Скачать 53.48 Kb.
|
Окружающий мир. 4 класс. Тема: «Каменное царство» Цель: формирование и расширение представлений о горных породах и полезных ископаемых и об их использовании. Задачи:
Оборудование:
Ход урока 1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний учащихся Ребята, я загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина.) Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. ( Гранит). Одну её не едят, А без неё мало что едят.(Соль) Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Каменный уголь) - Что объединяет эти объекты? (Полезные ископаемые) - А что такое полезные ископаемые? (Горные породы и минералы). Догадались, о чем мы с вами будем говорить? И тема нашего урока «Каменное царство». - А что вы знаете о глине, граните, соли, каменном угле? - Что вам хочется узнать про эти полезные ископаемые? -Люди, каких профессий занимаются научными исследованиями? (учёные) - А в чем заключается их работа? Вот сейчас и вы будете учеными. В своих лабораториях вы проведете исследования и сделаете открытия. С чего вы начнете свои исследования?(Рассмотреть, прочитать, проделать какие то опыты) 3. Изучение нового материала Исследовательская работа. Цель: определить состояние и свойства гранита, соли, каменного угля и глины. - На столах лежат листочки с инструкцией по изучению свойств материалов неживой природы. Сейчас, в своих лабораторий вашим группам предстоит определить свойства гранита, соли, каменного угля, глины; сделать вывод об их происхождении (образовании). Но сначала вспомним правила работы в группах.(Ответы детей) Работа в группах: 1 группа – соль 2 группа – глина 3 группа – каменный уголь 4 группа – гранит(слайд 4) -Дети, используя карточку инструкцию, выполняют исследовательскую работу. Защита своих исследований. (Сверить с таблицей)
- А теперь сравним полученные результаты. По каким общим признакам можно классифицировать эти горные породы на две группы? Горные породы Гранит соль Глина уголь Магматические Осадочные - Горные породы рождались по - разному. Одни рождались в глубине Земли и вместе с раскаленной выносились к поверхности, в земную кору. Остыв , они образовывали на глубине скопления гранита, базальта, разных руд. Осадочные – это породы, которые появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных живых организмов. За миллионы лет они образовали огромные скопления. Осадочные породы образовались так же и в результате разрушения гор. Солнце , вода и ветер превращали их в мелкие частицы. Попав в водоемы, они постепенно оседали и в определенных условиях превращались в твердые горные породы. - Итак, что же вы узнали про горные породы? Вывод: горные породы образуются по-разному. 4.Физминутка Тихо все ребята встали. Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли, Опустили разом вниз, Тихо, тихо все садись. Что еще мы не сказали про эти полезные ископаемые? (Где применяются?) А чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к учебнику. Стр.92 – 94. Читаем и ищем ответ на вопрос (Про каменный уголь, глину в энциклопедии)..(Работа в группах) Ответы детей сопровождаются слайдами. 5.Закрепление материала Итак, ребята, вы очень хорошо поработали в своих лабораториях, узнали много интересного о горных породах. И я вам сейчас предлагаю выполнить задание на карточках. Я уверенна, что вы с ним справитесь. Карточка.(Полезные ископаемые разделить на группы по применению человеком) Карточка № 1 Каменный уголь, известняк, малахит, торф, природный газ, каменная соль, гранит, глина, железная руда, рубин, песок, изумруд, нефть, медный колчедан, мрамор.
- Ребята, а вы все объекты распределили? Почему? А хотите узнать больше про эти горные породы и минерала. Подготовьте на следующий урок сообщения Ребята, а вы знаете, что в природе существует около 4000 тысяч минералов. Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр. 94. (Слайды) 6. Подведение итога урока - Ваша работа напоминала труд учёного-исследователя с той только разницей, что вы исследовали уже открытое, а учёный исследует неизвестное. - Что нового узнали на уроке? 7.Рефлексия Продолжите предложения. - Сегодня на уроке мы познакомились ... - Мне было трудно ... - Я сомневался ... - Мне понравилось ... - Я доволен ... |