ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 6 КЛАССА
Раздел «География. Планета Земля»
(А.А. Лобжанидзе)
68 (34) учебных часов
Раздел «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в
изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить
основы жизненно важных компетенций.
Главная цель раздела заключается в том, чтобы показать основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее
целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе
комплексного изучения нашей планеты. Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
сформировать у учащихся знания об основных географических
понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических
особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
научить приемам ориентирования на местности, работы с картой
и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону,
своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической
культуры, бережного отношения к окружающей среде;
Курс рассчитан на 68 учебных часов с учетом регионального компонента, который предусматривает изучение части учебного материала в контексте изучения географических объектов своего региона. Однако при активном внедрении в учебный процесс проектного метода и гибком планировании количество учебных часов может быть сокращено до 34 за счет гибкости конструкции УМК «Сферы», вариативности использования его ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах в рамках факультативных занятий.
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч (1 ч)
Что такое география. Почему необходимо изучать географию.
Объекты изучения географии.
Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 8 ч (4 ч)
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус,
географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.
Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности.
Определение направлений и измерение расстояний на местности.
Построение простейших планов.
История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие
современных географических карт и их классификация. Значение
картографического метода исследования. Другие методы и источники
получения географической информации.
Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.
Тема 2. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
О ЗЕМЛЕ— 6 ч (0 ч*)
Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний
Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон — основоположник географии. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло.
Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского
купца А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков.
Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба.
А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие
морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан,
Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий.
Географические открытия в ХVII–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга.
Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды:
Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практические работы. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.
Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 4 ч (3 ч)
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы. Сравнение Земли с другими планетами
Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 7 ч (4 ч)
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы.
Внутреннее строение Земли. Литосфера — каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практические работы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Тема 5. ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 9 ч (4 ч)
Гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды. Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища — искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота.
Горные и покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.
Практические работы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
Тема 6. АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 9 ч (5 ч)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение.
Значение атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки.
Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.
Практические работы. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью
приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Тема 7. БИОСФЕРА — ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ — 5 ч (3 ч)
Биосфера — оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере. Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.
Практические работы. Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа.
Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 8 ч (6 ч)
Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части,
взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей
развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность
и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные.
Почвы как особый природный комплекс. Условия образования
почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв.
Особенности растительности, животного мира и хозяйственной
деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни.
Природные комплексы Мирового океана.
Практические работы. Наблюдение за изменением почвенного
покрова. Описание почв на местности и по карте. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание
природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
Резерв времени — 11 ч (4 ч)
Практические работы, проектно-исследовательская деятельность,
подготовка и представление презентаций, докладов, сообщений, защита проектов и рефератов и т.п. ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» 6 КЛАСС.
Особое внимание необходимо уделить времени, установленному для изучения географии в 6 классе в условиях модернизации образования. Например, в учебном плане предусмотрено уменьшение количества часов из федерального компонента до 35 часов в год. Это сокращение требует внутренней интеграции тем, расширения внеурочной работы, усиление проектной деятельности учащихся. Примерное календарно-тематическое планирование составлено для использования инновационного учебно-методического комплекса в рамках традиционной классно-урочной системы организации работы. Второй вариант планирования потребует от учителя значительного творчества в пределах содержания, определенного стандартом образования.
При планировании уроков учитель, работающий в 6 классе, должен учитывать особенности системы уроков в начальном курсе географии. В 6 классе каждая тема значительно отличается по своему содержанию и логике изложения. В связи с этим развита система обобщающего повторения, когда уроки-обобщения проводятся после каждой темы, завершая ее изучение. Также в 6 классе значительное количество времени должно быть отведено организации работы детей в классе с учебниками и учебными пособиями, отработки умений работы с настенной географической картой и атласом, с контурными картами.
Программой предусмотрено изучение на уроках краеведческого материала — местных, наиболее типичных и интересных в географическом отношении объектов, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.
Планирование (70 ч/год, 2 ч/нед.)
| Параграф
| Планирование (35 ч/год, 1 ч/нед.)
| Урок 1. Введение (1ч)
| Введение
| Урок 1. Введение (1ч)
| Тема I. Изображения земной поверхности и их использование (9/5)
| Урок 2. Изображения земной поверхности
| 1
| Урок 2. Картографические изображения земной поверхности
| Урок 3. Условные знаки и масштаб карты
| 2
|
| Урок 4. Географические координаты
| 3
| Урок 3. Географические координаты. Приемы ориентирования на карте
| Урок 5. Географические координаты
| 3
|
| Урок 6. Ориентирование
| 4
5
| Урок 4. Ориентирование на местности. Построение плана местности
| Урок 7. Построение плана местности
| 5
| Урок 5. Практическое занятие на местности. Проведение маршрутной съемки
| Урок 8. Построение плана местности
| 5
|
| Урок 9. Карта — «язык» географии
| 6
| Урок 6. Карта — «язык» географии. Обобщающий урок
| Урок 10. Обобщение по теме «Изображения земной поверхности и их использование»
| с.20
|
| Тема II. Развитие географических знаний о Земле (7/—)
| Урок 11. География в древности
| 7
| Внеурочная проектная деятельность: 1. История освоения новых земель от древности до современности. 2. Совершенствование географических методов исследования.
| Урок 12. География в эпоху Средневековья
| 8
|
| Урок 13. Эпоха Великих географических открытий
| 9
|
| Урок 14. Географические открытия XVII—XIX вв.
| 10
|
| Урок 15. Открытие Антарктиды. Первое русское кругосветное путешествие
| 10
|
| Урок 16. Географические исследования XX в.
| 11
|
| Урок 17. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»
| с.36
|
| Тема III. Земля — планета Солнечной системы (5/3)
| Урок 18. Земля в Солнечной системе
| 12
| Урок 7. Земля — планета Солнечной системы
| Урок 19. Форма и размеры Земли
| 13
|
| Урок 20. Движения Земли
| 14
| Урок 8. Географические следствия движения Земли
| Урок 21. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей
| 15
| Урок 9. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Обобщающий урок
| Урок 22. Обобщение по теме «Земля — планета Солнечной системы»
| с.48
|
|
Тема IV. Литосфера — каменная оболочка Земли (8/5)
| Урок 23. Минералы и горные породы
| 16
| Урок 10. Минералы и горные породы
| Урок 24. Литосфера
| 17
| Урок 11. Литосфера
| Урок 25. Рельеф суши
| 18
| Урок 12. Рельеф поверхности Земли
| Урок 26. Рельеф дна океанов. Построение профиля рельефа
| 18
|
| Урок 27. Внутренние силы Земли
| 19
| Урок 13. Внутренние и внешние силы, формирующие рельеф
| Урок 28. Внешние силы, создающие рельеф
| 20
|
| Урок 29. Человек и мир камня
| 21
| Урок 14. Человек и мир камня. Обобщающий урок
| Урок 30. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли »
| с.68
|
| Тема V. Гидросфера — водная оболочка Земли (10/5)
| Урок 31. Гидросфера
| 22
| Урок 15. Гидросфера
| Урок 32. Мировой океан
| 23
| Урок 16. Мировой океан
| Урок 33. Движения воды в Океане
| 24
|
| Урок 34. Реки
| 25
| Урок 17. Реки
| Урок 35. Питание и режим рек
| 25
|
| Урок 36. Озера и болота
| 26
| Урок 18. Воды суши
| Урок 37. Подземные воды
| 27
|
| Урок 38. Ледники и многолетняя мерзлота
| 28
|
| Урок 39. Человек и гидросфера
| 29
| Урок 19. Человек и гидросфера. Обобщающий урок
| Урок 40. Обобщение по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли »
| с.88
|
| Тема VI. Атмосфера — воздушная оболочка Земли (10/8)
| Урок 41. Атмосфера
| 30
| Урок 20. Атмосфера
| Урок 42. Температура воздуха
| 31
| Урок 21. Температура воздуха
| Урок 43. Влансность воздуха и атмосферные осадки
| 32
| Урок 22. Влансность воздуха и атмосферные осадки
| Урок 44. Атмосферное давление
| 33
| Урок 23. Атмосфреное давление и ветер
| Урок 45. Ветер
| 33
|
| Урок 46. Погода
| 34
| Урок 24. Погода
| Урок 47. Климат
| 35
| Урок 25. Климат
| Урок 48. Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера
| 36
| Урок 26. Практическая работа. Обобщение данных дневника погоды
| Урок 49. Практическая работа. Обобщение данных дневника погоды
| 31-35
|
| Урок 50. Обобщение по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли»
| с.110
| Урок 27. Человек и атмосфера. Обобщающий урок
| Тема VII. Биосфера — оболочка жизни (6/3)
| Урок 51. Биосфера
| 38/38, 40
| Урок 28. Биосфера. Значение биосферы
| Урок 52. Жизнь в Океане и на суше
| 39
| Урок 29. Жизнь в Океане и на суше
| Урок 53. Значение биосферы
| 40
|
| Урок 54. Человек — часть биосферы
| 41
| Урок 30. Человек — часть биосферы. Экологические проблемы
| Урок 55. Экологические проблемы в биосфере
| 42
|
| Урок 56. Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни »
| с. 122
|
| Тема VIII. Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс (9/4)
| Урок 57. Географическая оболочка
| 43
| Урок 31. Природные комплексы. Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс
| Урок 58. Природные комплексы
| 44
|
| Урок 59. Почва
| 45
| Урок 32. Почва
| Урок 60. Полярные пустыни и тундры
| 46
| Уроки: 33—34. Природные зоны мира. Итоговый урок. Проектная деятельность: составление образа (с использованием презентации) одной из природных зон мира, природных комплексов Мирового океана
| Урок 61. Леса
| 47
|
| Урок 62. Степи и саванны
| 48
|
| Урок 63. Засушливые области планеты
| 49
|
| Урок 64. Природные комплексы Мирового океана
| 50
|
| Урок 65. Обобщение по теме «Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс»
| с.142
|
| Урок 66. Обобщающий урок курса
| с.143
| Урок 35. Обобщающий урок курса
| Урок 67. Итоговая проверочная работа
| —
|
| Урок 68. Итоговый урок курса
| —
|
| |