1
Рабочая программа
и
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков: географии
Классы: 8
Учитель: Васькова Л.Н.
Количество часов на год - 68, в неделю - 2 час.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке рабочей программы использованы:
География России: Примерная программа основного общего образования по географии.
Авторская программа по географии. 6 – 10 классы/ Под редакцией Душиной И.В. – М.: Дрофа, 2006г.
Практических работ – 19, из них оценочных – 10
Оценочные практические работы:
Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
Определение поясного времени для разных пунктов России.
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах народного хозяйства.
Раздел 1 «Цели и задачи дисциплины, ее место в рабочем плане».
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ стандарта основного общего образования по географии предусматривает переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к комплексному интегрированному курсу. Поэтому по курсу «География России», наряду с географическими особенностями природы, населения и хозяйства страны в целом, в государственном стандарте четко определены и обязательны для изучения крупные географические регионы России. Это такие регионы, как Центральная Россия, Северо-запад России:, Европейский Север, Поволжье, Европейский Юг (Северный Кавказ), Урал, Сибирь, Дальний Восток. Предусматривается изучение географического положения, природных особенностей населения, хозяйства и истории развития.
Традиционное изучение физико-географических и социально-экономических особенностей одной и той же территории происходит почти с годовым разрывом во времени. Это сильно снижает эффективность обучения, не позволяет добиться от учащихся целостного восприятия всех географических особенностей изучаемых территорий и сформировать глубокое понимание сущности основных взаимосвязей в системе "природа-человек-общество".
Главная задача курса «География России: природа и население» - сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их пониманию своего места в стране и в мире. Образ России должен: быть с одной стороны, целостным, а с другой стороны — разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения: и хозяйства России, рассматриваемых в историческом развитии. Учащиеся должны осознать, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разно образнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны.
Осознание включенности в жизнь, своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них.
Одна из главных задач курса - подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, формирования умения адаптироваться к окружающей среде. Данный курс должен подводить учащихся к пониманию необходимости «готовности к переменам».
Особенностью курса является «гуманизация» его содержания. В центре курса находится человек. Это прослеживается по следующим линиям:
«очеловечивание» раздела о природе России (рассматриваются природно-хозяйственные зоны),
увеличение объема и глубины раздела «Население»
насыщение большинства сюжетов историческим материалом - как по-разному менялось и меняется место каждого региона России и жизнь его обитателей в разные исторические периоды. Формирование «образов мест» России с привлечение материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве.
География России изучается в 8 и 9 классах, на изучение которых отводится 2 часа в неделю.
В 8 классе изучается первая часть курса «География России» - «Природа и население, которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Пространство России», «Природа и человек», «Население России».
По-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда, жизнедеятельности человека, условие его физического и Нравственного здоровья. Содержание раздела обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.
Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:
показать интегрирующую роль, населения в системе «природа-люди - хозяйство»;
сформировать представление о географии России как о географии жизни людей на территории нашей страны;
подвести учащихся к осознанию себя и своей семьи частью населения России с его историческими судьбами и культурными традициями.
Планируемые результаты обучения:
1. Оценивать и прогнозировать:
изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов,
изменение численности населения, изменение соотношение городского и сельского населения развитие системы городских поселений;
2. Объяснять:
роль географических знаний в решении экологических проблем страны;
влияние географического положения на особенности природы и жизнь населения страны;
образование и размещение форм рельефа; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых:,
образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога,
влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека,
как составляют прогноз погоды,
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных: комплексов и освоение территории человеком;
почвообразовательные процессы, особенности распространения растительного и животного мира природных зон,
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение по территории страны;
разнообразие природы и природных комплексов на территории: страны,
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровнях урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы;
причины изменения природных комплексов регионов;
• особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде разных географических областях.
3. Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий:
• «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы, «районирование», «географическое положение».
4. Описывать
образы природно-хозяйственных объектов,
особенности быта и религий отдельных народов;
5. Определять (измерять):
географическое положение объектов,
разницу в поясном времени территории,
погоду по синоптической карте;
параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации.
6. Называть и (или) показывать:
предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации,
субъекты Федерации;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность сухопутных и морских границ России,
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов,
основные области современного оледенения и крупные ледники;
главные свойства зональных типов почв, примеры мелиорации земель, в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования,
народы, наиболее распространенные языки и религии.
Раздел 2 «Тематическое планирование по курсу «География России: природа и население».
№
| дата
| Разделы и темы уроков
| Содержание
| Основные понятия и предоставления
| Практические работы
| Контрольные работы
|
| 1.
|
| Зачем мы изучаем географию России
| География как один из способов
познания окружающего мира.
Структура и методы: географической
науки.
(Вводный урок)
|
|
|
|
| Раздел 1: «Пространство России (6 часов)
|
| 2
|
| России на карте мира.
| Оценка географического положения
России. Сравнение его с географическим положением других
стран.
(урок изучения нового материала)
| Государственная территория, территориальные воды, воздушное
пространство страны, факторы
географического положения страны,
географические координаты
|
|
|
| 3
|
| Границы России
| Морские и сухопутные границы.
Изменение их значения во времени.
«Проницаемость» границ.
(урок - практикум)
| Навигация, международный статус
| Практическая работа №1: «Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с географическим положением других стран».
|
|
| 4.
|
| Россия: на карте часовых
поясов.
| Положение России на карте часовых
поясов. Формирование умения решать
географические задачи на определение
поясного времени в разных районах
России.
(урок - практикум)
| Поясное, декретное время, летнее,
зимнее время, линия перемены дат,
часовые пояса, декретное время,
градусная сеть.
| Практическая работа №2: «Определение поясного времени для разных пунктов России»
|
|
| 5.
|
| Формирование территории России.
| Основные направления освоения и
присоединения новых земель,
формирование территории России в
разных направлениях и на разных
этапах. Современная территория РФ.
(Урок актуализации знаний)
|
|
|
|
| 6
|
| Географическое
изучение территории России.
| Основные этапы географического изучения территории: открытие,
освоение земель, составление географических карт, описание,
выявление географических
закономерностей, преобразование
территории. Источники
географических знаний.
(Урок - практикум)
| Географические открытия и исследования материка Евразия
| Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
|
|
| 7.
|
| Тематический контроль
по разделу «Пространство России».
| Проверить уровень усвоения знаний по
данному разделу. Определить уровень
знаний особенностей географического
положения и раз метров территории
России в сравнении с другими странами.
(урок обобщения знаний и умений)
|
|
| Итоговая работа по
теме: «Пространство
России».
|
| Раздел 2: «Природа и человек» (42 часа)
| 8-9
|
| Рельеф и недра России.
Строение земной коры на территории России.
| Особенности рельефа территории России. Зависимость рельефа страны от ее геологической истории и тектонического строения. Влияние рельефа на природу и жизнь людей.
(урок изучения нового материала)
| Абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, щит, плита тектоническая и геологическая карты, тектоника литосферных плит, движение земной коры, горные породы
| Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология»
|
| 10
|
| Особенности рельефа России
| Россия - страна обширных равнин и
горных территорий. Разнообразие
рельефа России, причина разнообразия
условий жизни.
(Урок актуализации знаний)
| Формы рельефа, нагорья,
| Анализ физической карты России
|
| 11
|
| Современное развитие рельефа.
| Изменение рельефа под влиянием
внешних и внутренних сил. Особая роль оледенения и текучих вод. Влияние деятельности человека на изменения рельефа.
(урок- практикум)
| Неотектонические движения, морена,
карстовые и эоловые процессы;
эрозионная деятельность текучих вод,
движение земной коры, физическое
выветривание
|
|
| 12
|
| Использование недр.
| 3акономерности содержания месторождений полезных ископаемых, их роль в хозяйственной деятельности.
Место России по запасам и добыче
некоторых ископаемых; исчерпаемость
минеральных ресурсов и проблемы
рационального их использования.
Разработки месторождений и
загрязнение окружающей среды.
(урок - практикум)
| Горные породы осадочные,
магматические и метаморфические;
подземный способ добычи,
рекультивация, террикон, исчерпаемте
ресурсы; месторождения, открытая
разработка, подземный способ добычи, платформы и складчатые пояса.
| Практическая работа №3:
«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых»
|
| 13
|
| Тематический контроль
по теме «Рельеф и недра
России».
| Проверить, уровень усвоения по теме:
«Рельеф и недра России».
(урок обобщения знаний и умений)
|
|
| Итоговая работа по
теме: «Рельеф и недра
России».
| 14
|
| Климат России. Общая
характеристика климата России.
| Влияние климата на жизнь людей.
Влияние географического положения и
рельефа территории на количество и
распределение солнечного тепла.
(Урок изучения нового материала)
| Климатообразующие факторы Земли,
солнечная радиация подстилающая
поверхность, тепловое излучение,
климатические пояса.
|
|
| 15
|
| Закономерности циркуляции воздушных масс.
| Климатические и погодные условия России под влиянием потоков воздуха с
океанов (циркуляция атмосферы).
Влияние размеров территории России на разнообразие климата.
(Урок изучения нового материала)
| Атмосферное давление, муссон, типы
воздушных масс, атмосферный фронт,
антициклон, циклон
| Практическая работа № 4: «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны».
|
| 16
|
| Распределение температур и осадков.
| Закономерности распределения:
температур и осадков по территории
России. Самые жаркие и голодные
районы
(Урок освоения новых знаний)
| Влияние морских течений и рельефа
на распределение температур и
осадков, температурная аномалия,
континентальность климата
|
|
| 17
|
| Типы климата нашей страны.
| Характеристика климатических поясов и областей России,
(урок актуализации знаний и умений)
| Климатические пояса, климатические
области умеренно континентального,
континентального, резко
континентального, муссонного и
морского климата
| Практическая работа №5: «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».
|
| 18
|
| Климат и человек.
| Влияние климата на жизнь и
хозяйственную деятельность людей.
Агроклиматические условия. Степень.
благоприятности природных условий
для: жизни населения. Значение
Прогнозирования погоды.
(урок актуализации знаний и умений)
| Теплолюбивые, холодостойкие,
влаголюбивые и засухоустойчивые
сельскохозяйственные культуры,
коэффициент увлажнения,
агроклиматические ресурсы,
комфортность климата
| Практическая работа №6: «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».
|
| 19
|
| Тематический контроль
по теме «Климат
России».
| Обобщить и оценить знания по теме:
«Климат России»,
(урок обобщения знаний и умений)
|
|
| Итоговая работа по теме: «Климат России»
| |