МОУ «Узярская основная общеобразовательная школа»
Урок на тему: Главные политические центры Руси
Класс: 6
Учитель: Кочергина Н.В.
Узяр
2009 2010 учебный год
Название методической разработки: урок
Класс: 6
Тема: Главные политические центры Руси. Цель: Выявление особенностей развития крупных русских земель в XII - начале XIII века на примере Киевского и Галицко –
Волынского княжеств, Новгородской земли, Северо – Восточной Руси. Задачи:
Проработать учебную литературу
Систематизировать полученные знания в таблицу
Создать словесный образ каждого княжества
По завершении урока учащиеся должны знать и уметь:
Особенности природно – географические и климатические особенности изученных княжеств
Ведущие отрасли хозяйства в каждом княжестве
Основные сословия
Особенности политического управления изучаемых княжеств
Устанавливать причинно – следственные связи
Выделять характерные черты республики, неограниченной монархии, княжеской власти ограниченной боярской знатью.
Методы: частично – поисковый, объяснительный
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная внутри группы, обобщение информации.
Оборудование:
настенная карта «Русь в XII - начале XIII века»,
ножницы, листы бумаги,
фломастеры
Дидактические материалы:
карточки – символы
таблицы (см. приложение)
Время урока: 40 минут
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Организационный этап
(2 мин.)
| Приветствие учащихся;
Эмоциональный настрой на урок;
Предлагает взять карточку с одним из изображений (Новгородский торг, Золотые ворота во Владимире, Софийский собор в Киеве, боярин)
| Организуют свое рабочее место
Каждый приобретает карточку – символ
| 2. Мотивационный этап
(5 мин.)
| Каждый из нас является членом семьи. Можно ли утверждать, что каждая семья - уникальная?
/Заостряет внимание на уникальности семей./ Чем можно объяснить уникальные черты каждой семьи?
В результате раздробленности на Руси сложилось около 250 великих удельных княжеств, свободных от подчинения центральной власти.
Какие выводы вы можете сделать на основе карты «Русь в XII - начале XIII века»? (стр. 82, учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История Росси с древнейших времен до конца XVI века»)
| Частично соглашаются;
Приводят примеры, как уникальности своих семей, так и черты сходства.
В ходе рассуждений приходят к выводу, что уникальность семьи может быть результатом влияния разных факторов: место жительства, семейные традиции, состав семьи, род занятий и т.д.
Анализ карты «Русь в XII - начале XIII века»? (стр. 82, учебник учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История Росси с древнейших времен до конца XVI века»)
На основе анализа карты, приходят к выводу, что некоторые княжества могли отличаться друг от друга:
1) географическим положением (одни - на
севере, другие - на юге);
2) значит и занятия могли быть тоже
разными;
3) угрозой нападения;
4) возможностью установления связей с
европейскими странами.
| 3. Этап целеполагания
(3 мин.)
| Предлагает сформулировать цель урока
Уточняет цель урока «Выявление особенностей развития крупных русских земель в XII - начале XIII века на примере Киевского княжества, Новгородской земли, Северо – Восточной Руси и Галицко – Волынского княжества»
Сообщает тему урока «Главные политические центры Руси»
Через решение каких задач мы можем достичь поставленную цель?
Вносит предложение: систематизировать полученную информацию в таблице.
| Формулируют цель урока: «Определить особенности развития крупных русских земель».
Определяют этапы по достижению поставленной цели:
работа с учебником, картой;
создание образа изучаемого княжества.
| 4. Этап изучения нового материала
(10 мин.)
| 1)образовать группы с учетом приобретенных карточек – символов;
2)выбрать капитана команды;
3)каждая группа получает план изучения своего княжества (см. приложение №1) и таблицу для систематизации полученных данных в ходе работы с источниками.
Дает необходимые консультации
Предлагает заслушать результаты изучения каждого княжества, подчеркивая его уникальные черты, выделить опорные слова, записать их на отдельные полоски бумаги и прикрепить к соответствующему княжеству.
|
Формируют 4 группы и каждая озвучивают название княжества, которое будут изучать
Выбирают капитана команды
Капитан (с учетом мнения остальных членов команды) распределяет пункты плана для изучения материала
Изучают учебный материал, обсуждают в своей группе, обобщенные данные фиксируют в таблице
Представляют изучаемое княжество, подчеркивают его уникальные черты, выделяют опорные слова (они пишутся на отдельных полосках бумаги и прикрепляются к территории своего княжества)
Остальные учащиеся опорные слова, характерные для каждого княжества, наносят на контурную карту
| 5. Этап закрепления изученного материала
(10 мин.)
| Задает вопрос: На основе опорных слов и данных таблицы можно ли сделать вывод об уникальности каждого изучаемого нами княжества?
Делает общий вывод: Из – за разных природно – географических и климатических условий в каждом из княжеств получили развитие определенные виды хозяйственной деятельности, сформировались сословия и свои формы государственной власти: наследственная монархия в Северо – Восточной Руси, республика – в Новгороде; княжеская власть ограниченная боярской знатью - в Галицко – Волынском княжестве.
| Новгородская земля: ремесленное производство и заморская торговля получили наибольшее развитие; верховной властью обладало вече; князь – только начальник вооруженных сил.
Северо – Восточная Рус: князь – верховный собственник земли и его власть приближается к неограниченной.
Галицко – Волынское княжество: пашенное земледелие; боярская собственность на землю и независимый стиль поведения по отношению к княжеской власти.
Киевское княжество: духовный центр Руси: борьба с частыми набегами половцев; отток населения. Киевский князь считался «старейшим» русским князем.
| Рефлексия
(5 мин.)
| Цель, поставленная в начале урока, нами достигнута?
Какие формы работы были интересны?
| Дают ответы на поставленные вопросы
| Домашнее задание
(5 мин.)
| Параграф 11;
Дополнить к/ к схемой местных династий князей.
|
| Литература:
Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История Росси с древнейших времен до конца XVI века», Москва, Просвещение, 2006 год
Учебник Т.В. Черникова «История России IX – XVII века», Москва, Дрофа
Карта «Русь в XII - начале XIII века»
Соловьев К.А., Серов Б.Н. «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века», Москва, ВАКО, 2009 год.
|