Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)
|
| Физика и физические методы изучения природы
| 5 ч
|
1
| 1
| Физика - наука о природе
| Наука. Виды наук. Научный метод познания. Физика - наука о природе. Физические явления. Физические термины. Понятие, виды понятий. Абстрактные и конкретные понятия. Материя, вещество, физическое тело
| Постановочный
(вводный) урок
| Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают физические явления
| Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек).
Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты
| Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
| Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения
|
|
2
| 2
| Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин
| Физические методы изучения природы. Наблюдения. Свойства тел. Физические величины. Измерения. Измерительные приборы. Цена деления.
Лабораторная работа № 1. "Определение цены деления измерительного прибора"
| Решение общей учебной задачи - поиск и открытие нового способа действий
| Описывают известные свойства тел, соответствующие им величины и способы их измерения. Выбирают необходимые измерительные приборы, определяют цену деления
| Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи
| Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
| Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания
|
|
3
| 3
| Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений
| Физические величины. Время как характеристика процесса. Измерения времени и длины. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение.
Лабораторная работа № 2. "Измерение объема тела"
| Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач
| Измеряют расстояния и промежутки времени. Предлагают способы измерения объема тела. Измеряют объемы тел
| Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами
| Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы в способ своих действий
| Владеют вербальными и невербальными средствами общения. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь
|
|
4
| 4
| Научные методы познания
| Гипотезы и их проверка. Физический эксперимент. Моделирование объектов и явлений природы
| Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач
| Наблюдают и описывают физические явления. Высказывают гипотезы и предлагают способы их проверки
| Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели
| Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
| Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, планировать общие способы работы
|
|
5
| 5
| Физика и мир, в котором мы живем
| История физики. Наука и техника. Физическая картина мира
| Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях
| Проходят тест по теме "Физика и физические методы изучения природы". Составляют карту знаний (начальный этап)
| Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выполняют операции со знаками и символами
| Ставят учебную задачу на год, предвосхищают временные характеристики достижения результата и уровень усвоения
| Умеют слушать собеседника, формулировать вопросы. Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми
|
|
Личностные результаты освоения темы: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности, познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, готовность к равноправному сотрудничеству, оптимизм в восприятии мира
|
Фаза постановки и решения системы учебных задач
|
| Первоначальные сведения о строении вещества
| 6 ч
|
6
| 1
| Строение вещества. Молекулы
| Атомное строение вещества. Промежутки между молекулами. Тепловое движение атомов и молекул. Взаимодействие частиц вещества
| Постановка и решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия
| Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости
| Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
| Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
| Владеют вербальными и невербальными средствами общения
|
|
7
| 2
| Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
| Броуновское движение. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия
| Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
| Наблюдают и объясняют явление диффузии
| Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы
| Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи
| Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь
|
|
8
| 3
| Взаимное притяжение и отталкивание молекул
| Взаимодействие частиц вещества. Деформация. Пластичность и упругость. Смачивание и несмачивание
| Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
| Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения
| Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений
| Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи
| Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы
|
|
9
| 4
| Агрегатные состояния вещества
| Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел
| Обобщение и систематизация новых ЗУН и СУД
| Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества
| Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей
| Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
| Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
|
10
| 5
| Строение вещества
| Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел
| Контроль и коррекция - формирование самоконтроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения
| Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества.
| Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных
| Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона
| Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения
|
|
11
| 6
| Строение вещества
| Агрегатные состояния вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел
| Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения ЗУН и СУД
| Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и технике
| Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
| Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат
| Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми. Осознают свои действия
|
|
Личностные результаты освоения темы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; доброжелательное отношение к окружающим.
|
| Взаимодействие тел
| 21 ч
|
12
| 1
| Механическое движение. Скорость
| Механическое движение. Траектория. Путь. Скорость. Скалярные и векторные величины. Единицы пути и скорости
| Вводный урок - постановка учебной задачи, поиск и открытие нового способа действия
| Изображают траектории движения тел. Определяют скорость прямолинейного равномерного движения
| Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами
| Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
| Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений
|
|
13
| 2
| Равномерное и неравномерное движение
| Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость
| Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
| Измеряют скорость равномерного движения. Представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.
| Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)
| Сличают свой способ действия с эталоном
| Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности
|
|