Скачать 64.68 Kb.
|
« Размножение и развитие земноводных.» Урок для учащихся 7 класса Сарычева Н.Л., учитель экологии МОУ «СОШ р.п. Соколовый Саратовского района Саратовской обл.» Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и умений. Задачи урока: - объяснить особенности размножения и развития земноводных, установить происхождение земноводных от древних кистеперых рыб. - развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать. - воспитание ответственного отношения к учебному труду. Средства обучения: Влажные препараты: «Лягушка», «Внутреннее строение лягушки», таблицы «Развитие лягушки», «Внутреннее строение лягушки». Видеофильм «Тип Хордовые, класс Земноводные». Структура урока:
Планируемые результаты: Учащиеся должны знать: - особенности строения и жизнедеятельности, земноводных как первых наземных позвоночных; - особенности размножения и развития земноводных; - приспособленность к среде обитания; - значение в природе, жизни человека. Учащиеся должны уметь: - распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах, рисунках; - осуществлять связь строения систем органов с выполняемыми функциями. ХОД УРОКА
Фронтальная проверка знаний Изучили особенности строения систем внутренних органов у земноводных. 1. Расскажите об особенности строения кровеносной системы у земноводных. 2. Какое значение имеет кровеносная система в жизни лягушки? (памятка по тетради) 3. Чем кровеносная система лягушки отличается от кровеносной системы рыб. С чем это связано? 4. Чем представлена нервная система у земноводных? Назовите основные отделы 5. Какие отличия вы видите в пищеварительной системе у земноводных по сравнению с рыбами (протоки слюнных желез, настоящий язык, выделяющий клейкое вещество) при проталкивании пищевого кошка помогают глазные яблоки, кишечник более длинный, чем у рыб 6. Назовите органы дыхания у земноводных Тестирование: I вариант II вариант 2. Индивидуальный опрос Задание 1. Нарисуйте схему кровеносной системы лягушки. Укажите органы этой системы. Какое значение имеет кровеносная система в жизни лягушки? Задание 2. Назовите основные отделы головного мозга лягушки. Каковы особенности строения ее головного мозга? Какое значение имеет нервная система в жизни лягушки? Вывод: Особенности внутреннего строения лягушки (наличие легких, 3-х камерное сердце, 2 круга кровообращения, сложное развитие нервной системы и органов чувств) позволяет ей вести наземный образ жизни.
Постановка проблем: Каков годовой цикл жизни земноводных? Как протекает процесс размножения и развития земноводных? Это нам необходимо узнать на сегодняшнем уроке (записываем тему урока). Рассказ учителя. Годовые жизненные циклы у земноводных хорошо выражены в умеренных широтах с резкими сезонными изменениями условий жизни, в отличие от тропической зоны. 1. Как влияют сезонные изменения в природе на процесс размножения? Изучить статью $38 стр.183 - При понижении среднесуточной температуры… Вывод: Земноводные реагируют на понижение температуры. Сравнительно малая приспособленность амфибий к обитанию в наземно-воздушной среде обуславливает резкие изменения образа жизни. 2. Где зимуют земноводные? 3. Что происходит в период зимовки? Вывод: Сезонные изменения условий жизни вызывают резкие изменения биологии амфибий. Земноводные зимуют на суше и в водоемах. В период зимовки амфибии находятся в состоянии оцепенения. 4. Что происходит весной? Вывод: Весной амфибии активны, это связано с размножением. Подавляющее большинство амфибий перемещаются в воду, где происходит спаривание и откладывание икры - мелководье, хорошо прогретое солнцем. Как протекает процесс размножения у земноводных.
- Земноводные, как и рыбы, раздельнополые животные. Различия между самками и самцами выражены слабо у бесхвостых самки крупнее самцов. 2. Чем еще отличаются? 3. Чем представлены органы размножения у самцов? 4. Чем представлены органы размножения у самок? 5. Что мы называем оплодотворением? - У амфибий, как и у рыб, оплодотворение наружное Что же происходит после оплодотворения? (Просмотрев видеоматериал, отвечаем на поставленный вопрос). Самка откладывает икринки в теплых водоемах на поверхности водоема. Как вы думаете почему? Строение икринки (смотрим слайд) - Икринки (яйца) имеют плотную прозрачную оболочку. Как вы думаете почему? Предохраняет яйца от механических повреждений, препятствуют сближению между собой - улучшают доступ кислорода, эти оболочки как линзы собирают солнечные лучи для развития зародыша, верхняя часть яйца черного цвета (пигментированная шапочка) Как вы думаете, почему она черная? Собирает тепло и защищает от вредного ультрафиолетового излучения. Запас питательных веществ в нижней части яйца Что же нужно для развития зародыша? Кислород, питательные вещества, тепло. Через 8-20 суток личинка прорывает оболочку и выходит в окружающую среду. Почему период развития протекает в данных пределах? - Яйцо полностью, но неравномерно дробится и образуется многоклеточный зародыш. Через 8-20 суток зародыш прорывает яйцевые оболочки. В виде личинки головастика - выходит наружу. Личинка напоминает вид рыбы (жаберное дыхание, двухкамерное сердце, один круг кровообращения, наличие боковой линии). В процессе развития у головастика происходят важные изменения (метаморфозы) развиваются конечности, из пищеварительной трубки формируются легкие, по мере развития легких исчезают, и внутренние жабры и естественно видоизменяется кровеносная система, трех камерное сердце, два круга кровообращения. Хвост уменьшается, уменьшается форма головы и туловища, развиваются парные конечности и т.д. От начала откладки икры до конца превращения личинки во взрослое животное происходит около 2-3 месяцев. Половой зрелости достигают в возрасте 3-4 года. 1. Как называют этих личинок? 2. А почему головастик? 3. А где живут головастики? 4. Как вы думаете, чем представлены органы дыхания? 5. Сколько кругов кровообращения? 6. Сколько камер у сердца? 7. У каких животных жаберное дыхание и 1 круг кровообращения. Сходство личинок земноводных с рыбами. - У головастика имеется боковая линия, как у рыб 1 круг кровообращения 2-х камерное сердце жаберное дыхание. Закрепление изученного материала 1. Какие особенности строения икры лягушки и расположение ее в водоеме способствуют сохранению тепла, необходимого для развития зародыша? 2. Продолжительность развития зародышей травяной лягушки в икринках до выхода личинок может составить от 8 до 12 суток. Почему длительность развития зародышей в икре может меняться в столь широких пределах? 3. Назовите основные стадии развития лягушки. 4. Какие особенности внешнего и внутреннего строения головастика сближают его с рыбами. Видеоматериал Обратите внимание, кто показан на видеозаписи. 5. Почему головастика нельзя отнести к самостоятельному виду? 6. Какие особенности строения отличают взрослую лягушку от головастика? Заполнить таблицу задание №3 ' Т.П.О. 7. Суринамская пипа откладывает до 50 яиц на спину, самец вдавливает в разбухшую спину, каждое яйцо располагается в своей ячейке. Наружу выходят уже лягушата, закончившие свое превращение. Травяная лягушка откладывает до 3 тысяч. Зеленая лягушка – 8 тыс. Жаба – 10 тыс. Как вы можете, объяснит этот факт? Работа по вариантам Т.П.О. стр. 25 работа 64 стр. 27 работа 67 Домашнее задание: $ 38 правило на стр. 184 Подготовить материал о происхождении земноводных. Список литературы: • Сборник загадок. Составитель М.Т.Карпенко. М, • Праздник осени. Осень в лесу. Спор овощей. Журнал «Начальная школа», 1992, № 7-8 • Пузанкова Т.В. Праздник осени. Журнал «Завуч начальной школы» 2005, № 2, с.33-37 • В гостях у Осени. Сценарии, стихи, песни, игры, танцы. Журнал «Колокольчик», 2002, № 26. |