Технологическая карта изучения темы «Где зимуют птицы?», 1 класс
учитель начальных классов:
Тема
| Где зимуют птицы?
| Цель темы
| Уточнить знания учащихся о птицах перелетных и зимующих в наших краях; о значении природных условий для жизни птиц; совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию; уточнить знания учащихся о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе.
Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
| Планируемый результат
| Знать о многообразии мира зимующих и перелетных птиц.
Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края.
Научиться принимать непосредственное участие в заботе о зимующих птицах.
| Основные понятия
| Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи.
| Межпредметные связи
| Окружающий мир, литературное чтение, технология
| Ресурсы:
- основные
- дополнительные
| Учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир», 1 класс.
Тема: «Где зимуют птицы?»
Наглядный и раздаточный материал( картинки птиц, клей, маркеры),мультимедийный проектор, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир».
| Организация пространства
| Работа фронтальная, индивидуальная, в группах
|
Технология проведения
| Деятельность
ученика
| Деятельность
учителя
| Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Диагностирующие задания каждого этапа
| I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
| Формулировать законы работы в группе и аргументировать их.
| Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
| I этап. Организационный момент.
С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать
Расскажите о правилах работы в группе.
- Почему эти законы нужно соблюдать каждому из вас?
- А сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь на меня, на гостей, на слайд, и представьте себя в зимнем лесу. (слайд 1)
- Любите ли вы зиму? Какие изменения в природе происходят с приходом зимы? Расскажите, что вы представили? (выслушиваются мнения детей).
2. Актуализация знаний.
- Вы наверно догадались, о чем мы будем говорить. - Правильно, о птицах.
- Мы часто наблюдаем за птицами, любуемся их полетом. Нам снятся такие сны, в которых мы летаем. Но, увы, мы просыпаемся.
Попробуем сегодня с вами, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное царство птиц!
- Предлагаю нам составить кластер из «комочков снега».
- Молодцы, здорово охарактеризовали птиц. А к концу урока мы заполним весь кластер. (слайд 2)
- А что вы хотели бы узнать о птицах?
На часть ваших вопросов мы сегодня ответим, но главным вопросом предлагаю такой «Где зимуют птицы?»(слайд3) - В какое время года можно чаще услышать голоса птиц? -Почему?
-Зимой птицам не до песен. - Они поют, когда им тепло, они сыты.
| I этап. Организационный момент.
- Почему эти законы нужно соблюдать каждому из вас?
- Любите ли вы зиму? Какие изменения в природе происходят с приходом зимы?
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
| II этап. Актуализация знаний.
Цель – показать многообразие мира птиц.
| Работать с информацией, представленной в форме загадок. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Организовать работу в группе по разгадыванию загадки,
Показать учащимся всё многообразие мира птиц,
включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
| 3 этап. Повторение.
Предлагаю вам, поработав в группах, вспомнить изученный материал. Тот, у кого К - читает загадку
Ж – отгадывает по признакам
З – находит картинку с птицей
С - отвечает
Отгадайте загадки
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.
(синица)
По дереву — вниз головой! — Бежит в одежде голубой…
(Поползень).
Озорной мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, (Воробей). Чёрная птица На ворону похожа, На грача тоже. (галка)
Чёрный жилет, красный берет, Нос — как топор, хвост — как упор. (дятел) Всю ночь летает — мышей добывает. А станет светло — спать летит в дупло. (сова) Найдите среди птиц на рисунке в учебнике зимующих птиц и отметьте их синими фишками -Что у всех птиц общее? (Строение тела птиц).
(слайд 4)
Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру.
А чем отличаются? я предлагаю вам выполнить практическую работу.
(слайд № 5). Есть начало фразы, надо закончить ее. Здорово, хорошо поработали. Что вы необычного узнали о клесте? Вот такой разговор подслушал в лесу писатель Виталий Бианки. (слайд 6)
- Чему так радовался клёст?
| II этап. Актуализация знаний.
- Что вы знаете о птицах и их жизни?
Каких птиц вы знаете? Составление кластера на тему «Птицы». Выбрать подходящее по смыслу слово, написанное на «комочках снега» и кто-то один от группы прикрепит его на доску.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные
Практическая работа :
логическая задача на сравнение птиц. Есть начало фразы, надо закончить ее. Каждая группа получает карточку с заданием.
1. Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый.
2.Ворона большая, а воробей …маленький.
3. Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая.
4. Клест нарядный, а воробей…невзрачный.
5. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой.
По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
III этап. Изучение нового материала. Цель – Познакомить учащихся с перелетными и зимующими птицами.
Научиться принимать непосредственное участие в заботе о зимующих птицах.
|
Работать с информацией, представленной в учебнике.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
|
Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов. Организовать работу в группах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
.
| III этап. Изучение нового материала.
1).Вступительная беседа учителя.
Птиц на земле очень много- около 9 тысяч видов.(слайд 7, 8,9)
Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и совсем крошечные.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать, но зато хорошо бегают или плавают.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи.
Одни в пустыне или в горах , а другие – на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие- насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть те, которые питаются ягодами и семенами.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов.
Подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору?
-Почему? 2). Посмотрите на слайд и скажите
-Почему эти птицы улетают в теплые края? (слайд 10) Те, которые проводят зиму у нас называют зимующими. Это синицы, поползни, дятлы и другие птицы. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм.
(слайд № 11)
Физминутка. (слайд 12)
Цапля весело гуляла,
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала,
Шейкой длинной повертела,
Всю округу осмотрела.
К солнцу сладко потянулась,
Вся встряхнулась.
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась. - А цапля может себе найти зимой корм? Чем она питается? Отгадайте загадки и отметьте в учебнике этих птиц красными фишками
Угадайте, что за птичка — Темненькая невеличка. Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей)
Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли)
В синем небе голосок, Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
Он прилетает каждый год Туда, где птичий домик ждет. (Скворец)
Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными. (слайд № 6).
А какая птичка оказалась не отмечена фишкой? Посмотрите, какие у нее на крыльях яркие белые полоски. По этим полоскам ее легко узнать. К какой группе мы отнесём зяблика? (перелётные)
А теперь снимите фишки с тех птиц, которых видели в природе. Где вы их видели? Когда?
Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые – орнитологи узнали, куда улетают перелетные птицы.
-Как же это удалось сделать ученым?
Ученые- орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца.
-А как эти кольца помогли им?
На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. (слайд № 7)
Анализируя все эти данные, делаются выводы, этим и занимается наука орнитология. Оказывается, такие маленькие птички, как ласточки и стрижи улетают …………
- Орнитологи всех птиц делят на 2 группы: Вот мы и дополнили наш кластер. Не страшна зима птицам, если есть корм. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти птичек выживает только две. А чтобы им помочь, мы должны
Знакомство с кормом для птиц.
(слайд № 10).
Вы уже сделали кормушки и угощаем птичек. Но мало сделать кормушку, надо еще знать, какой корм нужен птицам слайд № 9) Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно не солёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.
А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей. Мастер – класс по изготовлению простейшей кормушки.
|
III этап. Изучение нового материала.
Высказывания детей. Для ответа на первую часть вопроса ученики должны воспользоваться рисунком на с. 77.
Мы немного устали. Давайте отдохнем.
Физминутка.
-А какие советы вы могли бы дать друг другу?
* Не распугивать птиц возле кормушек.
* Чистить снег.
* Стараться подкармливать птиц в одно и то же время.
Личностные УУД
|
Контролирующее задание.
|
| 1) Каких птиц называют перелетными?
2) Почему они улетают на зиму в теплые края?
3) Как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы?
4- Какой главный вывод можно сделать?
|
| VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
| VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
-Чему вы научились на уроке?
знаю
Расскажите по схеме: Я запомнил
(слайд № 12)
смог - Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо определять зимующих и перелетных птиц? (Практическая работа) - Перечислите перелетных и зимующих птиц. Какую помощь мы должны оказывать зимующим птицам?
| Моделирование вывода с помощью схемы
- Давайте зарисуем на доске то, что мы узнали сегодня на уроке.
Дети по одному выходят и делают схематические зарисовки.
Выделяют две группы птиц:
Перелётные, зимующие (например, с дерева падающие листья, идёт дождь, птички на деревьях и вдали улетающий косяк птиц)
Птицы приносят счастье в дом и дарят радость людям, а значит, человек должен им помогать (рисунки солнца, деревьев, цветов и птиц)
Я думаю, что теперь каждый из вас, ребята, знает, чем и как можно накормить голодных птичек. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым от вредителей вашего огорода Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, бережнее будете относиться ко всему живому. В зимнем лесу
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать вам огромное спасибо за работу на уроке. Вы сегодня очень хорошо работали. Мне с вами было интересно.
|
Карточка с заданием. I группа.
Ласточка- птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю. Она дает молоко, мясо. Тело покрыто длинной и пушистой шерстью. В начале августа ласточки собираются в стаи и отправляются зимовать в теплые страны. II группа
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся и синичкам приходится туго. Это животное питается мышами и очень любит молоко со сметаной. Ведь они не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами.
Ш группа
Дятел- лесной санитар. Он прилетает и в сады, чтобы избавить их от вредителей. Голова небольшая, вытянутая к низу, с точащими рогами. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево сильным клювом, чтобы достать из-под коры насекомых.
IV группа
Свиристели прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Они нарядные птицы. На ногах есть плавательные перепонки. Шерсть гладкая и рыжая. Поют они негромко , обычно нежно посвистывают. Про их песню в народе говорят: «Ишь как свистят».
V группа
Серая с черной головой, крыльями и хвостом. Издает хриплое “карр.”Летом пасется на лугу, зимой находится в стойле, кормится сеном. Эти сообразительные птицы пpeкрасно приспособились к соседству человека.
По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе.
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Песни пою.
В морозы и в стужу
Гнездышко вью.
Там будут птенцы.
Об этом все знают.
А самка с гнезда никогда не слетает.
Своим теплом птенцов согревает. (Клест). |