Е.В.Чудинова
Е.Н.Букварева
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир»
для 3 класса
(система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Москва
2013 год
Методическое пособие для учителя 1
1. ВВЕДЕНИЕ 5
1.1.Задачи и предмет курса, особенности третьего года обучения 5
1.2. Описание учебно-методического комплекта для 3 класса 10
1.2.1. Состав полного учебно-методического комплекта для 3 класса 10
1.2.2. Учебник и его особенности 10
1.2.2. Рабочие тетради на печатной основе (в двух частях) 13
1.2.3. Тетрадь для проверочных работ 13
1.2.4. Тетрадь заготовок 13
1.2.5. Цифровые ресурсы 14
1.2.6. Необходимое оборудование и материалы к урокам 14
1.3. Результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе и и способы их достижения 15
1.3.1. Основные личностные результаты 16
1.3.2. Основные метапредметные результаты 16
1.3.3. Основные предметные результаты 17
1.4. Навигатор по заданиям учебника для 3 класса 21
1.4.1. Задания на обеспечение основных групп образовательных результатов 21
1.4.2. Задания на достижение личностных результатов 22
1.4.3. Задания на достижение метапредметных результатов (в том числе, формирование универсальных учебных действий) 23
1.4.4. Задания на достижение предметных результатов 25
1.4.5. Задания на формирование навыков исследовательской деятельности 26
1.4.6. Задания на формирование предпосылок проектной деятельности 26
1.5. Примерное тематическое планирование 26
1.6. Новые формы учебного сотрудничества 32
1.7. Содержание третьего года обучения 34
1.8. Логика учебного движения класса в открытии и освоении способов действий 35
1.9. Методические рекомендации по использованию ресурсов электронного приложения 41
1.9.1. Иллюстрации, видеофрагменты 42
1.9.2. Интерактивные таблицы 43
1.9.3. Анимации 43
1.9.4. Презентации 44
1.9.5. Интерактивные задания в тестовой форме 44
1.9.6. Игры-«бродилки» 45
1.9.7. Конструкторы 45
1.9.8. Лаборатории 46
1.9.9. Определители 47
2. Вариант реализации программы. Поурочные комментарии 47
Урок 1. Стартовая проверочная работа 47
Тема 1: Маршрут - линейная запись пути 48
Урок 2. Открытие способа записи маршрута 48
Урок 3. Ориентиры и знаки на маршрутах 50
Урок 4. Дорога в школу и домой. 51
Урок 5. Безопасность в пути (ОБЖ) 52
Тема 2: Система направлений 53
Урок 6. Направление движения и ориентиры как указатели направления 53
Урок 7. Стороны горизонта. Обозначение направлений на картосхемах 54
Урок 8. Движение Солнца по небу. Ориентирование по Солнцу (урок-тренинг) 56
Урок 9. Ночное небо. Определение сторон горизонта по Полярной звезде 58
Урок 10. Определение сторон горизонта по местным признакам 59
Урок 11. Компас, его устройство и работа с ним 60
Урок 12. Определение сторон горизонта и направления движения по компасу 62
Урок 13. Проверочная работа. Подведение итогов 62
Тема 3: Масштаб – пропорциональное изображение расстояний 63
Урок 14. Изображение расстояний на картосхеме (постановка и решение учебной задачи) 63
Урок 15. Мелкомасштабные и крупномасштабные изображения 64
Урок 16. Москва на картах. Москва – столица нашей Родины. 65
Урок 17. Изготовление плана квартиры 66
Урок 17. Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой. (ОБЖ) 69
Тема 4: Картосхема – изображение местности с указанием направлений и масштаба 69
Урок 18. Материки и океаны Земли. Карта мира 69
Урок 19. Жизнь на разных континентах. 69
Урок 20. Путешествия по планете 70
Урок 21. Путешествие по карте России 70
Урок 22. Просторы России 71
Урок 23. Россия и ее соседи 72
72
Урок 24. Народы России 72
Тема 5: Изолинии на картосхеме 74
Урок 25. Изображение высот и глубин на карте (урок постановки и решения учебной задачи) 74
Урок 26. Работа с туристской картосхемой. Достопримечательности родного края 77
Урок 27. Достопримечательности России и родного края 79
Урок 28. Города России. Москва и Санкт-Петербург 79
Урок 29. Реки и озера России. Обозначение глубины на картах. Поведение на воде (ОБЖ) 80
Урок 30. Заповедные места России. Красная Книга. Ареалы охраняемых животных 80
Урок 31. Изолинии на синоптических картах. Прогноз погоды 81
Тема 6: Профиль местности 82
Урок 32. В горах и на равнинах (урок постановки и решения учебной задачи) 82
Урок 33. Рельеф местности. Формы рельефа 84
Урок 34. Проверочная работа 3 85
Тема 7: Построение и чтение графика 85
Урок 35. Океан и его обитатели 85
Урок 36. Биосфера – живая оболочка планеты (урок постановки и решения учебной задачи) 86
Урок 37. Одомашненные животные 87
Урок 38. Животные-спутники человека 87
Тема 8: Классификация и таблица 88
Урок 39. Растения, животные, грибы и бактерии 88
Урок 40. Животные: насекомые, рыбы, птицы, звери и другие (урок постановки и решения учебной задачи) 89
Урок 41. Работа с таблицами (на разном материале) 90
Тема 9: Чтение и построение разрезов 91
Урок 42. Растения и их значение в природе (урок постановки и решения учебной задачи) 91
Урок 43. Развитие растений 92
Урок 44. Почва – верхний слой земной коры. Состав почвы. Плодородие почвы 93
Урок 45. Животные почвы 93
Урок 46. Образование почвы и разрушение почвы 95
Тема 10: Использование разрезов, графиков, таблиц, картосхем для изучения природных объектов и явлений. Диаграмма – новый способ представления данных 96
Урок 46. Слои земной коры 96
После этого каждая группа по очереди выбирает керн на своем участке, где стоит их флажок. Дети измеряют линейкой высоту каждого слоя, записывают результаты на доске и индивидуально в тетрадях. 98
Урок 48. Горные породы и минералы 99
Урок 49. Виды горных пород. Определение горных пород 101
Урок 50. Минералы. Определение горных пород 103
Урок 51. Полезные ископаемые и их свойства. Использование полезных ископаемых 104
Урок 52. Изменение рельефа местности под действием сил природы. 106
Урок 53. Изменение рельефа местности под действием сил природы. Практическая работа 108
Урок 54. Обобщение. Проверочная работа 4 109
Урок 55. Внутреннее строение Земли 109
Урок 56. Извержения вулканов 110
Урок 57. Землетрясения на Земле (урок постановки и решения учебной задачи) 111
Урок 58. Землетрясения на Земле. Проверочная работа № 5 112
Уроки подготовки к презентации «Наш класс» в рамках проекта «Новая начальная школа» (отработка способа построения и чтения диаграмм) 112
Урок 59. Решение задач по построению и чтению столбчатых диаграмм. Работа с конструктором столбчатых диаграмм 112
Урок 60. Решение задач по построению и чтению круговых диаграмм. Работа с конструктором круговых диаграмм 114
Урок 61. Проверочная работа № 6 115
Тема 11: Обобщение: способы представления данных наблюдений и опытов 115
Урок 62. Рост и физическое развитие человека 115
Урок 63. Развитие психических способностей человека. Игра, учение, работа 116
Урок 64. Здоровый образ жизни – условие правильного роста и развития 117
Урок 65. Причины и профилактика заболеваний 117
Урок 66. Здоровое питание 118
Урок 67. Итоговая проверочная работа 119
Урок 68. Анализ итоговой работы. Что мы умеем и чему хотим научиться 119
|