Скачать 0.49 Mb.
|
БИОЛОГИЯ Вариант 2 8б профильный класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебники:- Биология человека. Автор - А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш 8класс, М. - 20010г. -Экология человека. Автор- М.З. Федорова, В.С. Кучменко 8 класс, М.- 2010г. Программа: «Сборник программ по природоведению биологии и экологии 5-11 классы», М. – 2010 г., стр. 48 Основная задача модернизации российского образования – повышение его достижения, качества и эффективности. Это предполагает в первую очередь значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами страны. Тема, над которой работает Лицей №6 с 2010 по 2015гг: «Повышения качества образования и мониторинга учебной деятельности в рамках информатизации УВП и активного внедрения ФГОС общего образования» Методическая тема Лицея№6 « Современная модель методической службы как средство повышения компетентности учителя и его профессионального роста» Кафедры естественнонаучного цикла: «Формирование востребованной обществом личности через познавательную компетентность школьников в условиях современной школы, внедрения мониторинга учебной деятельности в рамках информатизации УВП и ФГОС общего образования». Согласно теме лицея мною для реализации этих идей взята программа И.Н. Пономарёвой. Важнейшими особенностями этой программы являются:
Предпрофильное обучение – это система предпрофильной подготовки в старших классах профильной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей старшей школы. Выбор учащимися профиля обучения – основа построения профильной школы. Работая по теме: «Развитие познавательной компетентности учащихся на уроках естественнонаучного цикла» считаю что эта тема соответствует требованиям, которые основываются на технологии ИОСО и компетентном подходе, направлена на создание таких условий, когда учащиеся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей в начале под руководством учителя, а в последующем самостоятельно определяют успешную индивидуальную траекторию своего развития.. «соответствует этим требованиям, которые основываются на технологии ИОСО и компетентном подходе, направлена на создание таких условий, когда учащиеся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей в начале под руководством учителя, а в последующем самостоятельно определяют успешную индивидуальную траекторию своего развития. Предпрофильное обучение – особый вид дифференциации и индивидуализации обучения, и преподавание курса ведётся с учётом этих особенностей. Программа предназначена для изучения предмета «Человек и его здоровье» в 8-ом химико-биологическом классе. Урок планируется с учетом погружения в тему.Для разработки уроков использую различные методические приемы и находки из своего многолетнего опыта. Погружение в тему урока дает дифференциацию к преподаванию: задание, тесты, имеют разный уровень сложности. Творческие домашние задания дают полезную информацию и повышает интерес к предмету. Программа построена на принципиально новой содержательной основе - биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни, на основе понимания биологии как науки и как явления культуры. Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема курса «Экология человека». Экологический аспект введён во все разделы курса. Культура здоровья актуальная тема сегоднешнего дня. В каждом разделе курса рассматриваются вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни человека, ценности знаний о собственном здоровье. Структура курса складывается из четырех частей. Применяю элементы «Блочно-модульной системы», которая позволяет мне успешно вести ИОСО, ориентирует учащихся на самостоятельную образовательную деятельность, выстраиваемую ими на основа ИОУП (индивидуально ориентированных учебных планов). Экспериментально апробированное ИОСО убеждает меня в том, что дифференциация заданий позволяет мне руководствоваться как критериями, заложенными в Государственном стандарте нового поколения по предмету, так и целями, которые я ставлю перед собой и учениками. Программа « Человек и его здоровье» рассчитана на 140 часа, 4 часа в неделю и разбита на 4 блока. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервной и гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведенья об обмене веществ, нервной и эндокринной системах. В третьей части углубление, и расширение идет по темам нервная и эндокринная системах и их связи, об анализаторах, поведении и психике человека В четвертой завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др. В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свое физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения, Программа направлена на широкое общение с живой природой Ставропольского края, Кочубеевского района, г. Невинномысска и ставит целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание патриотизма, любви к родине, а также к предмету биологии, как важному естественнонаучному и культурному наследию. Для этого предусмотрены лабораторные работы, экскурсии, видео-экскурсии, компьютерные программы. Цели и задачи.
В целях овладения биологическим образовательным стандартом учащиеся 8-х профильных классов должны освоить : Результаты освоения курса биологии Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих: Личностные результаты: 1.-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей много национального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2.-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3.-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий; 4.-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; 5.-формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 6.-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; 7.-освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 8.-развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 8.-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 9.-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 10.-формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 11.-осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 12.-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 3-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию; 4-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 5-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 6-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 7-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 8-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 9-умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; 10-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 11-формирование и развитие компетентности в области использования, информационно коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Предметные результаты: 1.-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; 2.-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3.-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4.-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; 5.-объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных; 6-овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; 7-формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 8-освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. В конце обучения в 9 классе должна сформироваться научная картина мира с учётом её биологических, этических, гуманистических отношений к живым существам и к человеку (уважение. сотрудничество. помощь), ответственное отношение к жизни. здоровью человека, окружающей среде. В документах лицея подчёркивается, что на современном этапе ученик поставлен в центре учебного процессе, внимание акцентируется на развитии творческой личности ученика, формировании его мотивационной сферы, профильной ориентации. Этот социальный заказ школе, учитывающий большие достижения биологической науки и изменения в окружающем мире, предъявляется - сформировать по окончании полной школы биологическую компетентность и готовность к выбору профессионального пути. Знать/понимать: - Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. - Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. -Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. -Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. - Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. - Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Артериальное и венозное кровотечение Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и ИИ.Мечникова в области иммунитета - Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление’ авитаминозов и меры их предупреждения. - Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции , меры их предупреждения меры сохранения здоровья. -Опора и движение. Опорнодвигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорнодвигательной системы. - Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. - Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ инфекция и ее профилактика. - Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. - Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. - Психология и поведение человека. Исследования И. М. Сеченова и И.П. Павлова, А. А. Ухтомского, ПК. Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная дельность мозга. Сон, его значение. - Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека осмысленность восприятия, словеснологическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека Рациональльная организация труда и отдыха. - Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. - Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация человека к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружаю- Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. -Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. I.Продолжаю использовать в своей работе индивидуально ориентированный учебный план (ИОУП) – основу индивидуально ориентированного способа обучения (ИОСО). II. Технологию совместного проектирования. III. Технологию индивидуально ориентированного способа обучения (ИОСО). IV. Внедряю конструктивные системы учебных занятий. V. В работе использую ЦОРы. Программа « Человек и его здоровье» рассчитана на 140 часа, 4 часа в неделю и разбита на 4 блока. Во всех четырех блоках выделен постоянный контроль за качеством знаний и умений Блок-модуль 1 «Введение. Организм человека. Общий обзор» - 12 ч. Блок-модуль 2 «Основные системы организма человека»– 102 ч. Блок-модуль 3 «Высшая нервная деятельность» - 12ч. Блок-модуль 4 «Индивидуальное развитие человека» - 14ч. Итого: 140часов (4часа в неделю). Лабораторные работы – 9. Практических работ -15 Входной контроль – 1. Промежуточный контроль – 7. Итоговый контроль – 1. Учебно-методический комплекс.
|