Предмет: география
Класс: 6
Тема урока: «Разнообразие горных пород»
Тип урока: ОНЗ
Автор: Ахмадеева Вера Ефремовна, учитель географии МБОУ «СОШ № 22» г. Набережные Челны РТ
Основные цели:
1. Сформировать представление о магматических, осадочных и метаморфических горных породах.
2. Сформировать умение выявлять причинно−следственные связи на примере выявления причинно - следственных связей в образовании горных пород при определенных условиях.
3. Тренировать умения работать с текстом учебника.
4. Тренировать умения сравнивать, анализировать, рассуждать, умение оценивать свою деятельность.
5. Тренировать коммуникативные умения, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группах.
Материалы к занятию:
Учебник географии 6 класса, коллекция горных пород, инструктивная карточка. 1. Мотивация к учебной деятельности.
- Какой теме был посвящен прошлый урок? (Внутреннее строение Земли.)
- Что вы узнали на прошлом уроке? (Что Земля состоит из ядра, мантии и земной коры, узнали, что такое минералы и горные породы.)
- Как вы думаете, зачем столько времени уделяется изучению горных пород? (Горные породы играют большую роль, они используются людьми в хозяйственной деятельности.)
- Хорошо, правильно. Сегодня вы продолжите разговор о горных породах. Каждый из вас на уроке постарается сделать самостоятельно еще один шаг вперед. Возможно, у кого- то будут ошибки, но вы знаете, что, только преодолев собственные ошибки, вы сможете открыть новые знания для самих себя. Вам предстоит интересная, но сложная работа. Я желаю вам успехов и верю, что вы справитесь!
- Как вы будете открывать новые знания? (Мы выясним, что не знаем, поставим цель, составим план и зафиксируем новые знания в виде эталона.)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Прежде чем приступить к открытию, что надо сделать? (Надо повторить то, что нам потребуется для открытия нового.)
- Ответьте на следующие вопросы: каково внутреннее строение Земли (Ядро, мантия, земная кора.)
- В каком состоянии находится вещество в мантии? В ядре? (Вещество находится в твердом состоянии.)
- Из чего состоит земная кора? (Земная кора состоит из горных пород, а горные породы - из минералов.)
- Что такое минералы? (Минералы − это природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками.)
- По каким признакам их различают? (Минералы различают по цвету, твердости, блеску, прозрачности, плотности.)
- Какие редкие минералы вы знаете? (Алмаз, платина, серебро, графит.)
- Назовите самые распространенные минералы. (Полевой шпат, кварц, слюда.)
- А что такое горные породы? (Горные породы − это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.)
- По каким признакам различаются горные породы? (Одни твердые монолитные, другие - пористые и легкие, третьи - рыхлые и сыпучие.)
- На какие группы делятся горные породы по условиям образования? (Магматические, осадочные и метаморфические.)
- Что вы сейчас повторили?
- Теперь попробуйте выполнить новое для вас задание. С какой целью я предлагаю новое задание? (Чтоб мы поняли, чего мы не знаем и поняли, какая тема будет сегодня на уроке.)
- Такое задание называется пробным заданием. Перед вами горные породы. При каких условиях образовались магматические горные породы, из чего образовались и какими свойствами они обладают?
Дети работают в тетрадях.
- У кого нет результата? Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить, в каких условиях образовались горные породы, из чего образовались и какими свойствами они обладают.)
- Кто выполнил задание, вы можете доказать, что выполнили задание правильно? (Мы не можем этого делать.)
3. Выявление причины затруднения.
- Что вы должны были сделать? (Определить в каких условиях и из чего образовались магматические горные породы, определить их свойства.)
- Почему у вас возникли затруднения? (Мы не знаем, в каких условиях и из чего образовались магматические горные породы, и какими свойствами они обладают.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель ваших дальнейших действий. (Мы должны узнать, в каких условиях и из чего образовались магнитные горные породы и их свойства.)
- Какова же будет тема урока? (Условия образования горных пород и их свойства.)
- Давайте сформулируем тему урока короче: «Разнообразие горных пород».
На доске фиксируется тема «Разнообразие горных пород», учащиеся записывают тему в тетради.
- Что вам поможет в работе? (Знания о горных породах, учебник, коллекция горных пород.)
- Что еще надо составить, чтобы реализовать цель деятельности? (Надо составить план реализации цели.)
- Из предложенных шагов составьте план реализации цели.
На доске карточки с шагами плана:
Учащиеся предлагают свои варианты плана, согласованный вариант фиксируется на доске:
5. Реализация построенного проекта.
- Работать вы будете в парах.
Учащиеся реализуют план самостоятельно.
По окончании работы одна пара по желанию проговаривает свой вариант. Остальные дополняют, уточняют. По результатам обсуждений фиксируется алгоритм составления характеристики формы рельефа. На доске фиксируется алгоритм:
- Вы получили последовательность определения условий образования и выяснения свойств горных пород.
- Вы реализовали цель деятельности?
- Что теперь необходимо сделать? (Надо научиться применять новые знания при выполнении заданий.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Я предлагаю вам следующее задание: дать характеристику магматических горных пород.
- Работать будете в группах. Выполняя задание, вы должны проговорить друг другу каждый шаг ваших действий. Полученный результат запишите в тетради.
Учащиеся проговаривают друг другу каждый шаг, опираясь на эталон. Затем один ученик проговаривает вслух, фиксирует результат на доске. Ответ уточняется, дополняется другими детьми.
1.Магматические - это породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердевании
| 2. Глубинные
| 2. Излившиеся
| 3.Образуются из медленно остывшей магмы на глубине
| 3. Образуются на поверхности из лавы
| 4. Габбро, диорит, гранит
| 4. Базальт, андезит, липарит, пемза
| 5. Плотные, твердые, тяжелые, блестят
| - Можете ли вы приманить данный алгоритм при характеристике других горных пород? (Да можем.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Вы готовы поработать самостоятельно, проверить свое понимание, как использовать построенный способ при выполнении заданий? (Да.)
Учащимся предлагается выбрать одно из двух заданий и выполнить его самостоятельно.
Задание 1:
Дать характеристику осадочным породам.
Задание 2.
Дать характеристику метаморфическим горным породам.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетрадях. Затем сопоставляют свои работы с образцом для самопроверки.
Образец выполнения задания 1:
1. Осадочные - осаждаются на дне океанов, морей, других водоемов и на суше.
| 2. Обломочные
| 2. Химические
| 2. Органические
| 3. Образуются под влиянием ветра текучих вод, колебаний температуры и других воздействий разрушаются скалы.
| 3. В воде морей, океанов и некоторых озер растворено много химических веществ.
При изменении условий эти вещества осаждаются на вне водоемов. Со временем уплотняются и превращаются в горные породы.
| 3. Образуются из остатков живых организмов
| 4. Песчаник, известняк, песок, галечник, гравий.
| 4.Гипс, поваренная соль.
| Из остатков растений - уголь.
Из остатков животных-известн
як
| 5.Рыхлые или сыпучие, легкие или средней тяжести.
|
Образец выполнения задания 2:
1. Метаморфические. Греческое слово «метаморфоза» означает «превращение».
| 2. ---
| 3. Образуются в глубинах земной коры. Там под влиянием сильного нагревания и сжатия одни горные породы превращаются в другие
| 4. Известняк – в мрамор, песчаник – в кварцит, глина – в глинистый сланец, гранит – в гнейс.
| 5. Плотные, твердые, тяжелые.
| - Проверьте себя по образцу для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?»
- Что вы использовали при выполнении задания? (Построенный алгоритм, учебник, коллекцию горных пород.)
- У кого были затруднения при выполнении задания?
- На каком шаге было затруднение?
- Используя образец для самопроверки, исправьте ошибки.
- У кого не было затруднений, и работа выполнена, верно?
- Молодцы! Вы хорошо справились с работой.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Работа на этапе может быть индивидуальной или парной.
- Можете ли вы проследить последовательность превращения горных пород на Земле? Попробуйте составить цепочку. После выполнения работы обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу друг друга. Обсудите полученные результаты.
- Магматические-------------осадочные обломочные----------------метаморфические.
Разрушение движение з. к.
- Задание на интерактивной доске.
Жак Паганель составил таблицу деления горных пород на три группы по условиям образования но, вероятно, допустил ошибки. Найдите ошибки и исправьте их. Дети по порядку выходят к доске и исправляют ошибки, кто с заданием не справляется, помогает класс.
Магмат - ие глубинные
| Магмат - ие излившиеся
| Осадочные обломочные
| Осадочные химические
| Осадочные органические
| Метамор-
фические
| Гранит +
Мрамор -
| Базальт +
Андезит +
| Глина +
Песок +
Пемза –
Повар соль-
| Гипс +
Известняк –
| Мел +
Ракушечник +
| Гранит – гнейс +
Известняк - мрамор +
| 9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Какие бывают по происхождению горные породы, из чего они образованы, при каких условиях они образованы и их классификацию.)
- Какое затруднение вы испытали?
- Как вы смогли его преодолеть?
- Что вы использовали при открытии нового знания?
- Состоялось ли самостоятельное открытие нового знания?
- Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?
- Помогла ли вам работа в парах? Поблагодарите друг друга за помощь в совместной работе.
- Проанализируйте свою работу на уроке.
Учащимся предлагаются карточки с утверждениями:
- На следующем уроке вы выясните, каким образом человек влияет на литосферу и на горные породы.
Домашнее задание:
|