Окружающий мир Урок 55.
Тема: Природа и мы. Экскурсия в природу поздней весной.
Цели:
– наблюдать за изменениями природы, произошедшими в жизни леса (парка), с наступлением поздней весны.
Оборудование: картина «Лес», иллюстрации цветущих трав, карточки с заданиями для групп.
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
| Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| – Что нужно уметь и знать, чтобы человеку жить в гармонии с природой?
Беседа по картине «Лес».
– Какие деревья вы видите на картине?
– Какое время года изображено на картине?
– Какое время года у нас сейчас?
– Назовите растения, которые перед вами.
Детям показывают иллюстрации цветущих трав.
– Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. На какие экскурсии мы с вами уже ходили?
– Какие наблюдения мы там вели?
– Как мы работали? (По группам.)
– Какие правила работы в группе вы знаете?
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание. – Давайте составим план экскурсии.
План (примерный)
Понаблюдать признаки погоды.
Определить, чем покрыта земля.
Отметить явления природы.
Определить, как выглядят деревья.
Определить, как выглядят травы.
Понаблюдать за птицами.
– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.)
– Какое умение формировали?
|
|
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Ход экскурсии.
| Учитель рассказывает детям.
– Лес – это дом, где живут все вместе, не мешая друг другу, деревья, кустарники, мхи и травы. В лесу живут птицы и насекомые, встречаются звери.
– Назовите деревья. Обратите внимание на их особенности. (Особенности листьев, цветков, ствола, ветвей и т.д.).
– Найдите цветущие травы. (Медуница, мать-и-мачеха).
– Обратите внимание на насекомых.
– Каких птиц вы увидели, услышали?
– Давайте вспомним правила поведения в лесу: надо ходить только по тропинкам, не затаптывая траву, не рвать большие букеты, не обламывать ветки, не кричать.
Затем детям предлагается поработать в группах по заданиям.
Карточки.
1-я группа. Признаки погоды.
Признаки
| Весна
| Зима
| Тепло
|
|
| Холодно
|
|
| Прохладно
|
|
| Морозно
|
|
| Ясно
|
|
| Облачно
|
|
|
2-я группа. Осадки и ветер.
Признаки
| Весна
| Зима
| Снег
|
|
| Дождь
|
|
| Нет осадков
|
|
| Сильный ветер
|
|
| Вьюга
|
|
| Метель
|
|
| Нет ветра
|
|
|
3-я группа. Явления природы.
Признаки
| Весна
| Зима
| Оттепель
|
|
| Ледоход на реках
|
|
| Появление проталин
|
|
| Сосульки
|
|
|
4-я группа. Деревья.
Признаки
| Весна
| Зима
| Без листьев
|
|
| Набухли почки
|
|
| Распустились листья
|
|
|
5-я группа. Травы.
Признаки
| Весна
| Зима
| Покрыты снегом
|
|
| Появилась зелёная трава
|
|
| Появились первые цветы
|
|
|
6-я группа. Птицы.
Признаки
| Весна
| Зима
| Ворона
|
|
| Галка
|
|
| Воробей
|
|
| Грач
|
|
| Скворец
|
|
| Ласточка
|
|
|
|
|
|
|
|
ΙΙΙ. Применение нового знания.
|
Итог экскурсии подводится в классе.
Команды докладывают о выполненных заданиях и проводят самооценку.
– Что мы сейчас делали? Какое умение формировали?
|
|
ΙV. Итог урока.
| – Что узнали нового?
– Ответили ли на главный вопрос урока? – Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто получил отметку в дневнике? За что?
|
|
Окружающий мир. Урок 56.
Тема: Времена года. Лето: природа цветёт и плодоносит.
Цели:
– научить находить основные отличительные признаки лета: длинный день, жара, гроза, дождь, зелёный покров, цветение растений, размножение растений и животных, созревание плодов.
Оборудование: иллюстрации с картинами летней природы, разрезные карточки из рабочей тетради, картинки зверей и их детёнышей.
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
| Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| Работа с плакатом «Лето» из комплекта наглядных материалов.
– Какое время года изображено?
– По каким признакам вы догадались?
– Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
– О чём вам хотелось бы узнать?
– Давайте откроем учебник, посмотрим на с. 78–81 и составим план урока.
План (примерный)
Признаки лета.
Круговорот воды в природе.
Явления природы летом.
Жизнь животных летом.
Народные приметы.
– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.)
– Какое умение формировали?
|
| ΙΙ. Совместное открытие знаний.
| I. Работа в учебнике.
1. – Посмотрите на картинку на с. 78. Догадались, какое время года на ней изображено?
– Как вы догадались?
– Назовите летние месяцы.
– Возьмите разрезные карточки из рабочих тетрадей на с. 75–80. Выберите к этому рисунку подходящие картинки. Объясните свой выбор.
– Какие изменения происходят в природе летом? (День становится длиннее, солнце светит ярче и т.д.)
2. – А знаете ли вы, что вода всё время путешествует? Послушайте сказку на с. 79.
Сказку читает учитель, дети слушают.
Работа с текстом после чтения.
– Посмотрите на схему и найдите ответьте на вопросы. Можете использовать слова текста.
– Как образуются облака?
– Что переносит облако от водоёма?
– Почему выпадает дождь?
– Куда течёт вода?
– Как называется такое путешествие воды?
– Как можно назвать рисунок на с.79? (Схема). Давайте составим её сами.
II. Работа в тетради.
Работа в парах. Задание № 1. С. 67.
Проверка.
IΙΙ. Работа в учебнике.
1. – Летом всё живое ждёт дождя. Почему?
Ответы детей.
– Но дождь бывает разный. Отгадайте загадку.
Меня никто не видит, А всякий слышит, А спутницу мою Всяк может видеть, Но никто не слышит. (Гром и молния)
– А кто знает, что бывает вначале: гром или молния?
– Откройте с. 80. Рассмотрите картинку.
Справка для учителя. Гроза – это ливневые дожди, проходящие с разрядами молний и раскатами грома. Грозы, как правило, возникают летом, обычно в испепеляющую жару, и относятся к самым опасным для человека природным явлениям, сопровождающимся ливневым дождём и усилением ветра. Если гроза вас застала внезапно, очень важно рассчитать время до её приближения. Для этого надо подсчитать секунды от вспышки молнии до громового раската. Трёхсекундная пауза свидетельствует, что гроза в километре от вас, но если временные промежутки сокращаются – значит, гроза приближается и следует непременно укрыться. Молния – это своего рода электрический заряд, проскакивающий между облаками и землёй, во время которого происходит нагревание воздуха. При этом воздух расширяется и приводит к возникновению ударной волны, этот звук именуется громовым раскатом. Чаще всего грозы случаются тогда, когда происходит скопление кучево-дождевых облаков, которые отличаются от обычных по форме и цвету. Это белые облака с тёмными, порой синеватыми основаниями в виде поднимающихся вершин. Внутри этих облаков происходит электрический заряд, заканчивающийся разрядом молнии. Грозы подразделяются на летние и зимние. Летние возникают на суше, а зимние – над морскими просторами. Во время грозы стоит опасаться именно молнии, её разрушительное действие приводит к значительным человеческим потерям.
2. – А вот теперь мы с вами можем научиться решать задачу по окружающему миру, используя знания, полученные на уроке математики. Прочитайте в парах текст под картинками.
Проверка. Расскажите, как можно определить расстояние до молнии. Как выполняли вычисления?
3. – Посмотрите на картинки и скажите, что нельзя делать во время грозы?
– Что происходит с растениями с наступлением лета? (Они начинают цвести, у них появляются плоды.)
– Что происходит с животными? (Все живые организмы размножаются.)
4. Игра «Найди свою маму».
На доске иллюстрации с изображением взрослых животных. Детям учитель раздаёт картинки с изображением детёнышей. Дети должны прикрепить картинку с изображением детёныша к его маме.
|
|
ΙΙΙ. Применение нового знания.
| Работа в тетради.
– Рассмотрите и прочитайте задания № 2 и 3. Выберите задание, которое вы будете выполнять самостоятельно.
Проверка с самооценкой по алгоритму.
– Что мы сейчас делали? Какое умение формировали?
|
| ΙV. Итог урока.
| – Что узнали нового?
|
|
|