Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 79.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.04.2014
Размер79.02 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
РМО учителей химии и биологии

Доклад на тему:

«Использование регионального компонента в преподавании химии и биологии»

учитель химии и биологии

МОУ Ивановская СОШ

Ершова М.К.

-август 2013-

Важным направлением модернизации образования является возможность вариативности содержания обучения за счет сочетания федерального, регионального и школьного компонентов. В последние годы как в России на федеральном уровне, так и во многих региональных образованиях приняты нормативные правовые акты, позволяющие в рамках единого образовательного пространства отразить в содержании обучения особенности регионов, вводя в содержание региональный компонент. В связи с этим возникла проблема разработки регионального компонента государственного стандарта общего среднего образования и его реализации в практике работы школ.

Большое значение имеет использование регионального компонента в обучении биологии. На уроках биологии необходимо изучать достаточное количество информации, охватывающей растительное и животное многообразие края, а также деятельность человека и состояние экологии.

Привлечение школьников к познанию родного края - это процесс дарования им Родины. Это та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Разработка региональной составляющей содержания, во взаимосвязи с краеведческим подходом, позволяет установить связь между известными фактами из окружающей действительности и исследованным местным региональным материалом.
Природное, культурно-историческое, социально- экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет учащимся адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

При отборе содержания регионального компонента было проштудировано много дополнительной литературы, изучены имеющиеся материалы музея «Куликово поле», Куркинского краеведческого музея, использовались воспоминания местных жителей.

После этого мной было разработано содержание рабочих программ по биологии с региональным компонентом с 5 по 11 класс. Составлено календарно-тематическое планирование, в котором региональный компонент составляет 10-15 % учебного времени.

В 5 классе дети узнают о растениях и животных, обитающих в нашей местности, мерах их охраны, культурных растениях, домашних животных.

При изучении разделов «Горные породы», «Почва» говорим о полезных ископаемых, добываемых в нашей области, видах почв и их охране.

С самых первых уроков природоведения учащиеся ведут календарь природы, где ежедневно отмечают изменения температуры, облачности, осадков, ветра, ведут фенологические наблюдения за растениями и животными. Это дисциплинирует ребят, развивает умения наблюдать и анализировать, прививает любовь к родному краю.

В 6 классе при проведении лабораторных работ используем гербарии, или живые растения местных видов. Наглядный материал изготавливаем при проведении экскурсий, собираем листья, семена и плоды.

При изучении семейств растений отбираем те, которые наиболее распространены в нашем крае: крестоцветные, пасленовые, розоцветные, злаковые. Культурные растения этих семейств хорошо знакомы детям. Обращаем их внимание на агротехнику выращивания этих культур, учитывая местные традиции. На одном из уроков знакомлю детей с деятельностью выдающегося ученого агронома Ивана Александровича Стебута, который в 1870 г. организовал опытное хозяйство в сельце Кротком (близ Птани) Тульской губернии. Основал Богородицкий с/х техникум (1898).

При изучении животных в 7 классе рассматриваем темы «Животные Тульской обл., занесенные в Красную книгу», «Животные различных систематических групп, обитающие в нашей местности, их образ жизни, значение в природе и жизни человека, их охрана».

Курс биологии 8 класса включает в себя экологические основы сохранения здоровья, влияние экологической обстановки в регионе на различные системы органов человека, Инфекционные заболевания Тульской области и меры их профилактики. Рассматриваем развитие здравоохранения в Тульской области и Куркинском районе в частности. С нашим краем связаны имена И. М. Сеченова, который вместе с женой М.А. Сеченовой-Боковой работал в с. Петровское Алексинского района над созданием газоанализатора - аппарата для изучения дыхания человека; Снегирева В.Ф. - основателя отечественной гинекологии, который бесплатно лечил больных и основал больницу в г Алексин; Стечкина Я.С. - хирурга; Раевского П.И.(уроженца и последнего владельца с. Никитское) - создателя медицинских учреждений в Епифанском уезде и в с. Никитское в частности; Тизенгаузена К.А., работавшим в Масловской участковой больнице, в январе 1925 года организовавшем Куркинскую больницу и работавшем в ней до

1957 г. Изучение исследований учёных, работающих в регионе, их биографий, высказываний, трудов способствует воспитанию чувства гордости за свою малую родину.

В курс общей биологии 9-11 классов включается материал о местных природных сообществах, охране растительного и животного мира, антропогенном воздействии на природу, сортах растений и пород животных, выращиваемых на с/х производстве в нашей местности и др.

При изучении экологической обстановки в Тульской области рассматривается вопрос о загрязнении окружающей среды предприятиями металлургической и химической промышленности, развитыми в нашем регионе.

При изучении биологии содержание регионального компонента необходимо дополнять малоизвестным местным материалом, который пробуждает интерес к изучению предмета и может помочь школьнику быть более эрудированным в вопросах биологического, зооботанического разнообразия природы края, способствует адаптации в сложных условиях, нередко возникающих в природной среде. Использование на уроках биологии местного материала позволяет учителю переориентировать учащихся на их экологическое образование и самообразование.

В плане практической экологической деятельности ребята участвовали в подсчете птиц, в высадке ковыля на полях музея-заповедника «Куликово поле, очистке и благоустройстве родника в д. Ивановка, очистке берегов Ивановских прудов от мусора.

Большой вклад в изучение регионального компонента вносит исследовательская деятельность учащихся по изучению экологического состояния прудов д. Ивановка, видового состава флоры и фауны водоемов; составлению экологического паспорта школы, в ходе работы над которым учащиеся исследовали санитарно-гигиеническое состояние классов, других помещений школы, составили экологические паспорта комнатных растений, выявили их влияние на здоровье человека, подробно изучили видовой состав растений, высаженных вокруг школы и описали их. Основной результат этой работы – гармонизация содержания экологического образования и обучения природосберегающим технологиям на основе регионального компонента. .

Хотя в курсе химии не предусмотрен как таковой региональный компонент, поскольку вопросы охраны окружающей среды актуальны для всех регионов, но наша Тульская область имеет множество промышленных предприятий, деятельность которых очень сильно влияет на экологическую обстановку в области, на здоровье людей, на флору и фауну области, поэтому эти вопросы я тоже включаю как региональный компонент при изучении химии.

Варианты реализации содержания:

  1. фрагментарное включение материалов в урок в виде сообщений, презентаций, мини-проектов, расчетных количественных и качественных задач с эколого-производственной направленностью.

  2. исследовательские работы.

  3. уроки-дебаты, диспуты, уроки-исследования; конференции; мастер-классы, экскурсии.

Деятельность учителя по реализации данного вопроса в курсе химии включает разработку содержания регионального компонента на основе изученной литературы, отбор информации научного, практического и статистического характера.

При изучении различных химических веществ, в частности металлов, рассматриваем способы их получения на Косогорском металлургическом предприятии, НПО Тулачермет. При изучении удобрений говорим о работе Щекинского и Новомосковского объединений «Азот». При изучении СМС рассматриваем производство на Новомосковском химическом предприятии и т.д. С точки зрения экологии говорим о различных возможных выбросах с этих предприятий и их влияния на здоровье человека: оксиды углерода, серы, азота, углеводороды, токсические металлы, кислотные дожди, их происхождение.

Когда говорим о применении различных химических веществ в быту (моющие средства) предлагаю способы применения нетоксичных средств, таких как обычная соль, пищевая сода, хозяйственное мыло, уксусная и лимонная кислоты, нашатырный спирт.

На уроках также рассматриваем проблемы утилизации отходов химического производства, бытового мусора. Учащиеся изучают, планируют, предлагают свои варианты использования отходов и очищения земной поверхности:

1. Золошлаковые отходы используются для выработки кирпичей на заводах силикатного кирпича.

2. Отвальные металлургические шлаки перерабатываются в дробильно-сортировочных комплексах.

3. Применение перерабатывающей регенерационной установки для отработанных масел.

4. Брикетирование металлосодержащей пыли на электрометаллургических комбинатах.

5. Создание производства по переработке резинотехнических отходов.

При освещении вопроса об охране воды, водных ресурсов в темах: «Вода. Растворы», «Электролиты. Неэлектролиты» необходимо делать акцент на способы очистки и химические методы сохранения чистоты, а также исследовать меры и способы устранения негативного влияния деятельности предприятий и человека на состояние близлежащих озер, рек, родников.

Реализация регионального компонента на уроках химии позволяет:

  • расширить и углубить базовые компоненты содержания образования;

  • внести экологическую и политехническую направленность в обучение химии;

  • ознакомить с состоянием окружающей среды, с вопросами ее охраны;

  • воспитывать у учащихся ответственное отношение к природным ресурсам родного края;

  • формировать знания о принципах рационального природопользования, позволяющих развивать производство и при этом обеспечивать охрану окружающей среды;

  • изменять психологию школьников в процессе их общения с природой;

  • развивать экологическое мышление, чувство личной ответственности за сохранение биосферы;

  • проводить профориентационную работу, заключающуюся в знакомстве с профессиями химического профиля, необходимыми на предприятиях области, и информировать об учебных заведениях, готовящих будущих специалистов;

  • привлекать краеведческий материал, воспитывая гордость за свой регион, желание жить на родной земле и приумножать ее богатства;

  • работать со специальной литературой, расширять кругозор учащихся, развивать способность к самообразованию.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск