Пояснительная записка(Природа)
1. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей::
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
2. Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
Федеральная программа развития образования;
Учебные стандарты школ России;
Государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Устав ОУ;
Программно методические материалы;
Примерная программа основного общего образования по природоведению.
3. Примерная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа курса по природоведению для 5 класса средней общеобразовательной школы разработана на основе примерной программы по природоведению. Преподавание курса «Природоведение» ориентировано на использование учебно-методического комплекса: Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природоведение.Природа. Неживая и живая» для 5 класса.
4. «Природоведение» - интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии. Содержание природоведения для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках программы расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе.
5. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
6. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Предмет «Природоведение» продолжает естестеннонаучную составляющую предмета «Окружающий мир»начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются: приемы элементарной исследовательской деятельности, способы работы с естественнонаучной информацией, коммуникативные умения, способы самоорганизации учебной деятельности.
7. Планирование курса «Природоведение» для 5 класса в соответствии с учебным планом рассчитано на 68 часов.
Часов в неделю
| 1
| Программой предусмотрено проведение:
|
| контрольное тестирование -
| 3
| практические работы
| 5
| лабораторные работы
| 8
| итоговая контрольная работа
| 1
| уроков с ИКТ-
| 10
| экскурсии
| 3
|
8. При организации занятий с учащимися 5 классов по природоведению необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта.
В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
В рамках урока природоведение используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.
9. Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:
№
| Разделы
| Компетенции
|
1.
| «Введение. Методы изучения природы»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
|
2.
| «Вселенная»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
| 3.
| «Строение и свойства вещества»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
| 4.
| «Воздух»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
| 5.
| «Вода»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
| 6.
| «Горные породы»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
| 7.
| «Почва – особое тело Земли»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
| 8.
| «Организмы»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
| 9.
| «Растения – посредники между небом и Землей»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
| 10.
| «Грибы»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
| 11.
| «Животные – братья наши меньшие»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
| 12
| «Единство природы»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
| 13.
| «Человек. Его здоровье и безопасность жизни»
| Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
|
10. Информацию о ходе усвоения учебного материала получают в процессе контроля – входного, промежуточного, проверочного, самоконтроля и итогового.
Входной контроль осуществляется в начале каждого урока, а также в начале учебного года. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки.
Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока или в середине изучаемого модуля. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенный его вниманию «порции» материала.
Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока или в конце пройденного тематического блока. Он позволяет убедиться, что цели обучения – достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе изучения материала.
Итоговый контроль осуществляется по завершении крупного блока или всего курса. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
11. Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения предмета ученик должен
знать / понимать
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу, об отдельных методах изучения природы;
основные признаки царств живой природы;
основные характеристики погоды;
способы изображения Земли;
факторы здорового образа жизни;
экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь
узнавать наиболее распространенные растения, грибы и животных своей местности;
определять названия растений и животных с использованием атласа – определителя;
приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, физических явлений, явлений превращения веществ, процессов рельефообразования, почвообразования, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям среды обитания, приспособлений растений и животных к жизни в природном сообществе, изменений в окружающей среде под воздействием человека;
называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России;
объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года, возможные пути круговорота воды в природе;
описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы;
определять необходимое оборудование и условия простейшего исследования;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам;
описывать внешний вид изученных тел и веществ, внешнее строение животных и растений по предложенному плану;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков, использовать план или карту, соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды;
для измерения роста, массы, температуры тела и частоты пульса;
для определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;
для составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
для оказания первой медицинской помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
12. Используемый учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. - стереотип.- М.; Дрофа, 2010.
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по природоведению. Учебник адресован учащимися 5 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект по биологии линии В.В. Пасечника. Содержание курса «Природоведение.
Природа. Неживая и живая»
для 5 класса
Содержание курса биологии для 5 класса общеобразовательных школ в соответ-ствии с существующей структурой школьного курса природоведения представлено следующими разделами.
Введение. Методы изучения природы.
Цель: закрепить знания об окружающей природе, полученные при изучении курса «Окружающий мир» в 3 – 4 классах, познакомить учащихся с методами изучения природы.
Темы для изучения:
Введение.
Методы изучения природы.
Требования к знаниям и умениям ученика:
знать, какие бывают естественные науки, что являются объектом их изучения;
какова роль науки в познании природы;
знать основные методы изучения природы;
уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции;
уметь выполнять несложные практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях.
2. Вселенная. Цель: продолжить формирование умения вести наблюдения в природе, познакомить учащихся с современными представлениями о форме и размерах Земли, сформировать понятие о земных оболочках. Темы для изучения: Звезды на небе. Земля – наш дом. Оболочки земли. Луна – естественный спутник Земли. Солнечная система. Требования к знаниям и умениям ученика:
знать строение Солнечной системы, названия, строение, размеры и другие характеристики планет земной группы;
уметь показывать на модели Солнечной системы эти планеты и их орбиты;
знать планеты – гиганты и их характеристики, спутник Земли – Луну;
знать астероиды и кометы;
уметь дать сравнительную характеристику планет земной группы;
уметь объяснять, что собой представляет поверхность Луны.
3. Строение и свойства вещества.
Цель: познакомить с понятием «вещество», со свойствами различных тел, активизировать знания учащихся о телах природы, закрепить знания о состояниях тел, дать понятия «чистые вещества» и «смеси», ввести понятие «атом», «молекула», «элемент», «диффузия».
Темы для изучения:
Тела и вещества.
Свойства твердых тел, жидкостей и газов.
Вещества и смеси.
Молекулы. Атомы. Элементы.
Движение частиц вещества.
Взаимодействие частиц.
Разнообразие веществ.
Явления природы. Физические явления.
Химические явления. Горение.
Окисление.
Требования к знаниям и умениям ученика:
знать о многообразии тел и веществ природы и их простейших классификациях;
перечислять агрегатные состояния вещества;
знать о многообразии явлений в окружающем мире, в чем заключается особенность проявления физических и химических явлений, их значение в природе и жизни человека;
уметь характеризовать и сравнивать различные тела (их форму, цвет, размеры, состояние);
соотносить между собой тело и вещество, из которого оно состоит;
делать выводы об агрегатных состояниях вещества;
уметь объяснять и приводить примеры физических и химических явлений, описывать личные наблюдения и опыты.
4. Воздух.
Цель: познакомить учащихся с составом и значением атмосферы Земли, с составом и свойствами воздуха, расширить представление о глобальных экологических проблемах, познакомить учащихся с основными характеристиками состояния атмосферы, с влиянием антропогенных факторов на атмосферу планеты, объяснить зависимость между температурой, давлением и силой и направлением ветра.
Темы для изучения:
Воздух – смесь газов.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Свойства воздуха.
Вес воздуха и атмосферное давление.
Изменение давления воздуха с высотой. Движение воздуха. Ветер.
Погода и ее предсказания. Осадки. Климат.
Требования к знаниям и умениям ученика:
знать состав воздуха, типы облаков;
знать закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью;
знать и осознавать последствия экологических катастроф;
знать о влияниях антропогенных факторов на атмосферу планеты;
уметь определить по внешнему виду тип облаков;
уметь рассказать об особенностях климата региона;
объяснять зависимость между температурой, давлением и силой ветра. .
5. Вода.
Цель: расширить знания о воде, ее свойствах, о переходе воды из одного состояния в другое,о важном биологическом свойстве воды как растворителя, продолжить формирование знаний о круговороте воды в природе, раскрыть взаимосвязь оболочек Земли.
Темы для изучения:
Что такое гидросфера? Три состояния воды.
Тепловое расширение воды.
Температура кипения воды и плавления льда.
Вода - растворитель. Значение воды.
Требования к знаниям и умениям ученика:
знать составные части гидросферы, особенности распределения гидросферы на поверхности Земли;
знать сущность круговорота воды в природе;
уметь показывать на карте моря и океаны, окружающие материки;
объяснять роль гидросферы и круговорота воды в природе:
6. Горные породы.
Цель: сформировать у учащихся знания о строении Земли, познакомить с понятиями «горные породы» и «минералы», закрепить знания о полезных ископаемых.
Темы для изучения:
Внутреннее строение Земли. Горные породы.
Разрушение горных пород.
Полезные ископаемые Металлы.
Требования к знаниям и умениям ученика:
знать о внутренних оболочках Земли, о последовательности их расположения;
знать характеристики и роли в процессах, происходящих на поверхности Земли;
знать принципиальное отличие горных пород от минералов;
знать классификацию полезных ископаемых;
уметь показать на модели Земли расположение и строение внутренних оболочек Земли;
уметь приводить примеры горных пород и минералов;
выполнять практические работы и фиксировать результаты.
7. Почва – особое тело Земли.
Цель: углубить знания о почве, сформировать знания о разнообразии почв и их образовании, закрепить знания о неорганических и органических веществах, сформировать знания о плодородии почвы, познакомить со способами повышения плодородия почвы, с взаимосвязями между почвой и организмами.
Темы для изучения:
Образование почв и их разнообразие.
Состав и свойства почвы.
Уход за почвой.
Влияние растений на почву.
Разрушение почв.
Требования к знаниям и умениям ученика:
знать что такое литосфера, из каких оболочек она состоит;
знать факторы, влияющие на образование почвы;
знать виды структур почв;
уметь различать почвы;
знать о плодородии почвы и о растениях, влияющих на состав почвы;
знать о необходимости охраны почв.
8. Организмы.
Цель: дать понятие о свойствах живого организма, сформировать умение производить сравнение разных объектов природы, дать понятие среда обитания, экологические факторы, показать их влияние на организмы, а также дать понятие о разнообразии строения живых организмов, раскрыть понятие ткани, закрепить умение работать с микроскопом.
Темы для изучения:
Организм и его свойства.
Где живут организмы?
Увеличительные приборы.
Строение организмов.
Требования к знаниям и умениям ученика:
знать тела живой и неживой природы;
уметь различать тела живой и неживой природы;
понимать термин «среда обитания»;
называть факторы живой и неживой природы;
знать особенности строения и жизнедеятельности организмов;
уметь работать с микроскопом, рассматривать готовые препараты клеток, сравнивать, делать выводы.
9. Растения – посредники между небом и Землей.
Цель: развивать понятие «растительный организм», дать понятие «фотосинтез», расширить знания о многообразии растительного мира, об органах цветковых растений, раскрыть значение растений в жизни человека, расширить знания о лекарственных растениях, познакомить с растениями Красной книги, закрепить знания о правилах поведения в природе.
Темы для изучения:
Признаки растений.
Разнообразие растительного мира.
Строение цветковых растений.
Места обитания дикорастущих растений.
Красная книга растений.
Многообразие культурных растений.
Требования к знаниям и умениям ученика:
знать что общего между растениями и живыми организмами;
знать чем растения отличаются от других живых организмов;
уметь определять по внешнему виду, к какой группе относится данное растение;
знать какие органы имеет цветковое растение;
знать лекарственные растения и способы их применения;
знать и охранять растения, занесенные в Красную книгу.
10. Грибы.
Цель: познакомить учащихся. с особой группой живых организмов – грибами, расширить знания о шляпочных грибах, дать понятие «симбиоз».
Темы для изучения:
Разнообразие грибов.
Шляпочные грибы.
Требования к знаниям и умениям ученика:
знать о многообразии грибов;
знать какое значение имеют грибы для человека;
знать строение шляпочных грибов;
уметь различать съедобные грибы;
знать что такое «симбиоз».
11. Животные братья наши меньшие.
Цель: сформировать понятие о признаках животных, о различных способах добычи пищи, познакомить учащихся с многообразием живых организмов, закрепить знания о влиянии среды на организм, расширить знания о природных зонах, о значении диких животных, познакомить с животными, занесенными в список Красной книги.
Темы для изучения:
Признаки животных.
Условия жизни и многообразие диких животных.
Значение диких животных и их охрана.
«Они не должны исчезнуть». Красная книга.
Домашние животные.
Требования к знаниям и умениям ученика:
знать признаки животных и отличать по внешнему виду;
знать о различных способах добычи пищи;
знать о многообразии живых организмов;
знать о значении диких животных в природе;
уметь бережно относиться к природе;
уметь ухаживать за домашними животными.
12. Единство природы.
Цель: обобщить знания о телах живой и неживой природы, дать понятие о цепях питания, показать единство и взаимосвязь живой и неживой природы, выявить сезонный характер во взаимоотношениях между живыми организмами, закрепить понятие «сеть питания».
Темы для изучения:
Растения в вашем доме.
Животные в вашем доме. Аквариум.
Связи живого и неживого.
Сезонные явления в природе.
Правила поведения в природе.
Требования к знаниям и умениям ученика:
уметь перечислять тела живой и неживой природы;
уметь составлять цепь питания;
знать о единстве живой и неживой природы;
знать о сезонных явлениях в природе;
знать основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ;
уметь организовать меры по охране редких растений своей местности.
13. Человек. Его здоровье и безопасность жизни.
Цель: сформировать у учащихся знания об окружающей среде, о том какое влияние оказывает человек на природу, показать значение здорового образа жизни для человека, какое воздействие вредные привычки оказывают на организм и их предупреждение.
Темы для изучения:
Человек и окружающая среда.
Как беречь своё здоровье и жизнь.
Вредные привычки и их предупреждение.
Требования к знаниям и умениям ученика:
знать вредные привычки и их последствия для организма;
понимать значение окружающей среды для человека;
вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.
Учебно - тематический план
№ п/п
| Наименование раздела
| Кол-во часов
| Кол-во кон-трольных
| 1.
| «Введение. Методы изучения природы»
| 2
| 1 практ .раб.
| 2.
| «Вселенная»
| 6
| 1 контр. раб.
| 3.
| «Строение и свойства вещества»
| 11
| 1 лаб.раб.
1 контр.раб.
| 4.
| «Воздух»
| 5
| 2 практ. раб.
| 5.
| «Вода»
| 4
| 1 лаб.раб.
| 6.
| «Горные породы»
| 3
| 2 лаб.раб.
| 7.
| «Почва – особое тело Земли»
| 6
| 1 лаб.раб.
| 8.
| «Организмы»
| 5
| 2 лаб.раб.
1 контр.раб.
| 9.
| «Растения – посредники между небом и Землей»
| 6
| 1 лаб.раб.
| 10.
| «Грибы»
| 3
| 1 контр.раб.
| 11.
| «Животные – братья наши меньшие»
| 6
|
| 12.
| «Единство природы»
| 6
| 2 практ. раб.
| 13.
| «Человек. Его здоровье и безопасность жизни»
| 7
| 1 итог. раб.
| 14.
| ИТОГО:
| 68 часов
|
|
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу, об отдельных методах изучения природы;
основные признаки царств живой природы;
основные характеристики погоды;
способы изображения Земли;
факторы здорового образа жизни;
экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь
узнавать наиболее распространенные растения, грибы и животных своей местности;
определять названия растений и животных с использованием атласа – определителя;
приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых, физических явлений, явлений превращения веществ, процессов рельефообразования, почвообразования, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям среды обитания, приспособлений растений и животных к жизни в природном сообществе, изменений в окружающей среде под воздействием человека;
называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России;
объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года, возможные пути круговорота воды в природе;
описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы;
определять необходимое оборудование и условия простейшего исследования;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам;
описывать внешний вид изученных тел и веществ, внешнее строение животных и растений по предложенному плану;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков, использовать план или карту, соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды;
для измерения роста, массы, температуры тела и частоты пульса;
для определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;
для составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
для оказания первой медицинской помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Литература и средства обучения:
1. Состав и содержание учебно – методического комплекта:
Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. - стереотип.- М.; Дрофа, 2010.
Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5 класс: К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс»/Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008 – 126.
Бердичевская, Л.А. Природоведение. 5 класс: сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся / Л.А. Бердичевская, Н.И. Сонин. – М. : Дрофа, 2005.
Дополнительная литература:
Атлас (с комплектом контурных карт). 5 класс / Федеральная служба геодезии и картографии России. – М. : Просвещение, 2009.
Галева, Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Метод. Пособие для учителя / Н.Л. Галева. – М. : Тайдекс К, 2002.
Хрестоматия по природоведению: пособие для учителя / сост. В.Н. Горощенко. – М. : Просвещение, 1979.
|