Скачать 77.21 Kb.
|
Урок окружающего мира 1 класс УМК «Школа России» Автор учебника А.А.Плешаков Учитель МОУ СОШ №7 город Карабаново Васильева Ольга Александровна Первая квалификационная категория ТЕМА урока: ТИП урока: Изучение нового материала, урок-путешествие. Цель урока: Обучающая: Сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром. Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы. Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли. УУД: Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать; Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой; Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других. Планируемые достижения учащихся: усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас» (авт. А.А. Плешаков); тетрадь; лист с тест-контролем; рисунки Муравьишки-Вопросика и Мудрой Черепахи, животных Арктики и Антарктики; трафареты белого медведя; телевизор и видеомагнитофон, кассета с записью песен для физкультминуток («Где-то на белом свете», «Колыбельная Медведицы»); глобус; клей; кусочки пряжи, яблоко, апельсин. 1.Организационный момент (Ресурсный круг) Психологический настрой. Учитель: Встало солнышко давно Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, Вновь урок у нас сейчас! Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок, на котором мы узнаем много интересного и удивительного. 2. Повторение изученного. Ранее изученный материал проводится в форме игры «ДА- НЕТ» в группах постоянного состава. В классе работает 5 групп. Учитель читает утверждение, если дети согласны с тем, о чём в нём говорится, то поднимают красный треугольник, если не согласны – чёрный треугольник. После выбора ответа , учитель определяет команду, которая комментирует свой выбор. Учитель: Давайте посмотрим, какие вопросы нам подготовила Мудрая Черепаха.
Учитель: Молодцы! Справились с заданием Мудрой Черепахи. 3.ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ а) Постановка учебной проблемы Приём создания проблемной ситуации. Задание на столкновение противоречивых мнений. Игра «Кто, где живёт» Учитель: На доске картинки с изображением животных и мест их обитания. ( Лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, корова. Лес, льды, коровник, водоём.) Расселите животных по месту их обитания. Дети сомневаются, куда расселить пингвина, белого медведя. Предлагают разные варианты их расселения. Побуждение. Учитель: Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем? Варианты ответов учеников: -Не знаем, где живут пингвины, белые медведи. -Знаем, где они живут, но сомневаемся, надо уточнить. Проблема. - Так какая сегодня тема урока? Ответы учеников: Где живут белые медведи и пингвины. Учитель фиксирует тему на доске "Где живут белые медведи " Совместное формулирование пунктов плана Учитель: Что мы ещё можем узнать о белых медведях. Ответы учеников: -Чем питаются? - Где живут? -Кто соседи? -Как приспосабливаются? (вопросы записываются на доску) Учитель: Какие вы любознательные! Даже Муравьишке Вопросику стало интересно знать, где живут эти животные. Он приглашает вас в путешествие. Физкультминутка Выполнение упражнений под музыку песни «Где-то на белом свете» («Песенка про медведей»). Учитель: Где же мы, ребята? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно! Ответы детей: -Там, где всегда зима. -На севере. Учитель: Что – то мы не по погоде одеты, нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Откройте рабочую тетрадь с.31 и выполните задание 1. Что из этих предметов нам понадобится, обведите карандашом. Ответы учеников: Шапку, пуховик, варежки, лыжи, снегоход. Учитель: (В руках глобус) Земля огромна и Солнце по-разному обогревает её районы. На земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. (Показывает на глобусе) В этом районе Земли расположен Северный полюс. (Показывает на глобусе) На земле есть два полюса: Северный и Южный. Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Посмотрите на глобус, каким цветом отмечены эти районы. Ответы учеников: -Белым. Учитель: - Как вы думаете, что обозначает белый цвет? Ответы учеников: -Цвет снега Учитель: А раз здесь повсюду снег и лёд, значит, тут никто не живёт? Могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? Ответы учеников: -Да, нет Учитель: - Сейчас мы с вами исследуем эти районы. Физкультминутка. Встаньте все около своих парт. Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт. Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд, Раз, два, три, четыре, Полетел наш самолёт. Групповая форма работы с источником Учитель: Итак, наше путешествие продолжается. Чтобы ответить на вопросы, которые мы поместили на доске, я предлагаю вам исследовать Северный и Южный полюс. (Поместить на доску слово ИССЛЕДОВАНИЕ) Работать будем с текстом на с.72 - 73. Вы будете внимательно читать текст про себя. После этого ответите на вопросы, доказывая своё мнение словами из текста. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Учащиеся получают задания для работы в группах: Вопросы для первой группы: 1.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? 2.Какой полюс расположен в этом районе? Вопросы для второй группы: 1.Как называется один из холодных районов Земли? 2.Какой полюс расположен в этом районе? Задание для третьей группы: Внимательно рассмотрите рисунок на стр.72. На них изображена жизнь на Северном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану: 1.Где вы побывали? 2.Что увидели вокруг? 3.Какие звери и птицы вам встретились? Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Северном полюсе и разместите их на доске. Задание для четвёртой группы: Внимательно рассмотрите рисунок на стр.73. На них изображена жизнь на Южном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану: 1.Где вы побывали? 2.Что увидели вокруг? 3.Какие звери и птицы вам встретились? Из числа предложенных животных выберите тех животных, которые обитают на Южном полюсе и разместите их на доске. Задание для пятой группы: Представьте, что яблоко и апельсин – это маленькие модели Земли. Найдите на них Северный и Южный полюс. 4.ЭТАП ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ Отчёт групп. Учитель: Ребята, Муравьишка Вопросик тоже вам подготовил видеоотчёт своего исследования. Посмотрите. Просмотр фрагмент фильма «Птицы 2: Путешествия на край света» (о пингвинах) Самостоятельная работа . Учитель раздает детям листочки с тест-контролем. Дети выполняют задания. 1. Обведи животных, обитающих во льдах Северного Ледовитого океана. 2. Муравей нарисовал картину «К северному полюсу». Все ли на ней верно? Обведи красным карандашом лишнее животное. Учитель: Вы хорошо поработали. Но у меня есть ещё вопрос: «Охотятся ли белые медведи на пингвинов?» Ответы учеников: -Нет, потому что эти животные живут в разных районах Земли. Учитель: На какие вопросы мы уже можем ответить? (обращается к плану) Ответы учеников: -Чем питаются? - Где живут? -Кто соседи? Практическая работа в парах Звучит песня «Колыбельная медведицы» Учитель: Чтобы узнать, как приспосабливаются белые медведи к суровым условиям, мы выполним аппликацию белого медведя из шерсти. Вы будете работать в парах. Предлагаю вам смастерить белых медведей. У вас на столах лежат трафареты мишек. На них надо наклеить кусочки белой пряжи – это будет шерсть, которой покрыто тело медведя. Работа выполняется под музыку песни «Колыбельная Медведицы». Учитель демонстрирует образец аппликации и рассказывает порядок выполнения работы. План работы: – Вырежи силуэт медведя. – Белые нитки намотай на пальцы, сними нитки и разрежь их. – Намажь клеем шаблон и наложи резаные нитки. – Сверху приклеим нос и глаза Возврат к вопросу проблемной ситуации -Почему медведи белые? Ответы учеников: Они живут среди снегов, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания Учитель: - Почему медведи не мёрзнут? Ответы учеников: -У них тёплая шуба Учитель: -Можем ли мы поместить вместе медведя и пингвина на одну льдину? (обращается к картинкам, с которыми работали вначале урока) Ответы учеников: -Нет. Учитель на двух разных льдинах помещает белого медведя и пингвина. 5.Итог урока: Учитель: Наше путешествие завершилось. -О каких холодных районах Земли мы узнали? (Северный полюс и Южный полюс) - Чем похожи эти районы? (Там всегда холодно. Эти районы покрыты льдом и снегом. ) - Где живут белые медведи? (На Северном полюсе в Арктике) Поднимите свои работы. Какие красивые белые медведи у вас получились! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей. Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Урок окончен! Список литературы Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс. – М.: Просвещение, 2008. – С. 72–73. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1-го класса «Мир вокруг нас». – М.: Просвещение, 2008. – С. 31. Лист тест-контроля из тетради «Проверим себя» к учебнику Плешакова А.А. «Мир вокруг нас». – М.: Вита-Пресс, 2008. – С. 29. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» (1-й класс) + Азбука природы в подвижных играх. Диски «Птицы 2: Путешествие на край света» |