Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.96 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.04.2014
Размер78.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Деятельностный урок как форма развития личности учащихся в условиях внедрения и реализации новых образовательных стандартов

Курганова Л.А., учитель биологии

МАОУ «Лицей №8», Пермь

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. Со слов руководителя проекта по разработке ФГОС А. М. Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Целью деятельностного подхода является развитие личности учащихся на основе освоения универсальных учебных действий (УУД).

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается единица учебного процесса, где дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом возраста ребенка, специфики учебного предмета, меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации на уроках биологии и природоведения я использую разнообразные приемы. Так, например, в 5 классе при изучении темы «Полезные чудеса» использую прием «популярного образа» Гарри Поттера и его друзей из школы чародейства и волшебства «НОGWARTS». Каждая группа чародеев (учащихся) выбирает задание и исследует на уроке предложенное чудо.

Чудо 1. Помогите Гарри Поттеру выбрать волшебных лягушек, которые смогут выжить в водоеме школы чародейства. Гарри прислал план действий. Прочитайте его внимательно и выполните его советы в течение 10 минут.

Памятка Гарри Поттера

  1. Сделайте из разноцветных квадратов бумажных «лягушек».

  2. Одним лягушкам натрите ноги парафином, другим – смажьте растительным маслом, а третьих оставьте без покрытия.

  3. Поместите бумажных «лягушек» в водоем и наблюдайте как они плавают.

  4. Занесите полученные данные в таблицу:

    Разновидности покрытий

    Что наблюдали

    Парафин




    Растительное масло




    Без покрытия




  5. Сделайте выводы, ответив на вопросы: Какое приспособление вы наблюдаете? Как человек использует это приспособление в своей жизни?

  6. Подготовьте выступление по результатам своего исследования.

Чудо 2. Один из друзей Поттера Рональд Уизли позже всех пришел на урок травологии и не услышал о чем идет речь. Помогите Рональду разобраться, какой чай можно использовать в качестве домашнего индикатора. Обратитесь к рекомендациям, которые выдали Рональду. Сделайте выводы, ответив на вопросы: Какое приспособление вы наблюдаете? Какой чай можно использовать в качестве домашнего индикатора?

Чудо 3. Гермиона (лучшая подруга Гарри и лучшая ученица школы «HOGWARTS») к выполнению любого задания относится очень ответственно. Гермиона приготовила для Вас интересный вопрос: какие вещества растения накапливают в своих органах? Для ответа на вопрос она предлагает провести эксперимент по плану. Сделайте выводы, ответив на вопросы: Для чего растениям нужен крахмал? Какое приспособление вы наблюдаете? Где пригодится умение использовать качественную реакцию на крахмал?

Перевоплощаясь в чародеев, учащиеся на уроке активно моделируют «лягушек», исследуют их конечности на намокание в искусственном водоеме, сравнивают поверхность покрытия с результатом намокания. Исследуют разновидности чая и его реакцию в кислой и щелочной среде, сравнивают результаты опыта с изменением окраски чая. Обнаруживают наличие питательных веществ в тесте и картофеле, проводят качественную реакцию на крахмал. Анализируют полученные данные. Обсуждают в группах виды приспособлений и их прикладное значение в жизни человека. Выступают группой по результатам своего исследования. Дополняют выступление творческими работами (рисунками, плакатами, стихами). Помогают исправить ошибки и корректируют ответы. Поощряют аплодисментами своих товарищей.

Такой деятельностный подход на уроке природоведения развивает личность учащихся и формирует универсальные учебные действия.

Часто для создания учебной ситуации на уроке использую прием «обращения к жизненному опыту самих учащихся». Например, при проведении деловой игры «Азбука выживания» в 8 классе. Ситуация выбора правильного решения происходит при следующих условиях: «Представьте себе, что Вы путешествуете группой по просторам Пермского края. В результате невнимательности ваша аптечка путешественника была утеряна. До ближайшего населенного пункта добираться достаточно далеко, а возвращаться домой никому не хочется. Общим голосованием было решено двигаться до конечного пункта. Как быть, если в походе возникают непредвиденные обстоятельства:

Группа 1. Ситуация ушиба ноги и пореза руки.

Группа 2. Ситуация отравления. Меры профилактики отравления водой.

Группа 3. Ситуация изжоги и повышенной температуры тела».

Далее приводится список из 10 предметов, которые находятся в рюкзаках у ребят и собраны в качестве походной аптечки: аскорбиновая кислота, перекись водорода, пищевая сода, аспирин, поваренная соль, активированный уголь, салфетки, бинт стерильный, ремень, бинт эластичный.

Средства для оказания первой помощи пострадавшему путешественнику ребята выбирают самостоятельно в зависимости от ситуации и наличия подручных материалов. Продуктом деятельности каждой группы учащихся на уроке становится «Памятка путешественника по оказанию первой помощи», которую презентуют перед всем классом.

Прием «предъявления противоречивых фактов и теорий» для создания учебной ситуации использую в ролевой игре «Борьба Гексли против антидарвиновских выступлений на Оксфордском диспуте» по теме «Эволюционное учение» (9класс). Учащиеся становятся свидетелями одного из известного в истории диспута, проходившего в Англии, между епископом Вильберфорсом и ученым Гексли, учеником Ч. Дарвина.

В начале урока учащиеся делятся на группы и выбирают ролевые функции: дарвинисты, критики, карикатуристы, журналисты. После определения задач каждой группы, все смотрят выступление специально подготовленных ребята в роли ведущего, епископа, ученого Гексли. Для каждой группы я заранее готовлю кейс с материалами. Просмотрев выступления, лицеисты имеют возможность проанализировать речь епископа и исправить допущенные ошибки, поработать с материалами кейса, выбрать текстовый и иллюстративный материал для оформления стендового доклада. На следующем уроке учащиеся защищают свою работу, оценивают друг друга, обсуждают полученные результаты.

Учебной ситуацией может стать задание по составлению таблицы, графика или диаграммы, конспекта, схемы, тезисов, интеллект-карт по содержанию прочитанного текста и умения по работе с так называемым не сплошным текстом. Такое смысловое чтение подразумевает умения, обеспечивающие понимание текста, что в международной практике называют читательской грамотностью. На своих уроках я предлагаю задания, направленные не только на интерпретацию текста, но и на критическую оценку его содержания. Пример такого задания из курса «Биология.6 класс»: «Один журналист написал для газеты статью «Вирусы – носители брюшного тифа прибыли в наш город!». Разъясните, какие ошибки он сделал в названии. Правильно ли говорят «гриппозная бактерия», «микроб бешенства», «туберкулезный вирус»? Почему?»

Начиная с 5 класса, я ориентирую ребят на задания, которые выполняются с помощью обращения к ресурсам Интернета. Содержание заданий направлены не только на формирование ИКТ-компетентности, но и на развитие речевых и читательских умений (например, ссылки на ресурсы ФЦИОР, которые имеют тематический характер и соответствуют содержанию курса биологии и др.).

Таким образом, современный урок должен отражать симбиоз классической структуры урока и активного применения собственных творческих наработок учителя, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи. «Учитель второго поколения» - это главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не могут существовать.

Так что же для меня современный урок?























Е

И

Т

И

В

З

А

Р

Е

З

У

Л

Ь

Т

А

Т




























Ь

Т

С

О

Н

Ь

Л

Е

Т

Я

Е

Д




О

Р

Г

А

Н

И

З

А

Ц

И

Я




























Р

И

Т

Н

Е

И

Р

О










С

А

М

О

Р

Е

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я

Л

А

Н

О

И

С

С

Е

Ф

О

Р

П
















Т

В

О

Р

Ч

Е

С

Т

В

О









Выражаясь биологическим понятием – это «ПОДРОСТ».
Библиографический список

1. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения / http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.: ил. - (Стандарты второго поколения).

3. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.
4. http://www.gazeta.lbz.ru/2012/7/7nomer.pdf

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск