ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины Введение в экологию и природопользование
(вводный курс) Рекомендуется для направления подготовки
022000 Экология и природопользование (бакалавриат) Квалификация (степень) выпускника бакалавр
1. Цели освоения дисциплины
Дисциплина «Введение в экологию и природопользование» - обязательная дисциплина базовой общеобразовательной части (Б.3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты природных комплексов от чрезмерной эксплуатации и загрязнения с использованием комплекса правовых, организационных экономических и других мер.
Цель дисциплины – формирование у студентов представления о современных экологических проблемах и принципах рационального природопользования..
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Введение в экологию и природопользование» относится циклу Б.3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная часть)) ФГОС подготовки бакалавра по направлению 022000 «Экология и природопользование».
Обзорный вводный курс знакомит студентов младших курсов с проблемами экологии и природопользования в контексте парадигмы устойчивого развития. Изучение дисциплины рекомендуется на начальном этапе обучения бакалавра. Не требует предварительного усвоения каких-либо специальных знаний, кроме полученных в общеобразовательной школе.
«Входные» знания, умения и готовности обучающегося. Для успешного освоения курса студенты должны иметь базовые знания фундаментальных разделов гуманитарных и естественных наук; знать историю, географию, основы экологии.
Изучение дисциплины «Введение в экологию и природопользование» в представленном объеме и содержании рекомендуется на начальном этапе бакалавриата. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
- комплекс общекультурных компетенций (ОК1 – ОК-13 согласно ФГОС ВПО по направлению 022000)
Общепрофессионалъные компетенции:
знать основные законы экологии, историю природопользования, иметь представление о проблеме исчерпания ресурсов, демографических закономерностях развития человечества, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать и излагать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
социальные, экономические и экологические противоречия в развитии человечества и способы их преодоления согласно рекомендациям мирового сообщества
объем понятия «Введение в экологию и природопользование» и его эволюцию;
объективные предпосылки становления концепции устойчивого развития;
основные международные решения в области устойчивого развития;
в том числе, основные международные конвенции, относящиеся к областям решения социальных и экологических проблем;
фундаментальные условия реализации концепции устойчивого развития;
управленческие, экономические и правовые способы содействия устойчивому развитию;
стратегию ЕЭК ООН образования в интересах устойчивого развития.
Уметь: применять полученные знания при решении типовых профессиональных задач в сфере управления природопользованием:
использовать международную нормативно-справочную информацию в своей работе;
соотносить предполагаемые действия в области природопользования с рекомендациями международных конвенций и других договоров, ратифицированных РФ;
разъяснять содержание концепции устойчивого развития окружающим, способствуя реализации задач непрерывного образования.
Владеть: методами поиска и анализа информации, логичного изложения фактов, гипотез, теорий и современных концепций.
4. Структура и содержание дисциплины Введение в экологию и природопользование Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 ак.час.).
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|
| 8
| 1-15
| Лекц.
| Практ.
| Самост.
| Всего
| Контрольная работа
|
| Введение
|
| 1-6
| 10
| 10
| 20
| 40
|
|
| Раздел 1: Биосферные ограничения экономического развития
|
|
|
|
|
|
|
|
| Условия стабильности жизни на Земле
|
| 1
| 2
| 2
| 4
| 8
|
|
| Основные законы жизни
|
| 2-3
| 4
| 4
| 8
| 16
|
|
| Биосфера. Проблема сохранения биологического разнообразия на Земле.
|
| 4
| 2
| 2
| 4
| 8
|
|
| Раздел 2: Антропогенное воздействие на биосферу
|
| 5-13
|
|
|
|
|
|
| Рост народонаселения
|
| 5
| 2
| 2
| 4
| 8
| Контрольная работа
|
| Обеспечение человечества продовольствием
|
| 6
| 2
| 2
| 4
| 8
|
|
| Потребление природных ресурсов. Примеры с потреблением минеральных ресурсов, пресной воды и древесины.
|
| 7-8
| 4
| 4
| 8
| 16
|
|
| Экологические проблемы энергетического обеспечения прогресса
|
| 9-10
| 4
| 4
| 8
| 16
|
|
| Загрязнение окружающей среды. Опасность для экосистем и здоровья человека.
|
| 11-12
| 4
| 4
| 8
| 16
| Контрольная работа
|
| Глобальные проблемы изменения климата, истощения озонового слоя атмосферы Земли
|
| 13
| 2
| 2
| 4
| 8
|
|
| Раздел 3:
Устойчивое развитие человечества и экологическая политика
|
| 14-18
|
|
|
|
|
|
| Экологическая политика. Правовые и организационные механизмы обеспечения экологической безопасности
|
| 14
| 2
| 2
| 4
| 8
|
|
| Экономические механизмы экологической политики
|
| 15
| 1
| 1
| 2
| 4
|
|
| Международные усилия по преодолению социальных и экологических кризисов
|
| 15
| 1
| 1
| 2
| 4
|
|
| Концепция устойчивого развития человечества
|
| 16
| 2
| 2
| 4
| 8
| Контрольная работа
|
| Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества
|
| 17
| 2
| 2
| 4
| 8
|
|
| Участие граждан и общественных объединений в охране окружающей природной среды
|
| 18
| 1
| 1
| 2
| 4
|
|
| Предпринимаемые в России меры для реализации концепции устойчивого развития человечества
|
| 18
| 1
| 1
| 2
| 4
|
|
| Всего часов
|
|
| 36
| 36
| 72
| 144
|
|
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса
Раздел I. Биосферные ограничения экономического развития
Раздел II. Антропогенное воздействие на биосферу
Раздел III. Устойчивое развитие человечества и экологическая политика 2. Темы и краткое содержание
Введение. Предмет и задачи курса "Введение в экологию и природопользование человечества". Что такое: экология, природопользование, охрана природы, науки об окружающей среде.
Экологический кризис: региональные и глобальные проявления, темп нарастания, степень опасности для человечества, воздействие на каждого человека.
Основные составляющие экологического кризиса:
1) мощь антропогенной деформации окружающей среды в процессе производства и жизнедеятельности;
2) экспоненциальный рост народонаселения мира (демографический взрыв);
3) нарастание угрозы разбалансировки природных процессов, обеспечивающих устойчивость биосферы;
4) социальные противоречия, мешающие преодолению экологического кризиса.
Основные этапы исторического развития охраны природы. Значение экологии и природопользования в современном мире. Становление и содержание "науки об окружающей среде". Становление концепции «устойчивого развития человечества». Значение международных усилий для предотвращения экологического кризиса и обеспечения устойчивого развития человечества. Раздел I. Биосферные ограничения экономического развития
Тема 1. Условия стабильности жизни на Земле. Зависимость живого от сохранения стабильности параметров окружающей среды в определенных пределах. Пределы существования жизни: необходимые температура, освещенность, влажность, солевой состав, радиоактивный фон.
Факторы, определяющие постоянство среды обитания на Земле: положение планеты в солнечной системе; буферные свойства атмосферы и гидросферы. Перераспределение энергии по поверхности Земли.
Природные кризисы в истории развития жизни на Земле. Исторические периоды похолодания и потепления. Космические энергетические циклы: цикличность солнечной активности. Климатические последствия усиления сейсмической активности Земли. Периоды дигрессии и регрессии Мирового океана. Последний ледниковый период.
Характер и сила антропогенного воздействия на среду существования жизни.
|