Учебно-тематический план 8 класс
№
| Раздел, темы
| Кол-во
часов
| Практическая
работа
| 1
| Введение
| 7
| 2 (№1,2)
| 2
| Раздел 1 Общая характеристика природы
| 23
|
|
| 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.
| 6
| 1 (№3)
| 2.Климат и климатические ресурсы
| 5
| 3 (№ 4,5,6)
| 3.Внутренние воды и водные ресурсы.
| 4
| 1(№ 7)
| 4. Почвы и почвенные ресурсы
| 4
|
| 5. Растительный и животный мир
| 4
| 1 (№ 8)
| 3
| Раздел 2. Природные комплексы России
| 35
|
|
| 1.Природное районирование
| 7
|
| 2. Крупные природные районы
| 28
| 1 (№9)
| 4
| Раздел 3. рациональное использование природных ресурсов и охрана природы
| 5
|
|
| Итого
| 70
| 9
|
Пояснительная записка. 8 класс.
Рабочая программа составлена на основе Приказа МОиН РФ от 9 марта 2004 года № 1312 в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования. Программа рассчитана на 8 класс, 70 часов 2 часа в неделю по учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа» и по учебному пособию под редакцией Н.Т. Козловой «География Удмуртии» .
Основная цель курса: создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, познакомить учащихся с этапами освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны, сформировать географические образы природных районов России.
В региональной части главная задача – ознакомление учащихся со спецификой природы. Комплексный подход выражен в разделе НРК, что позволяет реализовать краеведческий подход при изучении своей местности. НРК компонент рассчитан на 11 часов.
Требования к подготовке учащихся
1. Называть (показывать):
- размеры территории России, государственные границы, береговую линию;
- основные части земной коры и формы рельефа;
- месторождения полезных ископаемых;
- факторы, формирующие рельеф, климат, речную систему, почвы, природные зоны;
- типы климата, почв, бассейны рек;
- распространение многолетней мерзлоты;
- численность населения России, соотношение городского и сельского населения.
2. Определять:
- координаты крайних точек, поясное время;
- основные климатические показатели;
- положение субъектов Российской Федерации;
- плотность населения.
3. Описывать:
- географические явления, объекты;
- природные условия жизни, быта, хозяйственной деятельности людей; природные ресурсы;
4. Объяснять:
- природные особенности географических объектов и явлений, в том числе своей местности;
- сущность процессов рельефообразования, почвообразования, циркуляции воздушных масс, режима водных объектов, формирования природных зональных комплексов и высотных поясов;
- опасные природные явления и правила поведения (меры защиты), в том числе своей местности;
- демографическую ситуацию в России;
- состояние трудовых ресурсов;
- миграция населения.
5. Прогнозировать:
- изменение природы своей местности;
- изменения в населении своей местности.
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: титульный лист, пояснительную записку; учебно-тематический план; поурочное планирование; список литературы, рекомендуемой для учащихся; список литературы, используемый учителем.
Поурочное планирование. 8 класс.
№ урока
| Тема урока
| Минимум объема
|
| знаний
| умений
|
| Введение (7)
| 1.1
| Что изучает физическая география.
| Особенности предмета и структуру учебника. Дополнительными источниками информации: энциклопедия, справочники
| Объяснить, какую роль играют географические знания в решении экологических и социально-экономических проблем.
|
| 2.2
| §1. Географическое положение России.
| Главные черты ГП Р и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Границы Р. и пограничные государства
| Работать с географической картой Р.
|
| 3.3
| Практическая работа 1
На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины
| . Главные черты ГП Р и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Границы Р. и пограничные государства
| Работать с географической картой Р.т с контурной картой
|
| 4.4
| §2. Моря, омывающие территорию России.
| Природную и экологическую оценку океанов, морей, омывающих берега страны
| Решать проблемные ситуации, показывать моря омывающие Р
|
| 5.5
| §3 Россия на карте часовых поясов
Практическая работа 2
(обязательная – оценочная) Решение задач на определение поясного времени
| Виды времени на территории Р. Линия перемены времени. Показать значение знаний о времени для каждого человека.
| Решать практические задачи на определение времени
|
| 6.6
| §4.Как осваивали и изучали территорию России
| Историю освоения и изучения территории Р. Рассказать о русских путешественниках и ученых, внесших большой вклад в изучение Р
| Работать с картой.
Самостоятельно работать с дополнительной литературой
|
| 7.7
| Обобщающий урок по теме «Географическое положение России»
| Главные черты ГП Р
| Работать с географической картой Р.
|
|
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России.(23)
1.Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.(6)
| 8.1
| §5 Особенности рельефа России.
| Главные черты рельефа Р., закономерности размещения гор и равнин. Познакомить с новыми терминами и понятиями.
| Работать с географическими картами
|
| 9.2
| §6Геологическое строение территории России
| Познакомить учащихся с науками, изучающими земную кору. Сформировать представление о геохронологической таблице, дать знания о геологическом летоисчислении.
| Учить работать с картами, таблицами.
|
| 10.3
| §7. Минеральные ресурсы России
| Активные тектонические структуры, формирующие земную кору.
| сопоставлять, сравнивать, анализировать физическую и тектоническую карту.
|
| 11.4.
| §8. Развитие форм рельефа
| Знать основные бассейны и районы добычи полезных ископаемых.
| оформлять контурную карту
|
| 12.5
| П/Р№3Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере В-Е равнины
|
| пользоваться учебником, ОК, атласом – сравнивать и анализировать.
|
| 13.6
| Обобщающий урок по теме « Рельеф»
| Основные термины по изученной теме.
| Уметь пользоваться учебником, ОК, атласом – сравнивать и анализировать.
|
| 2.Климат и климатические ресурсы.(7)
| 14.1
| §9 От чего зависит климат нашей страны..
| Понятие «солнечная радиация», факторы климатообразующие, определяющие особенности климата Р.
| Учатся самостоятельно определять по картам величины солнечной радиации. Составлять ОК
|
| 15.2
| §10 Типы климатов России
| Знать понятие «атмосферные фронты, атмосферные фронты над территорией Р. циклоны и антициклоны»
| Развивать навыки работы с учебником, климатической картой, должны уметь составлять прогноз погоды по синоптической карте.
|
| 16.3
| §11 Зависимость человека от климатических условий
| Должны познакомиться с особенностями распределения основных элементов климата на территории страны (тем., осадков, увлаж.)
| Уметь устанавливать закономерности их распределения.
|
| 17.4
| П/Р№4Определение по картам закономер-
ностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения ср. тем января и ср. тем.июля, годового количества осадков по территории страны.
|
|
|
| 18.5
| Итоговый урок по теме «Климат»
| изученный материал по теме «Климат и климатические ресурсы»
| работать в группе,.
|
| 3.Внутренние воды и водные ресурсы.(4)
| 19.1
| §12.Разнообразие внутренних вод России.. Реки.
П/Р№7Составление характеристики одной из рек.
| виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим.
| самостоятельно определять по картам речные системы, водоразделы.
.
|
| 20.2
| §13Озера.Болота.Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
. П/Р№8Объяснение закономерностей размещения разных вод суши, их зависимости от рельефа и климата
| важнейшие озера Р., их происхождением, болота, подземные воды, ледники и, многолетнею мерзлот.
| объяснять закономерности размещения разных видов вод суши.
|
| 21.3
| §14.Водные ресурсы.
| роль воды в природе и хозяйстве; неравномерности распределения водных ресурсов; мелиорации; об опасных явлениях, связанных с водами
| оценивать обеспеченность водными ресурсами крупных регионов страны, составлять прогнозы их использования.
|
| 22.4
| Итоговый урок по теме «Внутренние воды»
| особенностей вод Р., размещение внутренних вод, тип вод, режим и питание; основные понятия темы
| работать с картами: показать на карте реки, озера, болота, мерзлота. Составить характеристику реки.
|
| 4Почвы и почвенные ресурсы(4)
| 23.1
| §15Образование почв и их разнообразие.
| новый природный компонент (почва), его образование, свойства.
| самостоятельно работать с учебником, дополнительным материалом
|
| 24.2
| § 16 Главные типы почв России и закономерности их распространения
| главные типы почв, закономерности их распространения на территории страны.
| работать с атласом, дополнительным материалом.
|
| 25.3
| §17Почвенные ресурсы России.
| почвенные ресурсы Р, карта мелиорации земель, изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв
| работать с дополнительной материалом, «читать» карты.
|
| 26.4
| Обобщающее повторение по теме «Почвы»
| Обобщение и закрепление изученного материала
| Анализировать почвенную карту
|
| 5Растительный и животный мир(4)
| 27.1
| §18.Растительный мир нашей России.
| Познакомить учащихся с растительным покровом Р., с основными типами растительности.
| Развивать навыки работы с дополнительным материалом, учебником, картой растительности; умение составлять прогноз изменения растительного мира
|
| 28.2
| §19.биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира
П/Р№9Составление прогноза изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
| разнообразным животным миром страны, с понятием биота, охотничье-промысловыми ресурсами.
| Развивать навыки работы с дополнительным материалом, учебником, картой животного мира; умение составлять прогноз изменения животного мира
|
| 29.3
| §20Природно-ресурсный потенциал России
| Заказники, заповедники, национальные парки
| Пользоваться дополнительной литературой и атласом
|
| 30.4
| Итоговое обобщение по теме «Растительный и животный мир»
| Обобщение и закрепление ранее изученного материала.
| Анализировать карту растительности
|
| Раздел 2. Природные комплексы России (38)
1.Природное районирование(7)
| 31.1
| §21 Разнообразие природных комплексов России
| Понятие о ПТК, формирование, состав, изменения ПТК
| Анализировать рисунки-схемы, применять уже имеющиеся знания в новых учебных ситуациях
|
| 32.2
| §22 Моря, как крупные природные комплексы
| Природу Белого и Азовского морей
| Анализировать
|
| 33.3.
| §23Природные зоны России.
| Природные зоны России
| работать с тематическими картами при составлении характеристик природных зон
|
| 34.4
| §24Разнообразие лесов России.
| характеристику лесных зон Р.;
| самостоятельно работать с источниками географической информации (карты тематические, дополнительный материал, учебник); составление ОК
|
| 35.5
| §25. Безлесные зоны юга России.
| Особенности компонентов южных безлесных зон Р.; природных ресурсов зон.
| Развивать умение самостоятельной поисковой работы
|
| 36.6
| §26Высотная поясность.
| Закономерности смены природных условий и ПТК в горах.
| самостоятельно работать с источниками географической информации (карты тематические, дополнительный материал, учебник); составление ОК
|
| 37.7
| Итоговое обобщение по теме «Природные комплексы России»
| Обобщение и закрепление ранее изученного материала.
| Анализировать
|
| 3.Крупные природные районы.(28)
| 38.1.
| §27.Русская (Восточно-Европейская) равнина.
| Особенности природного района – Русской равнины.
| работать с тематическими картами, текстом учебника, работать с к\к
|
| 39.2
| §28.Природные
комплексы Русской равнины. Памятники природы
| Выделить природные зоны равнины,
| Работать с источниками географической информации
|
| 40.3
| §29.проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.
| Проблемы и пути их решения..
| самостоятельно искать знания
|
| 41.4
| §30.Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России..
.
| ФГП, рельеф, климатические условия, внутренние воды, высотная поясность.
| работать с тематическими картами, тестом учебника, дополнительным материалом, работать с к\к
|
| 42.5
| § 31 Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека
|
|
|
| 43.6
| § 32. Урал: каменный пояс земли русской.
| : ГП, рельеф, климатические условия, внутренние воды, высотная поясность.
| работать с тематическими картами, текстом учебника, работать с к\к
|
| 44.7
| §33.Своеобразие природы Урала..
П/Р№10.Оценка экологической ситуации Урала с помощью данных разных источников информации.
| представление о широтной и высотной поясности Урала, о природных комплексах гор, о горных породах
| применять имеющиеся знания,
Объяснить термины «полезные ископаемые» «минерал», «горная порода»
|
| 45.8
| §34Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
| Экологические проблемы Урала.
| Знать причины экологических проблем Урала.
|
| 46.9
| ГП Удмуртии ,история (11)
| Особенности ГП
| Работать с картой
|
| 47.10
| 1Рельеф, полезные ископаемые
| Основные термины по изученной теме ( основные тектонические структуры, зависимость рельефа Р от внутренних и внешних факторов, основные бассейны добычи полезных ископаемых)
| использовать дополнительный материал, статистические данные, карты атласа края.
|
| 48.11
| 2Агроклиматические ресурсы родного края
| климатические условия родного края.
| использовать дополнительный материал, статистические данные, карты атласа края.
|
| 49.12
| 3Водные ресурсы родного края
| воды родного края
| работать с картами атласа, дополнительным материалом.
|
| 50.13
| 4Особенности почв родного края
| типы почв родного края, экономические проблемы, познакомить с мерами по охране почв края.
| работать с картами атласа, дополнительным материалом.
|
| 51.14
| 5Растительный и животный мир родного края.
| растительным покров края, основные типы растительности; с разнообразие животного мира края; охотничье-промысловые и растительные ресурсами.
| работать с дополнительным материалом, учебником, картами флоры и фауны: умение составлять прогноз изменения родного края.
|
| 52.15
| 6Природные зоны родного края
| природные зоны родного края, взаимосвязь природных компонентов и жизнедеятельности человека;
| делать выводы.
|
| 53.16
| 7Экологические проблемы
| экологическую обстановку Удмуртии
| Приводить примеры природоохранной деятельности человека
|
| 54.17
| 8ГП Шарканского района. Рельеф
9Климат. Воды
| ГП
Питании режим расход, годовой сток. Значение реки.
| Работать с картой
Называть и показывать внутренние воды
|
| 55.18
| 11Обобщающий урок по теме «Удмуртия»
| Комплексную физико-географическую характеристику.
| работать с дополнительным материалом, учебником, картами
|
| 56.19
| §35.Западно- Сибирская низменность, или равнина: особенности природы..
| ФГП, рельеф, полезные ископаемые, климатические условия, внутренние воды, флора, фауна, природные зоны З.С.
| работать с дополнительным материалом, учебником, картами
|
| 57.20
| §36.Природные ресурсы Западно- Сибирской равнины и условия их освоения.
| природные ресурсы равнины, пути рационального использования, экологические проблемы заповедника.
| использовать источники географической информации для решения учебных задач, сравнивать особенности природы разных районов, определять сходство и различие.
|
| 58.21
| §37. Восточная Сибирь: величие и суровость природы
| ФГП, рельеф, полезные ископаемые, климатические условия, внутренние воды, флора, фауна, природные зоны
| читать тематические карты: анализировать, делать выводы
|
| 59.22
| §38 Природные районы Восточной Сибири
| Природные районы Восточной Сибири
|
|
| 60.23
| §39.Жемчужина Сибири - Байкал
| Уникальность природы озера
| работать с дополнительным материалом, учебником, картами
|
| 61.24
| §40 природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
| природные ресурсы
| работать с дополнительным материалом, учебником, картами
|
| 62.25
| §41.Дальний Восток: край контрастов
| Изучить новый ПК по типовому плану
| сравнивать, анализировать; работать с контурными и тематическими картами.
|
| 63.26
| §42.Природные комплексы Д.Востока.
Природные уникумы
| Об уникальной природе
| сравнивать, анализировать; работать с контурными и тематическими картами
|
| 64.27
| §43Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком
| Природные ресурсы – виды, размещение, возможности использования.
| сравнивать, анализировать; работать с контурными и тематическими картами
|
| 65.28
| Итоговый урок по теме
| Особенности географического положения региона, состав и особенности природы ПК; экологические проблемы; историю освоения природы региона
| Характеризовать и оценивать природные условия и ресурсы регионов
|
| Раздел 3. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы(5)
| 66.1
| §44.Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
| Обобщить и систематизировать знания о взаимодействии природы и человека. Углубить знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека. Познакомить с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей. Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей
| Работа с различными источниками географической информации.
|
| 67.2
| §45,49 Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов.
| Виды природных ресурсов
| Анализировать
|
| 68.3
| Объекты всемирного природного и культурного наследия в России.
| Особо охраняемые территории.
| Самостоятельно работать с источниками географической информации, выступать перед классом, отбирать главную информацию
|
| 69.4
| Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека.
| О рациональном природопользовании
| работать с источниками географической информации, выступать перед классом, отбирать главную информацию
|
| 70.5
| Обобщающее повторение по курсу «География: природа России»
| Сформировать и углубить знания и представления о стихийных явлениях и стихийных бедствиях. Рассмотреть причины, вызывающие стихийные явления и меры со стихийными явлениями.
| Развитие творческих способностей учащихся
|
|
Список литературы, рекомендуемой для учащихся 8 класса.
Баринова И.И. Георафия России. Природа. 8 кл.: - М.: Дрофа, 2009 г
Н.Т.Козловой «География Удмуртии» И.»Удмуртия» 20 г.
Список литературы, используемый учителем.
Баринова И.И. Георафия России. Природа. 8 кл.: - М.: Дрофа, 2009 г
Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007
Н.Т.Козловой «География Удмуртии» И.»Удмуртия» 20 г. |