Скачать 70.92 Kb.
|
Программа "З д о р о в ь е" Сохранение и укрепление здоровья - актуальная проблема нашей школы. «Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методическим требованиям, эмоциональному климату класса» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25.09.2002 г.202 /11-11/ ) Пояснительная записка Основная цель начальной школы - развитие ребенка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия. По данным статистики в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Причин много: *малоподвижный образ жизни, *перегрузка учебного процесса, *несбалансированное питание, *отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, *неблагополучная экологическая ситуация и т.д. От здоровья детей напрямую зависит их успеваемость. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих плохое состояние здоровья, какое-то недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению совместными усилиями матери, отца, врача и учителя» . Всем известно: здоровый ребенок – лучший ученик! Программа по укреплению и сохранению здоровья обучающихся составлена с учётом возрастных особенностей детей, применительно к условиям школы. Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому параллельно с оздоровительно- физкультурными мероприятиями целесообразнее использовать и просветительскую деятельность (изучение особенностей своего организма). А это удобнее всего осуществлять на уроках здоровья. Уроки здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки и т. д., хорошо воспринимаются детьми, дают положительные результаты. Ребенок на уроках здоровья, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Методика работы строится в личностно-ориентированном направлении, делается акцент на поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий. Дети в течение месяца заняты поиском материалов на данную тему. Тем самым содержание уроков здоровья наполняется сказочными и игровыми сюжетами, изобразительными работами, стихами, сценками, кроссвордами, подвижными играми и физическими упражнениями с учетом возможностей и интересов детей класса. Мало научить ребенка делать зарядку, есть здоровую пищу, чистить зубы, также немаловажно, чтобы он с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в мире с собой и окружающими его людьми, будет здоров. Поэтому, по интересам детей, были выбраны темы для уроков здоровья. Уроки здоровья проходят не только в форме беседы, но это - и оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой. В тематическом планировании уроков здоровья отражается тематика родительских собраний, так как обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения их родителей. Ожидаемые результаты: В результате ученики и родители узнают, что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др. Планирование отражает все компоненты здоровья: режим дня, отказ от вредных привычек, выбор одежды, положительные эмоции, рациональное питание, закаливание и оздоровление, чистота тела, продукты питания, чистота дома и в природе, движение. Основные цели программы : 1. Формирование у ребёнка основ физиологической, физической, психической, интеллектуальной, гигиенической культур. 2. Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек. 3. Формирование у детей потребности вести здоровый образ жизни. Перспективное тематическое планирование уроков здоровья 1 класс
Родительские собрания: Сентябрь. Режим дня в жизни школьника. Октябрь. Трудности адаптации первоклассников к школьным условиям. Декабрь. Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. 2 класс
Родительские собрания: Сентябрь. Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой психикой. Март. Организация безопасного взаимодействия с компьютером. 3 класс
Родительские собрания: Сентябрь. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день Декабрь. Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье. 4 класс
Родительские собрания: Декабрь. Ребёнок идёт в 5 класс. Психологическая подготовка детей и родителей к школе 2 ступени. Январь. Рецепты наших бабушек составлялись из того, что рядом росло. Для укрепления здоровья немаловажное значение играет: Оздоровительная среда: • организация работы спортивных секций; • организация спортивно-массовой работы школы; • учёт динамики работоспособности в течение дня и недели; • дни здоровья; • уроки здоровья; Комфортная пространственная среда: • работа по организации системы рационального питания; • санитарный день (в конце каждой четверти); • соответствующее оформление классной комнаты; • создание возможностей для соблюдения правил гигиены; • комнатные цветы для очищения воздуха (хлорофитум) Необходимая психологическая среда: • совместная работа психолога и классного руководителя по различным вопросам диагностики и коррекции; • работа с родителями по вопросам здоровьесбережения. Задача учителя в том, чтобы ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни. Ожидаемые результаты: 1. Дети научатся осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя. 2. Научатся делать самоанализ; формируются навыки прогнозировать ситуацию. |