Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 204.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.04.2014
Размер204.23 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > География > Программа курса
Программа курса

«Геоэкологическое краеведение Московского региона»

Пояснительная записка

Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса “Геоэкологическое краеведение Московского региона” в учебных группах профильного образования и рассчитана на 34 часа. Среди которых:

- 17 часов – теоретические занятия (лекции, беседы, практические занятия ознакомительного характера на уроке);

- 12 часов – экскурсии и практические работы на местности.

- 5 часов – подведение итогов в форме обобщения изученного материала, защита проектов, тесты, викторины, соревнования и т.д.).

Программа состоит из двух взаимосвязанных частей – теоретической в форме аудиторных занятий и практической, в форме экскурсий и туристских походов.

В базовую программно-методическую основу включены элементы, используемые в практике туристско-краеведческих кружков, отличие которых в системе обучения от других структур дополнительного образования заключается в том, что основой их деятельности является туристский поход или экскурсия. Туристскиё поход подразумевает выход с учащимися на маршрут в течении 2-3 дней. Поскольку сложно реализовать туристское мероприятия в рамках учебного плана школы, мы предлагаем не включать туристский геоэкологический маршрут в часовую сетку программы.

В современных условиях особенно актуальной становится проблема экологического образования и воспитания школьников. Им, как будущим специалистам различных отраслей хозяйства, руководителям и предпринимателям, предстоит решение сложных и многоплановых проблем, связанных с охраной природы, от чего зависят условия существования труда граждан Российской Федерации и всех жителей планеты.

Обучение естественным наукам в школе имеет ряд объективных недостатков, главный из которых - отсутствие экспериментальности в исследовании экосистем и природных комплексов. Ученики городских школ изучают их в условиях класса и лишены возможности дополнить свои знания в поле. Проводимые в рамках курсов географии и биологии экскурсии в природу не решают этой проблемы, так как проводятся в парках и скверах, где природа сильно преобразована. Вопросы изучения всего комплекса проблем, связанных с окружающей средой, возможно реализовать в рамках туристско-краеведческой деятельности.

Вопросы экспедиционной работы и краеведения в средней школе затрагиваются во многих дисциплинах (история, география, биология, литература, москвоведение). Однако не в одном из предметов не проводится систематизация этих знаний. Особое место в процессе занятий предлагаемого курса уделяется полевым исследованиям и экспедициям. Восприятие окружающего мира при полевых занятиях происходит не только интеллектуальным, но эмоциональным путем, что дает более прочное и надежное усвоение понятий и закономерности.

В отличие от кабинетных занятий, полевые исследования дают заметный эффект в области физического воспитания и закаливания учащихся; пребывание на свежем воздухе и активная физическая работа способствует улучшению состояния их здоровья.

В настоящее время, в условиях ухудшающейся экологической обстановки, снижения иммунитета туризм приобретает высокий оздоровительный потенциал, способствует развитию волевых и моральных качеств. Кроме этого в рамках туристской деятельности обучающемся прививается чувство гордости за родной край, что является неотъемлемым элементов патриотической работы.

Полевые занятия, наблюдения за природой позволяют осуществлять эстетическое воспитание учащихся, учат их умению видеть красивое вокруг себя, создавать красивое и поступать красиво. К. Д. Ушинский писал: “Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отличаться сухостью и односторонностью”. К. А. Тимирязев подчеркивал, что “между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя красоты есть внутренняя органическая связь”.

Во время учебного года (с сентября по май) работа строится на обработке данных, полученных при проведении туристских походов и экскурсий, формировании специальных знаний по экологии и краеведению, необходимых для работы в экспедициях и при обработке научных данных, формировании туристских навыков и навыков эколого-краеведческого поиска во время экскурсий и походов, а также аудиторных занятий.

При полевых исследованиях учащиеся учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи явлений, находить нужные объекты, т.е. на практике овладевать методами анализа и синтеза; развивают логическое мышление.

Цель курса: формирование системы экологических ценностей и экологической культуры.

Задачи курса:

Обучающие - формирование умений и навыков творческой работы, овладение технологиями и проблематикой комплексных экологических исследований, углубление и расширение имеющихся у учащихся знаний о природе родного края, формирование понятия о целостности и диалектике природных комплексов и явлений, путях их рационального использования и охраны, овладение навыками полевых исследований, камеральной обработки и анализа материала.

Воспитательные - воспитание экологической этики и ответственного отношения к природе осознание школьниками человека как части природы

Развивающие - формирование целостного экологоцентрического мировоззрения, активное участие в практической деятельности по охране природы, развитие логического мышления, освоение методов анализа и синтеза, моделирование простых природных систем, развитие умения четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли; физическое развитие организма.

В результате изучения курса ученики должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- Знать: особенности природы Московского края, экологическое состояние, виды антропогенного воздействия на геосистемы, прродоохранные мерприятия, основы организации туристских походов;

- Уметь: наблюдать и описывать за природными явления и объекты, изучать отдельные компоненты природы (водные объекты, почву, геологические объекты, флору и фауну), определять уровни антропогенного воздействия и составлять экологический прогноз, разрабатывать элементарные программы улучшения качества окружающей среды, разрабатывать и проводить геоэкологические экскурсии и походы.

Механизм оценки результатов

Оценка знаний обучающихся проводится в процессе собеседований, проверочных и практических работ, проектов. При этом учитывается правильность изложения материала, полнота раскрытия темы, умение применять полученные знания в работе с приборами, в повседневной жизни. Полученные результаты оцениваются разными способами. В процессе эвристической беседы выявляется как знание предыдущего материала, так и создаются условия для активации абстрактного мышления. На практических занятиях проверяются умения и навыки, полученные при изучении теоретического материала. Особая роль в оценке результатов отводится работе во время учебных выездов, где на практике проверяются знания, полученные на занятиях.

Кроме этого оценка полученных результатов осуществляется на различных конкурсах и олимпиадах городского уровня.

По итогам курса каждый ученик защищает учебно-исследовательскую работу, которая является итоговым контролем полученных знаний и умений.

Содержание программы курса

Введение

Географическое положение Москвы и Московской области. История природопользования в Московском регионе. Виды антропогенного воздействие на компоненты геосистемы, антропогенные изменения ландшафтов.

Охрана природы и особо охраняемые природные территории. Эколого-туристский потенциал.

Экскурсия 1. Посещение особо охраняемой территории.

Геоэкология Москвы и Московской области

Геологическое строение и рельеф. Особенности геологической среды города Москвы: понятия «геологическая среда», «рельеф». Геологическое строение Московской области. Первое научное описание геологических пород, слагающих территорию. Природные особенности территории и их роль в формировании города. Воздействие города на геологическую среду. Наиболее типичные техногенно активизированные геоморфологические процессы (оседание земной поверхности, формирование новой структуры гидросети поверхностного и подземного стока, горно-геологические процессы: провалы, оползни, эрозия, трещины. Карстово-суффозионные подтопления). Районы геологического риска. Твёрдые бытовые отходы.

Экскурсия 2. Геолого-геоморфологическая экскурсия.

Практические работы: Изучение геологического обнажения, описание форм рельефа, анализ антропогенного воздействия на рельеф.

Климат и погода Московского мегаполиса и агломерации. Характеристика климатических параметров в Москве и московской области. Влияние города на состояние атмосферы, на атмосферные явления. «Остров тепла». Ветровой режим города. Осадки, грозы, градобития, влажность, мутность атмосферы, уменьшение солнечной радиации, кислотные дожди. Основные загрязняющие вещества атмосферы: диоксиды азота, оксиды углерода, оксиды серы, диоксины, бензапирен. Основные источники загрязняющих веществ атмосферы: автотранспорт, промышленные и коммунально-бытовые предприятия, предприятия энергетического комплекса. Способы снижения поступления загрязнений в городскую среду.

Практические работы: Исследование состояния атмосферы. Оценка экологического состояния воздушной среды. Методы оценки загрязнения воздушной среды: приборные, биометрические (методы биоиндикации и биотестирования: лихеноиндикация, по хвое сосны, явлениям некроза, хлороза, дефолиации, суховершинности древесных пород и использование тест-индикаторов на основные загрязнители: оксиды и диоксиды углерода, серы, азота и др.).

Водные ресурсы Московского столичного региона. Реки, озёра, водохранилища, канал им. Москвы, подземные воды, пруды Москвы и Московской области. Значение рек в развитии города. Гидрогеологическая обстановка территории Москвы сегодня. Основные виды загрязнения вод (твёрдые минеральные вещества, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества, нитраты, нитриты, закисление водоёмов, влияние рН на процессы растворения соединений тяжёлых металлов и алюминия). Эвтрофикация водоёмов, источников, возможные пути снижения этого явления.

Экскурсия 3. Гидрологическая экскурсия.

Практические работы: Экологический мониторинг водных объектов. Методики предварительного обследования водоёма: визуальное наблюдение водоёма и описание его вида, описание растительности вокруг водоёма и в нём самом – наземное, прибрежно-водное и акватории водоёма, наличие антропогенного мусора. Методы изучения перифитона. Органолептическая характеристика воды. Оценка качества воды методом биоидикации (по чувствительности к среде беспозвоночных животных и растений: ряска, вошерия, элодея). Оценка методом тестового анализа (рH, нитраты, нитриты, тяжёлые металлы, фенолы и др.).

Почвы. Типы почв Москвы и Московской области. Культурный слой. Экологический мониторинг почв города.

Экскурсия 4. Почвы родного края.

Практические работы: Изучение состава и свойств почвы. Механический состав почвы. Типы почв. Химические свойства почвы (показатель рH, наличие карбонатов, сульфатов, плодородие почвы). Оценка экологического качества почвы методом качественного анализа (тяжёлые металлы, нитраты), биоиндикация по растительным и животным организмам. Почва Москвы как среда обитания. Проблемы загрязнения почв Москвы (твёрдые отходы, загрязнения тяжёлыми металлами).

Растительность. Растительный покров Московского региона в прошлом. Основные растительные сообщества города (Лосиный остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское, фрагменты суходольных пойменных лугов, болота). Состав флоры (местные, интродуцированные, занесённые). Растительность городских пустырей. Озеленение улиц, домов, кварталов. Экологические, санитарно-оздоровительные функции зеленых насаждений (насыщение атмосферы кислородом, фитонцидами, влияние на влажность и температуру воздуха города, роль поглотителей выбросов: пыль, аэрозоли, газы, тяжёлые металлы; эстетическая роль, фитодизайн). Состояние зеленых насаждений города: влияние застройки, рекреационный пресс в городах, выбросы, сбросы городской среды, автотранспорт, загрязнение почв, бытовые отходы. Рекомендуемые породы деревьев и кустарников для городских посадок. Городские службы озеленения. Растительность как индикатор качества городской среды. Меры по восстановлению и охране растительности города.

Экскурсия 5. Геоботаническая экскурсия.

Практические работы: Описание геоботанической площадки, экологический мониторинг зелёных растений.

Животный мир. Состав фауны Московского региона. Распределение животных в связи со структурой города и агломерации. Городские представители (виды – синантропы). Обитатели лесов. Животные городских водоёмов. Красная книга Москвы и Московской области. Зоопарки. Роль зеленых коридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическое значение городской фауны (вороны, крысы, тараканы, мухи, комары, бездомные собаки, кошки). Службы по контролю численности этих видов, мероприятия по их снижению. Возможности охраны видового разнообразия и помощи животным в городе.

Экскурсия 6. Зоологическая экскурсия.

Практические работы: Наблюдение за животными, помощь животным в городе.

Региональная геоэкология физико-географических провинций Московской области и Москвы: Верхне-Волжская низменность, Смоленско-Московская возвышенности (Московская возвышенность и Клинско-Дмитровская возвышенность), Мещерская низменность, Москворецко-Окская равнина, Среднерусская возвышенность.

Урбосистема Москвы - функциональная и планировочная структура города (зональность): селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская, рекреационная, лесозащитные полосы.

Экскурсия 7. Комплексная геоэкологическая экскурсия.

Таблица 1

Основы туристской подготовки краеведов-экологов



Название практической работы

Снаряжение

Содержание работы

1

Изучение и составление маршрута похода, экскурсии

Топографические карты, схемы, топографический набор, путеводители, отчеты

Составление маршрута по туристской схеме (топо­графической карте) и его характеристика.

Вычерчивание профиля участка маршрута по топографиче­ской карте.

Копирование карт и составление схем части маршрута.

Упражнения в разработке маршрута составление сметы и календарного плана похода.

Составление плана проведения экскурсии.

2

Подготовка питания и снаряжения для похода

Личное и групповое туристское снаряжение

Составление меню на один походный цикл.

Составление набора продуктов питания на многодневный поход на группу в 12-15 человек.

Составление списка индивидуального снаряжения для пеше­го, лыжного и водного похода.

Составление списка группового снаряжения для многоднев­ного пешего, лыжного и водного похода, распределение груза, ис­пользование группового снаряжения.

Тренировка в укладке рюкзака, обраще­ние с рюкзаками в пути и на привале

3

Оказание первой медицинской помощи

Аптечка, клади, шины. штормовки

Составление походной медицинской аптечки.

Тренировка по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи: при ушибах, порезах, ожогах, переломах, тепловом и солнечном ударах.

Оказание первой помощи "утопающему".

Разучивание комплексов упражнений, применение которых рекомендуется при подготовке к походу.

Ознакомление с приемами массажа и самомассажа.

Отработка приемов транспортировки пострадавшего.

4

Ориентирование на местности

Топографическая карта, спортивная карта, компас, часы

Определение азимута по компасу и карте, ориентирование карты (схемы).

Ориентирование по местным предметам, компасу, карте и

небесным светилам

Сопоставление карты (схемы) с местностью, передвижение в заданном направлении по компасу и карте (схеме)

Определение точки стояния на карте;

Расчет скорости движения;

Оценка рас­стояний на местности на глаз, по времени движения

5

Организация туристского быта

Личное и групповое туристское снаряжение

Выбор места для ночлега, организация привалов, биваков: выбор места, планировка, организация лагерных работ, установка палаток, определение места для забора воды, мытья посуды, умывания;

Выбор места для костра и разжигание различных типов ко­стров, заготовка топлива, работа с топором, пилой, овладение приемами защиты костра от непогоды;

Приготовление пищи: меры безопасности, гигиенические правила для дежурных поваров, раздача пищи, мытье посуды;

Отработка правил уборки территории лагеря после его сня­тия, меры по охране природы

6

Организация движения группы на маршруте

Топографическая карта, спортивная карта, компас, часы

Порядок по­строения группы;

Темп и режим движения в различных условиях;

Дисциплина на марше, во время прохождения препятствий, на биваках; Разведка пути.

7

Техника преодоления естественных препятствий

Специальное туристское снаряжение

Подъем, спуск, прохождение травянистых скло­нов, заболоченных участков, чащ, завалов;

Переход реки (ручья) по бревну, по камням, вброд;

Упражнения по вязке узлов, страховки и самостраховки.

8

Гигиена и самоконтроль

Средства личной гигиены. аптечка

Гигиенические правила на марше, на биваке, в палатке;

Приемы самоконтроля, работа санитара группы в пути, солнечные процедуры, купание

9

Документирование на маршруте и туристский отчёт

Топографический набор, маршрутная документация

Описание пути движения, сбор сведений для отчета о маршруте (паспорт маршрута);

Отчет о работе участников по их обязанностям;


Обобщение

Обсуждение итогов экскурсий и геоэкологического похода, отчёты ответственных по участкам работы. Обработка собранных материалов. Составление отчёта о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты. Выполнение творческих работ участниками похода по составлению геоэкологического учебного маршрута. Подготовка экспонатов для школьного музея. Отчётные вечера, выставки по итогам похода.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

(34 часа и туристский поход))

Таблица 2

Тема

Общее кол-во часов


Теоретические занятия

Семинары, зачеты

Практические занятия и

экскурсии

I. Введение

4

2

1

1

II. Геоэкология Московского столичного региона

16

8

1

7

III. Основы туристской подготовки краеведов-экологов

10

7

1

2

IV. Геоэкологический туристский поход

Вне сетки часов (2-3 дня)

V. Обобщение

4




2

2


ТЕМАТИКО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ

4 часа

Урок 1. Московский столичный регион. История природопользования и охрана природы.

Урок 2. Особо охраняемые территории Московского столичного региона. Эколого-туристский потенциал родного края.

Урок 3. Экскурсия на территорию особо охраняемой природной территории города.

Урок 4. Обобщение и контроль.

РАЗДЕЛ II. ГЕОЭКОЛОГИЯ МОСКОВСКОГО СТОЛИЧНОГО РЕГИОНА

16 часов

Урок 5. Геологическое строение и рельеф Московского региона. Антропогенное воздействие на литосферу.

Урок 6. Геолого-геоморфологическая экскурсия.

Урок 7. Климат и погода Московского столичного региона.

Урок 8. Микроклиматические наблюдения и экологический мониторинг атмосферы.

Урок 9. Водные ресурсы Московского региона.

Урок 10. Гидрологическая экскурсия. Экологический мониторинг водных объектов.

Урок 11. Почвы и земельные ресурсы.

Урок 12. Изучение состава и свойств почв.

Урок 13. Растительность Московского региона.

Урок 14. Геоботаническая экскурсия. Экологический мониторинг зелёных растений.

Урок 15. Животный мир Московского столичного региона.

Урок 16. Зоологическая экскурсия. Методы наблюдения за животными.

Урок 17.Ландшафты Московской области.

Урок 18. Москва как урбосистема.

Урок 19. Комплексная геоэкологическая экскурсия.

Урок 20. Обобщение и контроль.

РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

КРАЕВЕДОВ-ЭКОЛОГОВ

10 часов

Урок 21. Туристские путешествия. История туризма.

Урок 22. Туристско-краеведческая подготовка к походу.

Урок 23. Личное и групповое туристское снаряжение.

Урок 24. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

Урок 25. Туристские должности в группе.

Урок 26. Техника безопасности. Тактика и техника движения в походе.

Урок 27. Основы гигиены туриста.

Урок 28. Правила оказания первой медицинской помощи.

Урок 29. Природоохранная деятельность во время похода.

Урок 30. Обобщение и контроль.

РАЗДЕЛ IV. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИСТКИЙ ПОХОД

2-3 дня (вне сетки часов настоящей программы)

Проводится на основе подготовленного учителем и учащимися маршрутом.

РАЗДЕЛ V. ОБОБЩЕНИЕ

4 часа

Урок 31. Камеральные работы по результатам проведённого похода.

Урок 32. Камеральные работы по результатам проведённого похода.

Урок 33. Защита геоэкологических проектов.

Урок 34. Заключение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Реализация курса «Геоэкологическое краеведение Московского столичного региона» возможна, когда выполняются следующие методические условия:

1. Наличие средств обучения – основная и дополнительная литература, статистические данные по изучаемым темам, картографический материал по географии и экологии региона, туристские схемы и карты, аудиовизуальные средства, оборудование для проведения практических работ на местности, обучения, снаряжение для организации туристских мероприятий.

2. Перечень объектов для практических работ на местности и разработанные маршруты экскурсий и геоэкологического похода (см. глава 2 и приложения).

3. Разработанная система проверочных и проектных работ учащихся для оценки контроля качества обучения и подведения итогов курса.



  1. Средства обучения

Основная и дополнительная литература включает список учебных пособий по курсу региональной географии и экологии, навыкам туризма, а также путеводители и туристско-краеведческие отчёты по изучаемым территориям и объектам.

Статистические данные по основным показателям качества окружающей среды.

Картографический материал представлен атласами по региональной географии и экологии, планами местности изучаемых территорий, топографическими и спортивными картами, туристскими схемами.

Аудиовизуальные средства состоят из учебных видеофильмов, компьютерных презентаций и фотографий по изучаемым темам.

Рекомендуемое оборудование для практических работ на местности представлено в таблице (см. табл. 19)

Таблица 3

Основные измерения и оборудование для проведения

экологического мониторинга учащимися

Виды измерений

Оборудование

1. Атмосфера/климат

Температура воздуха

Атмосферные осадки

Атмосферное давление

Точка росы

Скорость и направление ветра

Газовые примеси

Наблюдение за облаками

Анализ карт погоды

Макс./мин. термометр

Дождемер 

Барометр

Психрометр

Анемометр. Флюгер

Набор для анализа

воздуха

Комплект

(таблицы, слайды)

Печатные копии карт

2. Гидрология/водно-химический режим

Температура воды,

рН воды

Гидрологическая оценка

Термометр

Индикаторная бумага или

рН-метр

Печатные копии карт

3. Биология/почва

Биометрия

Идентификация образцов

Фенология

Состояние «здоровья» среды

Температура почвы

Влажность почвы

Тип почвы

Оценка использования

почвенного покрова

Клинометр, измерительная рулетка

Дихотомические ключи,

таксономические

руководства

Фотоаппарат, пленка

Тексты, таблицы

Термометр

Весы, сушильный шкаф

Руководство по почвоведению

Печатные копии карт



2. Объекты практических работ, маршруты экскурсий и походов

Выбор объектов, разработка экскурсий и практических работ осуществляется учителем исходя из показателей географического положения школы на территории Московского столичного региона, условий безопасности и педагогической целесообразности их посещения.

В качестве объектов геоэкологических экскурсий и походов, помимо территории микрорайона школы, рекомендуется использовать территории ООПТ города и области, а также памятники природы, на основе которых разрабатывать маршруты учебных экскурсий, практических работ на местности и походов ( см. приложения).

3. Система проверочных и проектных работ

Результатом оценки качества – являются выполненные практические работы и их защита учащимися. В течение курса, по мере прохождения раздела следует проводить контрольные работы в форме тестирования, викторин и соревнований (туристские навыки).

Итоговым проверочным заданием учащихся является защита выполненной геоэкологической краеведческой работы по изучение компонентов природы, их экологическом состоянии, охране и использовании в экологическом туризме.

Тематика работ определяется настоящей программой и объектами экскурсий и походов на базе которых реализовывался процесс обучения.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск