Учебно-тематический план 6 класс
№
| Раздел, темы
| Кол-во
часов
| Практическая
работа
| 1
| Введение
| 3
|
| 2
| Виды изображений поверхности Земли
| 8
| 3 (№1,2,3)
| 3
| Географическая карта
| 8
| 2 (№4,5)
| 4
| Строение Земли. Земные оболочки
| 9
| 2 (№6,7,8)
| 5
| Гидросфера. Мировой океан. Воды суши.
| 14
| 1 (№9,10)
| 6
| Атмосфера.
| 12
| 3 (№11,12,13.)
| 7
| Биосфера
| 7
| 1 (№14,15)
| 8
| Население Земли
| 4
|
| 9
| Влияние природы на жизнь и здоровье человека
| 5
|
|
| Итого:
| 70
| 12
|
Пояснительная записка.6 класс
Рабочая программа составлена на основе Приказа МОиН РФ от 9 марта 2004 года №1312 в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования. Программа рассчитана на учащихся 6 класса.
Рабочая программа составлена по учебнику Т.П. Геросимовой, Н.П. Неклюевой «Начальный курс географии» 6 класс Дрофа М:2005. Рассчитана на 70 часов (2 урока в неделю).
Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: титульный лист, пояснительную записку; учебно-тематический план; поурочное планирование; список литературы, рекомендуемой для учащихся; список литературы, используемый учителем.
Главной целью данной программы является обеспечение первого этапа физико-географического образования учащихся, при изучении которого они овладевают азбукой нового предмета география.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Называть и/или показывать'.
— существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
— форму и размеры Земли (длина окружности);
— на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
— основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
— основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
— основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
— характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
— части Мирового океана;
— среднюю соленость вод океана;
— воды суши подземные и поверхностные;
— речную систему, речной бассейн;
— компоненты ПТК;
— правила поведения в природе;
— причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
— главную причину образования ветра;
— главную причину образования облаков, осадков;
— пояса освещенности Земли;
— географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
— характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
— связей между элементами погоды;
— изменения погоды в связи со сменой воздушных
— воздействия организмов на компоненты неживой природы;
— влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
— меры по охране природы в своей местности;
— горных пород и минералов, их использования человеком;
— влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
— взаимосвязей: река — рельеф;
— искусственных водоемов;
— из истории географических исследований и открытий.
3. Определять:
— атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
— стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
— абсолютные и относительные высоты;
— объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
— по карте географическое положение объектов;
— по образцам: осадочные и магматические горные породы;
— фенологические сроки начала времен года. Описывать:
— географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
4. Объяснять:
— особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд.
Программа школьного курса географии – это нормативный документ, определяющий базовый уровень подготовки учащихся. Тематическое планирование. 6 класс
№ урока
| Тема урока
| Минимум объема
|
| знаний
| умений
|
| Введение (3)
| 1.1
| § 1 География как наука. Методы изучения Земли
| Роль географической науки в решении практических задач страны. Источники географической информации.
| Работать с источниками
|
| 2.2
| §2 Древние и современные географические открытия и исследования
| Древних открывателей и исследователей
| Работать с картой
|
| 3.3
| §3 Земля – планета Солнечной системы
| Планеты Солнечной системы Северный и Южный полюса
Экватор.
Влияние Луны на природу Земли
| Работать с картой
|
| Виды изображений поверхности Земли (8)
| 4.1
| §4 Понятие о плане местности
| Понятие о плане местности, условные знаки
| Читать план местности
|
| 5.2
| §5Масштабы и их виды
| Масштаб, виды масштаба
| Совершенствовать перевод из числового в именованный
|
| 6.3
| §6 Ориентирование. Стороны горизонта.
| Стороны горизонта, азимут, расстояние, ориентирование. азимут
| Пользоваться компасом
|
| 7.4
| №1Ориентирование на местности
|
| Использовать теоретические знания на практике
|
| 8.5
| §7 Изображение на плане неровностей земной поверхности
| Относительную и абсолютную высоту, горизонтали, отметки высот, рельеф
| Читать рельеф на плане
|
| 9.6
| №2 Определение объектов местности по плану, а также направления, расстояния между ними
|
| Использовать теоретические знания на практике
|
| 10.7
| §8 Составление простейших планов местности
| Типы глазомерной съемки местности (полярная, маршрутная)
| Читать планы местности
|
| 11.8
| Итоговый урок по теме «План местности».
№3 Глазомерная съемка небольшого участка местности
|
| Использовать теоретические знания на практике
|
| Географическая карта (8)
| 12.1
| §9Формы и размеры Земли
| Внутренне строение и размеры Земли. Глобус
| Пользоваться глобусом
|
| 13.2
| §10 Географическая карта
| Понятие «Географическая карта»
| Описывать типы карт и их практическое использование добывать знания при помощи карт
|
| 14.3
| §11 Градусная сеть на глобусе и карте.
№4 Проведение на к\к меридианов и параллелей, в том числе проходящих через нашу местность
| Построение градусной сетки на картах и глобус, значение карт
| Определять на карте и глобусе экватор, начальный меридиан, полюса (с,Ю) , полушария (В,З)
|
| 15.4
| §12Географическая широта
| Географическая широта
| Определять широту географического объекта Работа с картой
|
| 16.5
| §13 Географическая долгота
Географические координаты
| Географическая долгота.
Географические координаты
| Определять долготу. координаты географического объекта. Работа с картой
|
| 17.6
| №5 Определение направлений по карте, географических координат по глобусу и карте
|
| Использовать теоретические знания на практике
|
| 18.7
| §14 Изображение на физических картах высот и глубин
| Способы изображения высот и глубин
| Определять высоты и глубины по школе на географической карте. Крупнейшие равнины и горные системы Земли
|
| 19.8
| §15 Итоговый урок по теме «Значение планов местности и географических карт»
| Проверить знания и умения учащихся по изученной теме
| Работать с тестами
|
| Строение Земли. Земные оболочки.(9)
| 20.1
| §16 Земля и ее строение
| Особенности строения Земли, земной коры. Геосфера, гидросфера, биосфера, литосфера, атмосфера
| Работать с текстом учебника
|
| 21.2
| §17 Горные породы и минералы.
№6 Изучение свойств горных пород и минералов по образцам
| Классификация горных пород и минералов. Приводить примеры на каждую классификацию на демонстративном материале
| Выделять главное из текста
|
| 22.3
| §18 Движения земной коры
| Землетрясение, очаг, эпицентр, сейсмические пояса, гост, грабен
| Объяснить движение земной коры. Пользоваться рисунками и схемами
|
| 23.4
| §19 Вулканы, горячие источники, гейзеры
| Образование вулканов, источников, строение вулканов, типы вулканов
| Показывать и называть крупнейшие вулканы
Работа с картой
|
| 24.5
| §20 Рельеф суши. Горы
| Крупнейшие горные системы земного шара
| Определять средние абсолютные высоты, протяженность гор, описывать ГП го
|
| 25.6
| §21Равнины суши
№7 Обозначение на к\к названных объектов рельефа
| Крупные равнины. Особенности рельефа равнин
| Описывать ГП равнин, определять среднюю высоту и протяженность равнин
|
| 26.7
| №8 Определение по карте ГП гор, равнин
|
| Использовать теоретические знания на практике
|
| 27.8
| §22 Рельеф дна Мирового океана
| Особенности рельефа дна океана. Подводные хребты, желоба
| Работа с географической картой
|
| 28.9
| Итоговый урок по теме «Литосфера»
|
|
|
| Гидросфера. Мировой океан. Воды суши (14)
| 29.1
| §23 Вода на Земле. Мировой круговорот воды.
| Гидросфера Мировой круговорот воды
| Анализировать . мыслить логически, составлять рассказ по схеме или рисунку
|
| 30.2
| §24 Части Мирового океана
| Части Мирового океана
| Описывать ГП морей
Показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги.
|
| 31.3
| §25 Некоторые свойства океанической воды.
| Свойства океанической воды объяснять понятия: промилле, соленость
| Работа с общегеографическими и тематическими картами
|
| 32.4
| §26 Волны в океане
| Образование ветровых волн, цунами, проливов, отливов.
Строение ветровых волн.
|
|
| 33.5
| §27 Океанические течения
| Причины образования течений
| Показывать и называть теплые и холодные течения
|
| 34.6
| §28 Изучение Мирового океана.
№9 определение ГП положения объектов гидросферы
| Проверить знания учащихся по теме «Мировой океан»
| Работа с к\к
|
| 35.7
| §29 Подземные воды
| О подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемы охраны. Новые понятия и определения
| Описывать образование подземных вод, родников. Работа с географической картой
|
| 36.8
| §30 Реки
| Строение реки, крупнейшие реки мира и России. Взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами
| Объяснять понятия. Определять устье, исток, притоки,
|
| 37.9
| §30 Реки
| Режим, характер реки.
Водопады мира
| Объяснять понятия: режим реки, питание, половодье, паводок, равнинные, горные реки, пороги, водопады
|
| 38.10
| §31Озера
| Типы озерных котловин Озера, их образование
| Определять ГП и описание озер по типовому плану
|
| 39.11
| §32 Ледники
| Причины образования ледников, виды ледников, о снеговой линии
| Высчитывать высоту снеговой линии
|
| 40.12
| §33 Искусственные водоемы. №10 Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе
| Виды искусственных водоемов
| Называть каналы и водохранилища
|
| 41.13
| §34 Загрязнение гидросферы
| Причины и необходимость охраны поверхностных и подземных вод. Ее методах и значении
|
|
| 42.14
| Итоговый урок по теме «Гидросфера»
| Определить уровень знаний о водах Мирового океана; об основных понятиях, описаниях отдельных видов Мирового океана и суши
| Работа с физическими картами полушарий и России и
|
| Атмосфера (12)
|
43.1
| §35 Атмосфера: строение, значение, изучение
| Строение и составные части .значение атмосферы для жизни на Земле, ее изучении и охране
| Описывать значение атмосферы
|
| 44.2
| §36 Температура воздуха
| Причины изменения температуры воздуха
| Определять температуру воздуха по термометру.
Описывать систему нагревания воздуха
|
| 45.3
| §37 Годовой ход температуры.
№11 Построение графика изменения температуры
| Причины изменения температуры в течение суток и года
| Строить график годового хода температуры, читать температуру по графику
|
| 46.4
| §38 Атмосферное давление
| Об атмосферном давлении и закономерностях его изменения
| Высчитывать АД с изменением высоты
|
| 47.5
| §39 Ветер.
№12 построение розы ветров
| Образование и виды ветра, роль ветра
| Чертить розу ветров
|
| 48.6
| §40 Водяной пар в атмосфере. Облака
| Причину образования облаков, тумана Виды облаков.
| Определять виды облаков, относительную абсолютную влажность
|
| 49.7
| §41 Атмосферные осадки
| Причину образования осадков. Атмосферные осадки, их виды
| Определять количество осадков по диаграмме. Направление ветра
|
| 50.8
| §42 Погода
| О погоде и е элементах, причинах, влияющих на ее изменение. Признаки погоды ее предсказание
| Описывать погоду своей местности
|
| 51.9
| §43 Климат.
№13 Описание климата своей местности
| Характеристику климата, знать
| Описывать климат
|
| 52.10
| §44 Распределение солнечного света и тепла на Земле
| Причины. Вызывающие смену сезонов года, тропики, полярные круги, пояса освещенности
| Объяснять причины неравномерного нагрева земной поверхности
|
| 53.11
| §45 Причины, влияющие на климат
| Разницу между климатом и погодой. Факторы. Влияющие на климат
|
|
| 54.12
| Итоговый урок по теме «Атмосфера»
| Оценить и проверить усвоение материала раздела «Атмосфера»
|
|
| Биосфера (7)
|
55.1
| §46 Разнообразие и распределение организмов на Земле
| О факторах распространения организмов на земле. Биосфера. Широтная зональность и высотная поясность
| Определять существования организмов
|
| 56.2
| §47 Природные зоны Земли
| Природные зоны, их распространение, характеристику
| Описывать и определять природные зоны по карте
|
| 57.3
| §48 Организмы в Мировом океане
| Сообщества организмов океана
| Приводить примеры приспособления к окружающей среде. Выделять из текста главное и составлять ответ
|
| 58.4
| §49 Воздействие организмов на земные оболочки
| Оболочки Земли, понятие «почва» различия почв
| Приводить примеры взаимодействия биосферы с другими оболочками
|
| 59.5
| §50 Взаимосвязи компонентов природы. Природный комплекс.
| Природный комплекс.
Взаимосвязь и взаимодействие компонентов природного комплекса
| Описывать ПТК
|
| 60.6
| №14 Работа по плану местности: ПК и комплексы, созданные человеком
| Взаимосвязь и взаимодействие компонентов природного комплекса
| Выполнить практическую работу
|
| 61.7
| Влияние человека на природный комплекс.
№15 Составление полного описания ГК своей местности
| О значимости ПК для жизни и труда человека
|
|
| Население Земли (9)
|
62.1
| §51 Численность – единый биологический вид. Расовый состав
| Три расы человечества
| Определять различия и сходства трех рас
|
| 63.2
| §52 Численность населения
| Численность населения, причинах, влияющих на его изменения
|
|
| 64.3
| §53 Основные типы населенных пунктов.
№16 определение расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря
| Основные типы населенных пунктов
| Приводить примеры разумного поведения человека в природе
|
| 65.4
| §54Государства мира
Итоговый урок по теме «Население»
| Политическая карта. Типы стран
|
|
| 66.5
| §55 Влияние природы на жизнь и здоровье человека
| Влияние природы на жизнь и здоровье человека
|
|
| 67.6
| §55 Стихийные природные явления
| Стихийные природные явления
|
|
| 68.7
| Экскурсия в природу по изучению рельефа местности.
| Горные породы, рельеф
| Исследовать формы рельефа, брать горные образцы и оформлять их.
|
| 69.8
| Экскурсия по изучению вод местности
| Воды суши
| Исследовать воды на местности. Применить и углубить знания, полученные при изучении темы «Воды суши»
|
| 70.9
| Итоговый урок по курсу «Начальный курс географии»
|
|
|
|
Список литературы, рекомендуемый для учащихся.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География.Начальный курс.6 кл: учеб. для. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013 Герасимова Т.П,. Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. М.: Дрофа.
Шатных А.В. Начальный курс географии. 6 кл.: Рабочая тетрадь
Список литературы, используемый учителем.
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География.Начальный курс.6 кл: учеб. для. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013
.Герасимова Т.П,. Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. М.: Дрофа.
Шатных А.В. Начальный курс географии. 6 кл.: Рабочая тетрадь
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008 .
Иванова Т.В. Тематическое и поурочное планирование по географии: 6-й Кл.: М.: «Экзамен», 2006.
Нагорная И.И. География. 6 класс Поурочные планы – Волгоград: Учитель, 2005
Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс: Методическое пособие. – СПб.: «Патриот», 2002 |