселение человека.
| Урок актуализации знаний и умений
| Сформировать представление о внешних признаках расовых различий, о расселении человека по материкам.
| Карта полушарий и населения.
| Выборочный
| § 53-54
|
|
|
|
Географическая оболочка.
| 32
| Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка.
| Географическая оболочка.
| Урок актуализации знаний и умений
| Сформировать представления о взаимосвязях оболочек Земли.
| Карта полушарий, схемы и рисунки.
| Практическая работа №12
| § 55-56
|
|
|
|
| 33
| Природная среда. Охрана природы.
| Красная книга, особо охраняемые территории.
| Урок актуализации знаний и умений
| Познакомить с элементарными понятиями природной среды, основными направлениями охраны природы.
| Красная книга мира, России, Татарстана.
| Выборочный
| § 57 Подгот. к тестир.
|
|
|
|
| 34
| Итоговое тестирование.
|
| Урок повторения и обобщения знаний и умений
| Проверка ЗУН по всему курсу.
|
| Тестирование
| Принести блокнот, ручку и простые карандаши.
|
|
|
|
| 35
| Экскурсия в лес.
|
|
|
|
| Практическая работа №13
|
|
|
|
|